Элективный курс по экологии на тему Экосистема сельского хозяйства


«Согласовано» «Утверждено» «Согласовано» Заместитель Директор МБОУ Председатель муниципальной директора по УВР Старо-Юрашская экспертной комиссии
_____/Саляхутдинова Ф.Т./ средняя школа ЕМР РТ ________/Зарипов Р.И../
« » августа» 2015г _______/Гиззатуллин И.Л./ Приказ № ___
Приказ № от «____» ________ 2015г.
от « » августа 2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Экосистема сельского хозяйства»
для 9 класса на 2015/2016 учебный год
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Старо – Юрашская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Сабирзяновой Ляйсан Равиловны, учителя биологии высшей квалификационной категории









Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » августа 2015г.






Пояснительная записка

Программа элективного курса «Экосистема сельского хозяйства»   предназначена для учащихся 9  классов, рассчитана на 12 часов, 2 часа в неделю, на протяжении 6 недель.
Данный элективный курс  по экологии  относится  к межпредметному (ориентационному) виду и способствует  развитию  функции познавательных возможностей девятиклассников, приобретению опыта работы на уровне повышенных требований, формированию учебной и профессиональной мотивации.
Учебный  материал курса  включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позволяющие формировать исследовательские навыки  в области агроэкологии, воспитывать экологическую культуру и гражданскую сознательность.
В последнее время важное значение приобретает изучение агроэкологии, практическое применение которой находится в области сохранения и рационального использования природных ресурсов. В частности одним из важнейших объектов агроэкологии является почва, оптимизация свойств которой предполагает сохранение и повышение плодородия.       Современный выпускник должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания. Поможет ему в приобретении этих компетенций курс по выбору «Экосистема сельского хозяйства».
Цель курса: формирование у учащихся знаний о естественных и антропогенных экосистемах родного края.
Задачи:
Расширить и углубить знания учащихся о структуре, особенностях, многообразии и значении экосистем Республики Татарстан.
Ознакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми по охране экосистем.
Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их.
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: популяция, экосистема и агроэкосистема;
сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
уметь
приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
объяснять роль экологии в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
Формы организации и методы обучения учащихся:
1.Реферативное сообщение.
2. Создание проекта.
3. Лекция.
4. Практическая работа.
5. Лабораторная работа.
6. Демонстрация слайдов, презентаций.
Формы контроля:
1. Решение экологических задач и упражнений.
2. Решение тестов.
3. Творческий отчет.

Содержание курса.
Введение (1ч)
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания. Вклад К. Линнея, Ж,-Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина в развитие экологии. Вклад русских учёных (А. Т. Болотова, Н. И. Вавилова, В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, В. Н. Сукачёва и др.) в развитие экологии. Экологические «законы» Барри Коммонера. Причины тяжёлого экологического положения в России. Проблемы экологии России. Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные экологические науки. Конкурс презентаций на тему «Экологическая ситуация в моем селе».

Экосистемы (2 ч)
Общая характеристика экосистем. Состав экосистем: живые организмы (автотрофы и гетеротрофы) и абиотические факторы.
Взаимосвязь компонентов экосистемы. Типы экосистем: естественные и антропогенные. Биомная классификация экосистем. Популяция как элемент экосистемы. Биологическая продуктивность экосистем. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Почва. Разнообразие почв России.
Практическая работа №1
Защита рефератов на тему:
«Основные типы гетеротрофных экосистем в вашей местности»
«Живые организмы накопители различных элементов»
Решение экологических задач и упражнений по теме «Законы биологической продуктивности».

