Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Русский язык с использованием ПК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Русский язык с использованием ПК»
(8 - 9 класс, 34 учебных часа)
Пояснительная записка
Программа носит социально-педагогическую направленность и рассчитана на учащихся, освоивших II ступень обучения (8-9 класс) и получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.
Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Для того чтобы учащиеся могли свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его применения, нужно сформировать у них прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа актуальна на сегодняшний день. Она окажет посильную помощь в подготовке учеников к ОГЭ, даст им прочные знания и умения по русскому языку, воспитает у ребят уверенность в своих силах, желание участвовать в разных мероприятиях по русскому языку и в школе, и за пределами своей школы (олимпиадах, конференциях, семинарах, деловых играх и др.)
Цель программы – создание условий для формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций учащихся.
Задачи:
Формировать навыки грамотного письма.
Развить умения ориентироваться в полученной информации, самостоятельно ставить учебные задачи и адекватно оценивать свои достижения.
Добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали основные правила русского языка, могли иллюстрировать их своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом, а именно: обучение девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать текст, создавать собственный текст, аргументировать, владеть навыками сжатия текста.
Ещё одна важная составляющая программы - упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников, что очень важно сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных грамматических конструкции, например, однородных членов предложения, причастных и деепричастных оборотов, других осложняющих элементов, структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
На каждом занятии предусматривается работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, все виды упражнений подчинены комплексной задаче - развитию речи учащихся, усвоению практической грамотности - и составляют единую методическую систему.
Содержание учебного материала
Количество часов




Подготовка к написанию изложения


Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (приложение)
1

Композиция, логическая, грамматическая структура текста
1

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке
1

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2 (приложение)
1

Контрольная работа № 1. Написание изложения
1

Подготовка к выполнению тестовых заданий


Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3
1

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4
1

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5
1

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6
1

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7
1

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8
1

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9
1

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10
1

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11
1

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 11
1

Правописание производных предлогов.Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)
2

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности
2

Контрольная работа № 2. Тестирование
2

Подготовка к написанию сочинению-рассуждению


Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14
2

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)
2

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16
2

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста
2

Итоговая контрольная работа
3

Итоговое занятие
1

Условия реализации образовательной программы:
При реализации программы будут использоваться лекции, учебные и практические занятия, а применение интерактивной формы обучения будет стимулировать быстрое усвоение материала и позволит апробировать знания на практических занятиях.
Режим занятий: один день в неделю по 45 минут.
Планируемые результаты:
- свободное владение нормами русского литературного языка;
- умение излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение грамотно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные правила;
- владение навыками анализа текста и тестовой культуры.
Система оценки результатов освоения образовательной программы:
- изложение на основе звукового файла;
- решение тестовых заданий в работе с текстом;
- сочинение – рассуждение
Система оценивание безоценочная, зачётная (зачёт/незачёт).

