Программа развития ученического самоуправления


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кирилловская средняя школа имени Героя Советского Союза Л.И.Головлева»
Утверждено
и введено в действие
приказом по школе
№41Е от 31.08.2016
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Для детей 11-17 лет
Срок реализации 3 года
Старшая вожатая
Николаева Елена Леонидовна
Д.М.Кириллы
2016
Концептуальные основы программы
Настоящая программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», типового положения об образовательных учреждениях, «Концепции развития самоуправления в школе».
Ученическое самоуправление - это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности обучающихся.
Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в коллективную, разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
Задачи:
1. Создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося.
2. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей.
3. Предоставление обучающимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс).
4. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
5. Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с обучающимися.
Сроки и этапы реализации программы
1 этап - аналитический:
Анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах.
2 этап - организационный:
- формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов ученического самоуправления;
- изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;
- организация учебы актива и педагогов.
3 этап - реализация и развитие системы ученического самоуправления :- отработка механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «ученическое самоуправление -педагогический коллектив»;
- участие органов ученического самоуправления в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных и других мероприятиях;
- создание собственных программ деятельности ученического самоуправления.
4 этап - мониторинг реализации и развития программы:
- оценка личностного роста обучающихся (Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»;
- уровень сформированности органов самоуправления ученического коллектива (Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова и др.)
Основные направления деятельности:
1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает:
- Формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся, учитель четко должен осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сферы дружеских отношений.
- Подготовку педагогов и актива к управленческой и организаторской деятельности.
- Предоставление обучающимся, согласно Закону РФ «Об образовании», права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.
- Формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.
2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:
- Участие органов ученического самоуправления в реализации социально значимых проектов: «Дом без одиночества», «Мы за здоровый образ жизни», «Дети войны», «Память», «Внимание, дети!», «Чистый двор своими руками», «Собери макулатуру – сохрани дерево», «Ура! Перемена!", направленных на позитивные изменения в жизни общества.
- Использование в работе действующих в школе воспитательных программ: «Я – гражданин», «Я – человек», «Я и труд», «Я и здоровье», «Я и природа», «Я и культура». Работа по этим программам предполагает совершенствование деятельности всего коллектива школы в ходе реализации данных программ, внесение дополнений и изменений.
3. Обновление содержания воспитательной работы предполагает:
- Создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности обучающихся.
- Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования.
- Повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с обучающимися на уроках и после них.
- Изменение позиции обучающегося и педагога в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной.
- Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности обучающегося и преодоления его социальной пассивности.
Ожидаемые результаты:
Результативность данной программы будет подтверждаться результатами мониторинга развития ученического самоуправления, а также исследованиями, направленными на изучение комплекса знаний, умений и навыков, которыми обладают выпускники нашей школы. Развитие ученического самоуправления должно решить следующие задачи:
1. Развитие и сплочение классных ученических коллективов.
2. Формирование чувства товарищества и взаимопомощи.
Направления деятельности органов ученического самоуправления:
Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:
1. Представительское направление — участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления.
2. Разрешение конфликтов — посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности.
3. Информационное направление — информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета.
4. Шефское направление — организация шефства старших над младшими.
5. Внешние связи — организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом.
6. Организаторское направление — поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников.
7. Правозащитное направление — защита прав учеников в школе.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения.
Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом, делая всю работу единой командой — как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.
Органом ученического самоуправления в МБОУ « Кирилловская средняя школа» являются Совет обучающихся и временный орган - Совет дела.
Решения органов ученического самоуправления являются рекомендательными для коллектива школы, обязательными для ученического коллектива.
Задачи органов ученического самоуправления:
• предоставление условий для самовыражения и развитие творческого потенциала у каждого обучающегося;
• формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
• формирование умения вести здоровый образ жизни;
• приобщение обучающихся к основным духовным и нравственным ценностям;
• развитие организаторских способностей, чувства ответственности, инициативы, самостоятельности, самоуправленческих начал.
• гармонизация взаимоотношений педагогов, обучающихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.
Принципы работы органов самоуправления:
• Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
• Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.
• Откровенность и гласность - работа органов ученического самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
• Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
• Целесообразность - деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся
• Гуманность - наша деятельность органов ученического самоуправления основывается на нравственных принципах.
• Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность обучающихся.
• Ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и ее результатах перед избирателями.
Совет обучающихся школы являются представительным органом ученического самоуправления.
Состав Совета обучающихся формируется на основе представительства каждого класса - по 2 человека от 5-11 классов. Руководителем Совета является Председатель совета обучающихся, который организуют подготовку заседаний Совета, ведет заседания , подписывает решения, представляют Совет во взаимоотношениях с другими органами, делают заявления от имени Совета, решают другие вопросы в соответствии с Уставом школы.
Функции Совета обучающихся:
• Координирует деятельность всех органов и объединений обучающихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу обучающихся.
• Организует самообслуживание обучающихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
• Устанавливает шефство старших классов над младшими.
• Готовит и проводит собрания и конференции обучающихся школы.
• Организует выпуск газеты в школе.
• На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий.
• Заслушивает отчеты о работе своих комитетов, и других рабочих органов самоуправления, а также органов самоуправления первичных коллективов и объединений обучающихся и принимает по ним необходимые решения.
• Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.
• Решает вопросы поощрения и наказания.
• Принимает решения об ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями.
• Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.
• Совет обучающихся правомочен просить администрацию школы о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию учителей.• Участвует в разработке планов проведения школьных мероприятий (спортивных, культурных, научных и т.п.);
• Рассматривает индивидуальные и коллективные предложения школьников;
• Рассматривает иные вопросы.