Естественные экосистемы (2 ч)
Экологическое равновесие в естественных экосистемах. Взаимодействия между организмами: горизонтальные (конкуренция и взаимопомощь), сигнальные взаимоотношения (зрительные, звуковые, химические), вертикальные взаимоотношения (хищник -жертва, хозяин - паразит); мутуализм. Типы поведения организмов. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
Биологическая индикация.
Многообразие естественных экосистем, их характерные признаки, особенности, видовое разнообразие, значение. Характеристика экосистем леса, степи, пустыни, луга, тундры, горных экосистем, экосистем пресных
водоёмов и морских экосистем. Мероприятия по охране естественных экосистем. Рациональное использование пресноводных экосистем.
Демонстрация таблиц с изображением различных экосистем; просмотр презентации «Экологические системы».
Практическая работа №2
Защита рефератов на тему (по выбору):
«Язык химических сигналов у растений и животных»
«Роль конкуренции в экосистеме»
«Влияние человека на экосистемы и экологические структуры»
«Рациональное природопользование - путь к сотрудничеству человека и природы»
Антропогенные экосистемы. Экосистема сельского хозяйства ( 3ч)
Общая характеристика экосистемы сельского хозяйства. Факторы, влияющие на структуру экосистем. Ресурсы агроэкосистем, их классификация и зна
·чение. Сорняки и вредители сельскохозяйственных растений.
Почва – главное богатство агроэкосистемы. Типы почв агрофирмы «Новый Юраш». Сельскохозяйственное загрязнение: стоками животноводческих ферм, пестицидами, тяжёлыми металлами, загрязнение почвы и продуктов питания нитратами. Мероприятия по охране сельскохозяйственных экосистем.
Энергоснабжение в сельском хозяйстве. Зеленые революции.
Лабораторная работа №1
«Выявление нитратов в почве и в овощах»
Разработка и защита проектов озеленения пришкольного участка и села (4 ч)
История и стили ландшафтного дизайна.
Биологические и декоративные особенности растений, используемых в проектах:
- «Цвети, мой школьный двор!»;
-«Экология села, в котором я живу»
Технология выращивания растений.
Практическая работа №3
Защита презентации, проекта (по выбору)
«Экология села, в котором я живу»
«Цвети, мой школьный двор!»

Учебно-тематический план


п/п
Тема
Кол-во часов
Форма обучения
Форма контроля







Теоретическая
Практическая


1
Введение
1
Лекция.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания.
Вклад К. Линнея, Ж,-Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина в развитие экологии. Вклад русских учёных (А. Т. Болотова, Н. И. Вавилова, В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, В. Н. Сукачёва и др.) в развитие экологии.
Экологические «законы» Барри Коммонера. Причины тяжёлого экологического положения в России.
Проблемы экологии России.
Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные экологические науки.
Конкурс презентаций на тему «Экологическая ситуация в моем селе».

-
Решение тестов по теме








2
Экосистемы
2
Лекция.
Общая характеристика экосистем. Состав экосистем: живые организмы (автотрофы и гетеротрофы) и абиотические факторы.
Взаимосвязь компонентов экосистемы.
Типы экосистем: естественные и антропогенные. Биомная классификация экосистем. Популяция как элемент экосистемы. Биологическая продуктивность экосистем. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем. Почва. Разнообразие почв России.

Практическая работа №1
Защита рефератов на тему (по выбору):
1.«Основные типы гетеротрофных экосистем в вашей местности»
2.«Живые организмы накопители различных элементов»




Решение экологических задач и упражнений по теме «Законы биологической продуктивности».


3
Естественные экосистемы
2
Лекция.
Экологическое равновесие в естественных экосистемах. Взаимодействия между организмами: горизонтальные (конкуренция и взаимопомощь), сигнальные взаимоотношения (зрительные, звуковые, химические), вертикальные взаимоотношения (хищник -жертва, хозяин - паразит); мутуализм. Типы поведения организмов. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
Биологическая индикация.
Многообразие естественных экосистем, их характерные признаки, особенности, видовое разнообразие, значение. Характеристика экосистем леса, степи, пустыни, луга, тундры, горных экосистем, экосистем пресных
водоёмов и морских экосистем. Мероприятия по охране естественных экосистем. Рациональное использование пресноводных экосистем.
Практическая работа №2
Защита рефератов на тему (по выбору):
1 «Роль конкуренции в экосистеме»
2.«Влияние человека на экосистемы и экологические структуры»
3.«Рациональное природопользование - путь к сотрудничеству человека и природы»

Решение тестов по теме

4
Антропогенные экосистемы.. Экосистема сельского хозяйства.
3
Лекция.
Общая характеристика экосистемы сельского хозяйства. Факторы, влияющие на структуру экосистем. Ресурсы агроэкосистем, их классификация и значение. Сорняки и вредители сельскохозяйственных растений.
Почва – главное богатство агроэкосистемы. Типы почв агрофирмы «Новый Юраш». Сельскохозяйственное загрязнение: стоками животноводческих ферм, пестицидами, тяжёлыми металлами, загрязнение почвы и продуктов питания нитратами. Мероприятия по охране сельскохозяйственных экосистем.
Энергоснабжение в сельском хозяйстве. Зеленые революции.

