РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по литературе (индивидуально-групповые занятия)


Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №138»
Рассмотрено:
на заседании ШМО
протокол №__от____________20____г.
Согласовано:
Заместитель директора
_____________Т.Г. Чикалова
_____________20___г.
Утверждаю:
Директор
____________Л.С. Царькова____________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по литературе
(индивидуально-групповые занятия)
КЛАСС: 11
ВСЕГО: 34часа, 1 час в неделю
УЧИТЕЛЬ: Лебедева Анна Михайловна
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: вторая
г. Нижний Новгород
2015
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
Настоящая программа индивидуально-групповых занятий по литературе для 11 класса создана на основе Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, приказа Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», приказа Минобрнауки России № 9 от 16 января 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400», кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по литературе в 2016 году, спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по литературе, демонстрационного варианта 2016 года.
Цели и задачи обучения по предметуОсновной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения – с другой. Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Курс индивидуально-групповых занятий по литературе введен на основе выбора учащихся и родителей, их заявлений.
Метапредметные связи учебного предмета
Содержание рабочей программы предусматривает межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами (русский язык, история). Так, например, связь с дисциплиной «Русский язык» поможет учащемуся избежать орфографических и пунктуационных ошибок, нарушений языковых норм при выполнении заданий. Для реализации межпредметных связей программой предусмотрены интегрированные задания. Их цель: усилить внимание учащихся к содержанию текста, его художественному своеобразию, постановке проблемы, способствовать развитию мотивации к составлению собственных высказываний.
Учет особенностей учащихся
Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 11 класса является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.
Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».
Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.
В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки.
Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.
Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на занятиях должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Виды и формы контроля
Контроль проводится в виде проверки самостоятельных работ, кратких ответов ограниченного объема, тестов, сочинений.
Используемый учебно-методический комплект
Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2010 год.

Тематическое планирование
№ Тема занятия Формируемые ЗУН
1 Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы. Уметь работать с текстами, со словарями, статьями Д. С. Лихачева.
2 Литература русского Просвещения XVIII века. М. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев (особенности русского сентиментализма). Уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений, работать с текстами. Знать теоретические понятия по литературе.
3 Литература первой половины XIX века. Творчество В. А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады. Уметь анализировать художественные формы.
Знать литературоведческие понятия.
4 «Горе от ума» А. С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного пространства. Язык и стих комедии. Уметь работать с текстом и литературно-критическими статьями, составлять тезисные планы, выполнять тестовые задания.
Знать содержание комедии.
5 Сквозные темы лирики А. С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии. Уметь работать с текстами и словарем литературных терминов, анализировать изобразительно-выразительные средства.
6 А. С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа. Уметь работать с текстом, литературно-критическими статьями и «Словарем языка Пушкина».
7 Русская история в прозе А. С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля. Уметь работать с текстом «Истории Пугачевского бунта» и историческими документами, сопоставлять реальные факты и их изображения в художественном произведении.
8 Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века. Уметь анализировать художественный текст, работать с литературно-критическими статьями.
9 Понятие поэтической преемственности в творчестве М. Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта. Уметь анализировать поэтические формы, составлять устные и письменные высказывания по проблемным вопросам.
10 «Смех сквозь слезы» в сатире Н. В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе. Уметь работать с текстом, словарем литературных терминов, составлять конспект по теме, выполнять сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя.
11 Литература второй половины XIX века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в рамках творчества И. Гончарова. Уметь выполнять сопоставительный анализ, сравнивать, формулировать выводы, наблюдать над языковыми средствами.
12 Мир и личность в драмах А. Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе. Уметь работать с текстом, выполнять анализ драматических произведений.
13 «Герой времени» в романах И. С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары». Уметь выполнять сопоставительный анализ, анализировать типологически сходные эпизоды в различных произведениях.
14 Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Уметь производить анализ поэтической формы, работать с литературно-критическими статьями.
15 Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве Н. А. Некрасова. Уметь производить сопоставительный анализ стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
Знать средства художественной выразительности и их роль в тексте.
16 М. Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе. Уметь выполнять сопоставительный анализ сатирических произведений Фонвизина и Салтыкова-Щедрина.
17 Ф. М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив. Уметь выполнять анализ прозаической формы, составлять развернутые планы, составлять устные и письменные высказывания по заданной проблеме.
18 Л. Н. толстой. Понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи. Система образов. Духовные искания центральных героев романа. Уметь работать с текстом, составлять схематические системы и сложных сюжетных и образных линий.
19 А. П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр. Уметь работать с текстом, наблюдать за языком писателя.
20 А. П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности. Уметь работать с текстом, анализировать драматические произведения, выполнять сопоставительный анализ произведений разных авторов.
21 Русская реалистическая проза начала XX века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы И. А. Бунина и А. И. Куприна. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман). Знать содержание произведений. Уметь производить анализ узловых эпизодов, наблюдать над языком писателей, составлять тезисные планы, составлять высказывания по проблемным вопросам.
22 Проблематика литературы нового времени в произведениях А. М. Горького. Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А. М. Горького. Уметь анализировать художественный текст, работать с литературно-критическими статьями, работать с текстом, анализировать языковые средства выразительности.
Знать содержание произведений, языковые средства выразительности.
23 Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие. Уметь анализировать поэтическую форму, работать с литературно-критическими статьями.
Знать поэтические формы, план анализа поэтических форм.
24 А. А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса. Уметь производить анализ лирических произведений, работать с мемуарной литературой.
Знать особенности анализа лирических произведений и мемуарной литературы.
25 А. А. Ахматова. Лирика. «Реквием». Традиции в русской поэзии. Уметь анализировать лирические произведения, работать с литературоведческим словарем.
26 В. В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии. Уметь анализировать лирические произведения, наблюдать над языком поэта.
27 С. А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии. Уметь анализировать лирические произведения.
Знать особенности анализа лирических произведений.
28 Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева. Уметь выполнять сопоставительный анализ произведений разных авторов с целью выявления авторской позиции.
29 Возвращенная литература: произведения Л. Андреева, В. Набокова, А. Платонова, А. Солженицына Уметь составлять устные высказывания о роли литературы русского зарубежья.
Знать особенности литературы русского зарубежья
30 Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии А. Платонова и Е. Замятина. Уметь выполнять сопоставительный анализ произведений.
31 Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьева. Знать произведения литературы о Великой Отечественной войне
32 Поэзия 70-90-х годов: Н. Рубцов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой. Уметь интерпретировать и анализировать поэтические произведения с опорой на литературоведческие категории.
Знать литературоведческие категории.
33 Русская проза 50-90-х годов: «деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина. Уметь устанавливать внутрилитературные связи изучаемых произведений.
34 Итоговое занятие. Практикум. Выполнение тестовых заданий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать:
особенности подготовки к ЕГЭ по литературе,
нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ,
структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе,
образную природу словесного искусства
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции,
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений,
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития,
черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественного времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии.
Ресурсное обеспечение программы
Акимов В. На ветрах времени. – Л., 1991.
КИМы по литературе.
Литературно-критические статьи В. Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н. Н. Страхова, Н. Добролюбова, А. В. Дружинина, И. А. Гончарова, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина.
Монахова О. Л., Малхазова М. В. Русская литература XIX века: в 3 ч. – М, 1995.
Русская литература XVIII – XIX веков. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. – М., 1995.
Русская литература XX века. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. – М., 1995.
Русская литература XX века. Энциклопедия для детей. – М., 1999.