Тема: Нет друга — ищи, а найдешь — береги!


Тема: "Нет друга - ищи, а найдешь - береги!"
Программа: Перспектива
Класс: 1 класс
Учитель:Барсукова Ольга Владимировна
Цель: Помочь детям разобраться в вопросе: “Умеешь ли ты дружить?” Формировать умение эффективно взаимодействовать друг с другом.
Задачи :- Способствовать формированию дружеских отношений с детьми в группе и со своими одноклассниками.
- Помочь научить ценить дружбу, дорожить друзьями, строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Постараться довести до детей Законы дружбы и их значение, на примере конкретных ситуаций.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Самоопределение к деятельности.
1. Чтение притчи о настоящей дружбе.
-Сегодняшнее занятие мы начнем с притчи.
Притча о настоящей дружбе.
В одной далёкой стране жили два друга.
Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.
Любые решения они принимали сообща.
Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.
Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.
И велел он привести к себе неразлучных друзей.
- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.
- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.
Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".
Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.
Страшный эксперимент длился целый месяц.
Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.
А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.
- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
2.Беседа по притче.
- Как вы считаете, о чем эта притча?
- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?
- Чему учит нас эта притча?
- О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?
- А что вы хотите узнать о дружбе? (о настоящем друге, признаках дружбы, о необычной дружбе, и можем ли каждый из вас назвать себя настоящим другом)
-Наше занятие называется “Нет друга – ищи, а найдёшь - береги!”
- Как вы понимаете эту пословицу?
- О чём мы будем говорить на занятии?
III. Основная часть. Работа по теме.
-Давайте выясним, что такое дружба?
1.Законы дружбы.
- Учёные – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением.
-Так были определены десять законов дружбы :-доверять другу;
-делиться новостями, успехами или неудачами;
-уметь хранить чужие тайны;
-радоваться вместе с другом его успехам;
-предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
-стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций;
-не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
-защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
-уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
-всегда выполнять свои обещания.
– Как вы можете объяснить (понимаете) тот или иной Закон?
(Обсуждение каждого из вышеназванных Законов. Передача игрушки соседу после высказывания своего мнения.)2. Качества друга.
– Выберете те качества, которыми должен обладать друг
Скромность, решительность, настойчивость, доброжелательность, общительность, отзывчивость, искренность, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь.-Давайте проверим.
3. Работа над пословицами.
-О дружбе много пословиц сложено. Ваша задача объяснить, почему так говорят, и привести пример ситуации.
(Дети объясняют смысл пословиц и приводят примеры из жизни , подходящие к пословицам.)
4.Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
-А теперь, мы сыграем с вами в игру «Это я, это я, это все мои друзья» и посмотрим какие вы внимательные и дружные.
-Внимательно послушайте вопрос, и если согласны, что это относиться к вам, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». Если же не согласны, то молчите.-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?- Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?-Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?
-Молодцы ребята, вы настоящие друзья.
5.Настоящий друг.
-Как вы понимаете выражение «настоящий друг»?
-А у кого из вас есть настоящий друг? Докажите это.
- Ребята, а кого мы можем назвать другом?
- Друг - это интересная книга, которую читаешь. Друг - это мама, которая поможет в трудную минуту. Друг - это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.
Друзья - это игрушки, которые выслушивают меня. Друг - это мой непослушный щенок.
6. Работа над рассказом "Одинаковые".
-Послушайте рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки-третьеклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на десятки.
- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике десять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…
Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!
– За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?
- А какими качествами должны обладать ваши друзья?
7.Чтение сказки. Работа над сказкой.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
IV. Заключительная часть. Подведение итогов.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
-Вот и подошло к концу наше занятие. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Давайте жить дружно!» И мне думается, эту дружбу вы пронесёте через всю школьную жизнь!
Звучит песня «Настоящий друг».