Конспект занятия по внеурочной деятельности Нет друга-ищи, а нашёл — береги 2 класс


Внеклассное мероприятие
"Нет друга - ищи, а нашел - береги"

Направление: духовно- нравственное
Для обучающихся 2 класса (8-9 лет)
Автор: Муртазина К.Т.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск.
2015
Пояснительная записка
Данное мероприятие поможет детям обобщить и систематизировать представления о дружбе, взаимопомощи и взаимовыручке. Игра "Цветик-семицветик" позволяет ребятам загадать желание не для себя, а для своего верного товарища, друга, она учит детей задумываться о нуждах и потребностях своих друзей. Гость урока крокодил Гена сообщает ребятам правила Дружбы, которые помогут в доступной форме систематизировать и обобщить знания детей о дружбе и товариществе.
Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий другКоммуникативные УУД- формулировать собственное мнение, позицию- уметь общаться, слушать и слышать друг друга- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощьМатериал и оборудование:Для каждого из детей:- Простой карандаш или ручка, клей – карандаш- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь лепестков)

- Книга в подарок В. Катаев «Цветик – Семицветик»- Диплом лучшего друга (купить или распечатать)Для каждой группы:- Конверт с пословицами в виде PUZZLE - Листы А3 с изображением детей



- Карточки - качества (каждой группе – свой конверт с разрезанными карточками)

Для учителя:- Проектор- Конспект- Викторина- Карточки - подсказки для вывешивания на доску- Видео физ. минутка музыкальная- Видео отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» - Мяч мягкий для игры- Смайлики – наклейки для оценкиПредварительная работа: - оформить книжную выставку: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», «Денискины рассказы», «Золотой ключик или приключения Буратино» и другие, где встречается упоминание о дружбе, друзьях- перед проведением классного часа разделить класс на три группы и удобно поставить для работы парты и стулья- проверить техническое оборудование- подготовить места для гостейХод мероприятия:Учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»
- Что вы увидели?- Почему Гена решил написать объявление?(ему было скучно, одиноко, грустно)- Зачем? (решил найти друзей)- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе)

- Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы. -Для начала попробуйте к этому слову подобрать однокоренные (родственные) слова (ребята называют, а потом сравнивают с вариантом учителя)

- А как выдумаете, что такое дружба? (выслушиваем варианты детей)

- Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько. -А как вы думаете, дружить это хорошо? Почему? -Сколько может длиться дружба? -Можно ли обойтись без друзей? -А как вы думаете, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»?-Действительно, дружба может длиться очень долго и появилась она много – много лет назад. Вспомните, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.). Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках. Что такое пословица? (краткое изречение, в котором отражена мудрость народа).Работа в группах: Учитель предлагает поиграть в игру «Собери пословицу». Каждая группа получает конверт. В конверте по две пословицы в виде «PUZZLE» самодельных. Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.



- О чем все эти пословицы? (о дружбе)- А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)- Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах.Викторина (по 3 вопроса каждой команде по очереди):1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … . Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда)4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)5.Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про Дениску Кораблёва и Мишку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассники решили помочь персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору)6.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).7.Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)8.Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)9.Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)- А есть ли друзья у вас? - Почему вы считаете их друзьями? -Какими качествами должен обладать ваш друг?Работа в группах: Учитель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные учителем карты Аз.Все полученные работы вывешиваем на доску:



- Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили) - На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются). - Почему? - Могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? - Давайте попробуем их найти вместе!Игра с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того, кому передают мяч.-Так могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? - А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.). - А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? (станцевать)
- А теперь посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали?Работа в группе: Учитель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:

- Как вы думаете, что означает эта пословица? - Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? - Как его можно потерять, это же не вещь!? (ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним) - А к чему это все может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать и пр.)- Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)- Что это могут быть за правила?- А что делать, если я захочу выполнять только одно какое – нибудь правило, а на остальные не буду обращать внимания? - К чему это приведет? - Что делать, если эти правила будут соблюдать только один из ребят, или два? - Что же делать?- Давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток …)- Кто герой этого произведения?- Что за необычный подарок получила девочка?- Что за желания она загадывала?- Какое было последним? Зачем ей это было нужно? (дружить с Витей, который был болен)- Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (доброта)- Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (быть добрым)- Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила. 

- Какое название мы дадим ему? (Цветок «Дружбы»)- А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия? - Что такое дружба?- Кого можно назвать другом?- Какие правила (законы) дружбы мы теперь знаем?- С каким чувством и настроением мы с вами заканчиваем наш классный час? Выберите свой смайлик - наклейку- По окончанию, я хочу каждому из вас вручить «Диплом лучшего друга», думаю, что каждый из вас может смело называть себя настоящим другом! 

- А еще хочу подарить каждому из вас на память ту самую книгу В.Катаева «Цветик – Семицветик»!