Осетинские национальные игры как средство физического воспитания


Осетинские национальные игры как средство физического воспитания
В истории физической культуры нашей страны особое место занимают национальные игры. В них отражаются все характерные черты народа. Посредством игр у молодежи воспитывались и развивались физическая сила, ловкость, меткость, скорость, гибкость, умение ездить верхом, владеть оружием и ряд других качеств, необходимых в бою и трудовой жизни народа. Создателем и хранителем народных форм физической культуры, как правило, всегда выступал трудовой народ. 
У осетин общественные игры развивались почти на тех же основах, что и у других народов. В период феодальной раздробленности у осетин господствовали патриархальные родовые пережитки в быту. Низкое состояние производительных сил обусловливало господство древних языческих верований. Было развито почитание культа предков, домашнего очага. Каждая семья, род или фамилия имели своих богов или дзуаров. К примеру, у фамилии Хетагуровых фамильным дзуаром являлся Нарк-дзуар, у Гагиевых — Мыкалгабыр, у Джанаевых и Бурнацевых — Хохы-дзуар, в Тагаурии у Шалаевых — Ног-дзуар и т. д. 
Остатком сознания племенного единства было почитание некоторых дзуаров всем обществом ущелья. В Тагаурском ущелье таким дзуаром был Уацилла, в Алагирском и Дигорском — Реком. Общими дзуарами для всех осетин являлись Уастырджи — бог-покровитель путников, Уацилла — бог урожая, Фалвара — бог-покровитель животных. 
У осетин игры и состязания проводились на всех религиозных праздниках, но главным образом, на общеущельских празднествах, которые продолжались иногда от трех до пяти дней. Так, в Алагирском ущелье на празднество собиралось все население ущелья. Здесь проводились игры и состязания между отдельными фамилиями. Основными видами игр были стрельба, скачки, поднятие тяжестей, метание камня, переход через горную реку Ардон по бревну, борьба, восхождение и бег на гору и т. д. 
В быту осетин игры служили средством физического воспитания, они привлекали к себе внимание почти всего взрослого населения не только ближайшего селения, где в данный момент проводились те или иные игры, но и отдаленных аулов и селений. Интерес к играм был настолько широким, что их проведение не ограничивалось пределами только религиозных и похоронных обрядов. Игры затевались, как правило, на ныхасе6 и специально отведенных площадях. Существовали аульные и общеущельские площадки, которые выполняли роль стадионов. Эти площадки существовали с незапамятных времен. В Алагирском ущелье, например, площадка была расположена в районе селения Нар, называлась она Пота, площадь ее составляла около 2400 кв. м. Недалеко от селения Бад располагалась площадка Зилахар, а в Дигории местом игр были площадки Мадзаска и Ма-цута. Общеизвестным стадионом являлась поляна в районе селения Коби в Дарьяльском ущелье. Именно ей обязана своим происхождением известная осетинская поговорка: «Къобы фæзы бæрæг уыдзæн», т. е. мужество проявится на Кобинской площадке. 
Большое значение придавалось военным играм, которые готовили юношей-осетин к судьбе воинов. Основное внимание уделялось умению хорошо ездить на лошади, метко стрелять на скаку, спрыгивать с лошади на скаку, хорошо владеть шашкой, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ловко лазить по скалам, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы и умело их использовать в единоборстве с противником с кинжалом в руках и без него. 
Из всего сказанного ясно, что игры имели для осетин жизненно важное значение, являлись прежде всего важнейшим средством воспитания молодежи, а также развлечения и массовыми зрелищами. 
Метание с плеча
Цель игры: укрепление мышц плечевого сустава, туловища, мелких мышц рук, развитие ловкости, глазомера.
Для данной игры берется мешочек с песком весом 200—300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.
Правила игры:
место удара мешочка о землю отмечается;
выигрывает тот, кто бросит дальше всех.
Вариант игры: метание можно проводить снизу.
ГаккарисЦель игры: развитие ловкости, укрепление мускулатуры туловища, ног.
На игровой площадке по кругу на расстоянии 40—50 см друг от друга чертят круги. В них на корточках приседают игроки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась за чертой круга.
Правила игры:
игрокам разрешается время от времени касаться руками пола;
водящий не должен ударять сидящего ногой, а слегка только подталкивать его;
по договоренности водящему разрешается менять ногу, на которой он прыгает.

Жмурки-носильщики
Цель игры: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.
В одном конце игровой площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают десять каких-нибудь мелких предметов (детские игрушки, камешки и т. п.). На другом конце игровой площадки ставят два стула шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трех-четырех друг от друга.
Из числа играющих выбираются два носильщика. Они садятся лицом к столику, им завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов.
Правила игры:
побеждает тот, кто раньше справится с заданием;
переносить можно только по одному предмету;
во время игры надо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

Борьба за флажки
Цель игры: воспитание выдержки, организованности, внимательности.
В игре участвуют две команды. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих.
Задача играющих — завладеть флажком противника, сохранив свой.
Правила игры:
в процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком;
начинать игру надо по сигналу;
в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.