Статья по теме Современные образовательные технологии. Технология Дебаты


Современные образовательные технологии
Технология «Дебаты»
Педагогической технологии "Дебаты", которая считается инновационной, на самом деле около двух с половиной тысяч лет. Еще в Древней Греции спор считался средством обучения и способом познания. Специальные курсы ораторского мастерства существовали и в средневековой Европе. В середине XIX века в США дебаты между двумя политическими деятелями – Авраамом Линкольном и Стефеном Дугласом – оказали такое влияние на историю государства, что впоследствии «дебаты» стали учебным предметом в американских колледжах и университетах. Сегодня дебатами занимаются в учебных заведениях всего мира.
В России дебаты появились в 1993 году, и по сей день, каждый год проводятся городские, региональные и национальные турниры по дебатам, а лучшие дебатеры участвуют в международных соревнованиях.
Что же такое «Дебаты»? «Дебаты» – это формальный спор по определенным правилам, где участники, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («ЗА» и «ПРОТИВ»), пытаются убедить третью сторону (судей) в том, что их позиция верна».
Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций.
Помимо развития непосредственно языковых умений, технология дебатов способствует : развитию логики и памяти;
развитию навыков ораторского искусства;
развитию коммуникативных навыков по различным аспектам языка;
развитию критического мышления;
а также обучает способам поиска и отбора информации, навыкам ведения дискуссии,
навыкам работы в команде.
Формат дебатов предусматривает участие двух команд (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. За соблюдением регламента следит специальный участник – таймспикер.
Важно, что побеждает тот, кто смог выстроить наиболее логичную линию доказательств, так как в дебатах не может быть безоговорочной правоты одной их сторон.
Подготовка начинается с формулирования темы. Тема должна звучать как утверждение, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
провоцировать интерес, затрагивая значимые для участников дебатов проблемы;
быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
иметь четкую формулировку;
стимулировать исследовательскую работу;
иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Далее следуют 3 этапа технологического цикла:
активизация знаний участников, поиск информации, систематизация полученного материала, составление системы аргументов, подготовка раунда вопросов, подбор доказательств (цитаты, факты, статистические данные);
ход игры;
разбор результатов игры: выполнение каждым спикером своей роли, слаженность работы команды, эффективность выбранных аргументов и контраргументов, проведение раунда перекрёстных вопросов.
Изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке, — достаточно сложный процесс как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время выступления люди не могут структурировать речь, четко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства; они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются. Дебаты же учат эффективным речевым приемам и тактикам, что в будущем позволит ученикам успешно применять их для решения учебных и жизненных задач, а также успешно справиться с письменной и устной частью ЕГЭ.