Методическое обеспечение:
Занятия проводятся в группах в форме лекций, учебных и практических занятий и семинаров.
Для проведения занятий по определенным темам создаются интерактивные презентации, раздаточный и дидактический материал в форме письменных и электронных заданий. Для учебных занятий учащимся требуется тетрадь для записей и компьютерная программа Microsoft Office Word. 
Рекомендуемая литература для учителя
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать  с книгой. М., 1995.
8. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Приложение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Цель:
научить делить текст на смысловые части и определять последовательность предложений в связной речи;
выработать навыки формирования высказываний на основе знаний о строении текста.
Слово учителя: Всех нас окружает природа. Она многообразна. Это и удивительные леса, поля, реки, это и диковинные животные, с интересными повадками и привычками. Природа дарит человеку незабываемые минуты наслаждения. Общение с природой – это большая радость. Сегодня наш разговор об этих минутах радости.
(Текст рассказа должен быть распечатан для каждого ученика)
Текст
Зеленовато-желтая синица последним листком порхала в березовых ветках и все "пинькала" да насвистывала. А что, если ее подразнить? Я по-синичьи свистнул.
Синица насторожилась и прислушалась. Я снова свистнул: "Фи-ють, фи-ють, фи-ють, пинь, пиньк" Она стала отчаянно озираться на березы. И сколько ни смотрела – не могла найти своей подружки. Кто же свистел?
Глянула синичка на меня и неожиданно выпела звонко-серебристо: "Тю-ти-ви-тю-тю". Да еще такое, что словами не передать. Спела и с задоринкой прищурилась. Как бы спрашивает меня: "А так-то ты сможешь?"
– Не могу,– признался я и развел руками.– Нет, не могу Голосок у синицы негромкий, да свой. Как ни старайся, а по ее не споешь. И березы слушать не станут, отвернутся. Лес не проведешь.
(В. Юровских)
Задание 1
Прочитайте текст.
Определите его тему и основную мысль.
Озаглавьте текст.
Разделите его на смысловые части в соответствии с данным планом. Обратите внимание, что каждая часть выделяется в тексте красной строкой.
План
1. "А что если подразнить?"
2. "Кто же свистел?"
3. "А так-то ты сможешь?"
Задание 2
Докажите, что слова "синица, ее, по-синичьи, синица, она, синичка, у синицы" организуют межфразовую связь предложений текста.
Можно ли эти предложения поменять местами? Почему? 
Попробуйте пересказать текст от третьего лица.
Задание 3
Как вы думаете, почему писатель пишет, что "березы слушать не станут, отвернутся"?
Какой смысл вложен в предложение "Лес не проведешь"?
Какие птицы нравятся вам? Что вы можете рассказать о них? Составьте примерный план своего рассказа.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Цель:
научить понимать значимость каждой части текста;
выработать навык пересказа текста с изменением категории лица.
Слово учителя: Давайте познакомимся с другими рассказами писателя.
(Текст рассказа должен быть распечатан для каждого ученика)
Текст
Ящеренок
(Начало)
По влажной черной пахоте карабкался крохотный ящеренок. Глинисто-водянистый, с маковинками глаз. Мы осторожно усадили его в пустой спичечный коробок, и он совершил с нами самое, наверное, большое в своей жизни путешествие.
(Средняя часть)
В селе мы открыли коробок. Ящеренок привстал и посмотрел на нас косо расставленными глазенками. В них было столько невыразимой тоски по сырым луговинам, по запахам лесным и всяким букашкам. Мне стало не по себе. Я закрыл коробок и повернул в поле.
– Зачем? – остановили меня. – Пожалел ящеренка, а он, может, вредитель.
– Пусть ночует у нас, – попросили девочки.
(Концовка)
Я оставил коробок на полке. Утром вспомнил, взял в руки и открыл его. Ящеренок был в той же позе, но высох. И только глаза сохранили невыразимую тоску по сырым луговинам.
(В. Юровских)
Задания
Прочитайте сначала весь текст, затем выделенные в нем части. Назовите их. Озаглавьте каждую из них.
Скажите, все ли в этом тексте будет понятно, если прочитать его без начала и без средней части.
Попробуйте пересказать текст от третьего лица.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15
Цель:
актуализировать знания о структуре текста-рассуждения;
выработать навык выделения смысловых частей текста.
(Текст рассказа должен быть распечатан для каждого ученика)
Текст
(1) Как-то я возвращался из поездки по Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нем более трехсот пассажиров. (3) Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4) Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьет беда! (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это решительно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.
(14) Мы не храним красоту не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.
(16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но все же добрая для окружающих.
(17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.
(Д. Лихачев)
Задания
Какова тема текста? Какова основная мысль? Проблема, поставленная в тексте, актуальна?
К какому стилю можно отнести данный текст? Докажите свою точку зрения.
Согласны ли вы с автором, что нужно хранить память о прошлом, в частности восстанавливать и охранять памятники старины?
Какие средства использует автор, чтобы более точно и ярко передать свои мысли?
Какую роль играет повествование в тексте? Как строится рассуждение? Найдите тезис в тексте (предложения 6–8). Обратите внимание, что тезис дан в виде восклицаний, с использованием метафор. Почему? Найдите аргументы. Почему нет прямого вывода в тексте? (Усиление воздействующей функции, призыв к действию).
Как вы думаете, какая схема аргументации соответствует этому рассуждению:
1) вертикальная (рис. 1);
2) горизонтальная (рис. 2);
3) вертикально-сравнительная (рис. 3).










13PAGE \* MERGEFORMAT14915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315