Открытый урок в 5 классе на тему: Признаки делимости натуральных чисел на 2,3, 5, 9,10.


Тема: Признаки делимости натуральных чисел на 2,3, 5, 9,10.
Цель:. Познакомить учащихся с признаками делимости натуральных чисел на 2,5 и 10
Учебно-воспитательные задачи
с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися признаков, позволяющих без непосредственного деления определять делимость на 2, на 5, на 10; (формирование умений новых способов действий): формировать у учащихся навыки определения чисел, делящихся на 2, на 5, на 10 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости;
Развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению, развивать логическое мышление. Развивать умение работать в группах.
Создать условия для воспитания коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность.
Знать: понятия делителя и кратного натурального числа, простого и составного чисел, основное свойство делимости, признаки делимости натуральных чисел на 2, 5 и 10
Уметь : применить теоретические знания в практической деятельности
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в парах
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные. репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские
Оборудование: презентация, иллюстративный материал, раздаточный материал,
План урока:
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала. “Открытие” детьми нового.
4. Физкультминутка.
5.Первичное закрепление изученного материала.
6.Домашнее задание.
7. Итог урока
8. Рефлексия
Ход урока
1.Организационный момент.
На доске слова.
Эпиграф к уроку:
«Да, путь познания не сладок,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет»
Учитель приветствует учащихся..
2.Актуализация знаний
А)Перед вами две ромашки. Одна для чётных чисел, другая для нечётных. Ваша задача дополнить ромашки нужными числами.( слайд 3)
Б) - Назовите несколько чисел, кратных: а)9, б) 15. (а) 9, 18, ,36,90,… б) 15, 30, 45, 60, ..).(слайд 4,5)
В)Назовите простые числа. (11, 2, 19, 41, 5, 13, 67)
- Перед нами коробки с конфетами, мандаринами, орехами. Известно, что в коробках с конфетами – числа, кратные 2; с мандаринами – кратные 5, с орехами – кратные 10.
- А что значит кратные?
- Ваша задача в парах: как можно быстрее отыскать коробки с конфетами, мандаринами и орехами. Заполните таблицу.  (Пара, выполнившая задание первой выносит результат на доску перемещением верного набора чисел с коробок в таблицу).
- А с какими числами осталась коробка? ( С простыми ).
- А как вы определили, что число делится на 2? на 5? на 10? (Делили)
- А можно ли, не выполняя, деление определить, делится ли число на 2, на 5, на 10?
- Ребята, какая у нас сегодня учебная задача?
3.Изучение нового материала. “Открытие” детьми нового.
- Найдем кратные чисел 2, 5, 10. Записываются несколько на доске.
- Как удобнее их искать?
- Можно ли найти все кратные?
- А теперь посмотрите, подумайте в группах: 
1 колонка: что общего у чисел, делящихся на 2?
2 колонка: что общего у чисел, делящихся на 5?
3 колонка: что общего у чисел, делящихся на 10?
- С помощью каких примет можно определить делимость чисел на 2, на 5, на 10?
- Сформулируйте тему урока? (Признаки делимости на 2, на 5,на 10). Помещается прямоугольник цвета фона в корзину с верхней части доски и открывается тема урока.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока “Признаки делимости на 2, на 5, на 10.
- Сформулируйте признак делимости на 2?
- Сформулируйте признак делимости на 5?
- Сформулируйте признак делимости на 10?Признак делимости на 2. Если число оканчивается четной цифрой (0, 2, 4. 6 или 8), то оно делится на 2. Например: числа 12, 123458, 555134, 10, 756 - делятся на 2, числа 223, 11, 24685, 767, 578349 - не делятся на 2.
Признак делимости на 5. Если число оканчивается цифрой 5 или 0, то оно делится на 5. Например: числа 20, 2345, 128670, 985 - делятся на 5; числа 184, 2964557, 11, 976, 88 - не делятся на пять. Признак делимости на 10. Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 10. Например: числа 20, 2340, 128670, 980, 1300 - делятся на 10;
числа 184, 2964557, 11, 976, 88 - не делятся на 10
- На чём все эти признаки основаны? (На делимости последней цифры).
4.Физминутка.
5.Первичное закрепление изученного материала.
1.Выполнение задания с комментированием с места по цепочке: 
- Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2, на 5, на 10:
285, 612, 140, 147, 95, 78, 2156, 3100, 2005, 6420, 3134.
2.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
Из представленных чисел
16, 25, 70, 604, 360, 285, 98, 22, 211, 144, 300, 781,
выберите те числа, которые:
1) делятся на 2, но не делятся на 5; (16, 604, 98, 22, 144)
2) делятся на 5 и на 10; (70, 360, 300)
3) не делятся на 2, но делятся на 5; (25, 285)
4) не делятся на 10; (16, 25, 604, 285, 98, 22, 211, 144, 781)
5) не делятся ни на 2, ни на 5, ни на 10. (211, 781)
6. Домашнее задание (разбирается вместе).
-Выучить признаки делимости. № 582, №571 № . или подготовить реферат «где в жизни можно применить признаки делимости»
7. Итоги урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?
- Как по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 2, на 5, на 10 или нет?
- Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему это произошло?
- Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в дальнейшем подобных ошибок?
- Что понравилось на уроке и почему? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Рефлексия.(дополни предложение)
Я узнал (а) ...
Я научился (ась) ...
Было интересно ...
Я не понял (а) ...
Было трудно ...Я ставлю себе оценку ...
Эпиграф к уроку:
«Да, путь познания не сладок,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет»

Самостоятельная работа.
Из представленных чисел 16, 25, 70, 604, 360, 285, 98, 22, 211, 144, 300, 781, выберите те числа, которые:
1) делятся на 2, но не делятся на 5;
2) делятся на 5 и на 10;
3) не делятся на 2, но делятся на 5;
4) не делятся на 10;
5) не делятся ни на 2, ни на 5, ни на 10.
Я узнал (а) ...
Я научился (ась) ...
Было интересно ...
Я не понял (а) ...
Было трудно ...
Я ставлю себе оценку ...
Лист самооценки.
№ п/п Вид деятельности Критерии самооценки Самооценка
1 Работа в парах Участвовал в работе в паре– 1 балл.
Не участвовал в работе в паре– 0 балл.
2 Формулировка темы урока, цели и задач урока Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла.
Я смог определить только тему урока 1 балл.
Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.
3
Работа в группе . Участвовал в работе в группе– 1 балл.
Не участвовал в работе в группе– 0 балл.
4. Формулировка признаков Ясам смог сформулировать 3 признака-3 балла.
Я смог сформулировать только 2 признака-2 балл.
Я не смог сформулировать только 1 признак – 1 бал 5. Самостоятельная работа Сделал все примеры - 2 балла.
Сделал больше половины – 1 балл
Сделал меньше половины - 0 баллов. 6. Выбор домашнего задания 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера.
Поставьте себе оценку:
если вы набрали:
13-10 баллов - «5»
9 – 7 баллов –
«4»
6 – 4 баллов –
«3»