Лабораторная работа №1
«Выявление нитратов в почве и в овощах»
Решение тестов по теме

5
Ландшафтный дизайн.
4
История и стили ландшафтного дизайна.
Биологические и декоративные особенности растений, используемых в проектах:
- «Цвети, мой школьный двор!»;
-«Экология села, в котором я живу»
Технология выращивания растений.
Практическая работа №3
Защита презентации или проекта (по выбору)
1. «Экология села, в котором я живу»
2.«Цвети, мой школьный двор!»

Творческий отчет.






Всего
12






Календарно-тематический план

Тема урока
Коли-чество часов
Практическая часть курса
Дата проведения
Дата фактическая

1
Введение.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания.
1

2.09


2
Экосистемы.
Общая характеристика экосистем.
2
Практическая работа №1
Защита рефератов на тему:
1.«Основные типы гетеротрофных экосистем в вашей местности»
2.«Живые организмы накопители различных элементов»
3.Решение экологических задач и упражнений по теме «Законы биологической продуктивности».

5.09
9.09


3
Естественные экосистемы.
Многообразие естественных экосистем.
2
Практическая работа №2
Защита рефератов на тему (по выбору):
1.«Язык химических сигналов у растений и животных»
2.«Роль конкуренции в экосистеме»
3.«Влияние человека на экосистемы и экологические структуры»
4.«Рациональное природопользование - путь к сотрудничеству человека и природы»

12.09.
16.09


4
Антропогенные экосистемы. Экосистема сельского хозяйства.
Общая характеристика экосистемы сельского хозяйства.
3
Лабораторная работа №1
«Выявление нитратов в почве и в овощах»
19.09.
23.09
26.09.


5
Разработка и защита проектов озеленения села и пришкольного участка.
4
Практическая работа №3
Защита презентации, проекта (по выбору)
1.«Экология села, в котором я живу»
2.«Цвети, мой школьный двор!»

30.09.
3.10.
7.10.
10.10



Итого
12ч.
3






В реализации программы используется учебно-методический комплект для учителя:
Добрынин В.П. О концепции развития сельского хозяйства России. – М.: МСХ, 2006г;
Защита растений /Тимирязевская Академия.- «Эксмо Лик Пресс» 2005г;
Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. /Все о Татарстане (экономико-географический справочник)/-Казань.: Тат. кн. изд-во, 2004г;
Плетнев П.А. Новые проблемы мирового сельского хозяйства. // «Крестьянские ведомости», №10, 2007г;
Справочник пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации. – М.: Агрорус, 2005г;
Степанова Л.П. /Экологическая безопасность и экологизация использования природных и остаточных ресурсов. Правовое обеспечение и экоменеджмент// Под ред. Степановой Л.П. - Орел.: Орел ГАУ, 2009г;
Ягодин Б.А. / Основы агрономии/.: Издательство «Магариф», 2008г.

В реализации программы используется учебно-методический комплект для учащихся:
1.Чернова Н.М./ Экология/-Москва.:Издательство «Дрофа», 2007г.
2. Степанова Л.П. /Экологическая безопасность и экологизация использования природных и остаточных ресурсов. Правовое обеспечение и экоменеджмент// Под ред. Степановой Л.П. - Орел.: Орел ГАУ, 2009г;
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
MULTIMEDIA - поддержка элективного курса «Экосистема сельского хозяйства»:
-CD-диск «Биология 6-11 класс»;
-CD-диск «Травы и деревья». Цифровые атласы определители;
-CD-диск №1 «Экология»;
-CD-диск №2 «Экология»;
-CD-диск №1 «Портфолио». Материалы фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся по биологии;
-CD-диск №2-3 «Портфолио». Материалы фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся по экологии.































юђ Заголовок 2юђ Заголовок 315