Программа развития классного ученического самоуправления «Мы – новое поколение»


Социальное становление личности в рамках реализации программы развития классного ученического самоуправления
«Мы – новое поколение»
1.Пояснительная записка.
Одним из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) является максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной само реализации в социально позитивных видах деятельности.
В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащихся.
Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в современном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:
творческая инициатива;
умение ставить цели и достигать их;
самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
ответственность за себя и за других.
Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление. Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Класс представляет собой постоянное формирование детей, подростков, юношества. Именно в классе ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место, проявить себя, узнать, раскрыть и развить свой потенциал и реализовать свои способности и возможности.
«Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу». (В.Т.Кабуш. Ученическое самоуправление. – Мн.: «Полымя», 1998).
В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый
учащийся может выполнять ту или иную задачу, поставленную перед классом, чувствовать ответственность за работу в команде, в то же время быть способным самостоятельно решить определенную проблему. Этому
содействует программа развития классного ученического самоуправления
«Мы – новое поколение».Цель программы: создание условий для саморазвития, самореализации каждого учащегося класса в процессе включения его в социально значимую индивидуальную и коллективную деятельность.Задачи программы: 1. Выявление и развитие склонностей и способностей каждого учащегося с учетом его возможностей. 2. Развитие коммуникативных навыков, партнерских и лидерских качеств .
3. Формирование активной жизненной позиции учащихся, самореализация в условиях современного общества.
Базовые подходы.
Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в классе обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в классном коллективе. В практической деятельности гуманистический подход отражается в следующих правилах:
опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;
в общении с учащимися доминирует уважительное отношение;
педагог защищает интересы учащихся и помогает им в решении актуальных проблем;
Деятельностный подход. «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача классного руководителя - направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
2. Актуальность проблемы развития ученического самоуправления.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем коллектива класса и каждого ребенка.
Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
3. Организация, структура и этапы реализации программы
3.1 Организация деятельности.
Организация деятельности органа ученического самоуправления строится на интересах учащихся и охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся:
поддержание порядка и дисциплины в классе;
организация учебного процесса;
спортивно – оздоровительная деятельность;
организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;
информирование.
Первична именно деятельность, на основе которой и возникает самоуправление. «Что же касается общественной жизни, то главное в ней – самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы – вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем  без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений – индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление». (Караковский В. Зачем в школе детское самоуправление// Воспитательная работа в школе – 2003. - № 4).
3.2 Этапы реализации программы.
Реализация программы развития классного ученического самоуправления «Мы – новое поколение» находится в прямой зависимости от этапов развития коллектива.
1 этап – организационный.
Цель: Выполнение поручений и обязанностей, развитие самостоятельности и поддержка общественно значимых инициатив учащихся.
Основные виды деятельности:
анализ состояния ученического самоуправления в классе;
изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
формирование состава классного ученического совета;
изучение общественного мнения учеников класса, родителей о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования
организация учебы .
КТД
Период :2012 – 2013 год.
2этап - реализация и развитие системы ученического самоуправления.
Цель: Формирование социально – активной личности, сплочение классного коллектива, как единой команды.
Основные характеристики:
стабильность деятельности ученического актива и постоянное расширение его прав и обязанностей,
приобретение учащимися организационных, коммуникативных, трудовых и творческих навыков,
инициатива исходит от значительной части коллектива учащихся класса,
проведение акций, реализация проектов.
Период: 2013-2015 год
3этап – демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.
Цель: Осознание социальных норм, ролей, приоритетов общества.
Основные характеристики:
сформированность навыков демократизма, гуманизация отношений,
умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их,
умение ставить цели и достигать их,
реализация социально – творческих проектов.
Период реализации: 2015 -2016 год.
3.3 Структура органов ученического самоуправления.
Самоуправление строится на основе индивидуального и коллегиального членства.
Каждый ученик класса является членом ученического самоуправления.
Классное ученическое собрание
Совет класса
Староста класса.
( Председатель)
Центр
учебных дел
Центр
защиты прав
Центр
здоровья и спорта
Центр
досуга
Центр
информации
Центр
дисциплины и труда
Каждый ученик класса
-Временный совет дела,
-инициативная группа

Функции и полномочия структурных уровней
Функции центров:
а) центр учебных дел:
- проводит мониторинг успеваемости;
- организует помощь слабоуспевающим;
- проводит игры и другие мероприятия познавательной направленности,
- контролирует состояние учебников.
б) центр дисциплины и труда :
- организует дежурство по классу, школе и столовой;
-ведет учет опаздывающих на занятия и организует работу по предупреждению опозданий;
- ведет учет пропускающих занятия;
- следит за соблюдением внешнего вида учащихся, в т. ч. за наличием делового костюма.
г) центр здоровья и спорта:
- ведет пропаганду здорового образа жизни;
- организует классные спортивные мероприятия;
- помогает в организации и проведении школьных спортивных соревнований и мероприятий;
д) центр защиты прав:
- организует работу по изучению и соблюдению Устава школы и других нормативно – правовых документов, касающихся учащихся;
- защищает права учащихся;
- помогает в проведении мероприятий, посвященных правовым знаниям.
е) центр информации.
- выпускает информационный лист о жизни класса;
- ведет контроль информации и объявлений в школе, доводит информацию до учащихся класса;
-сотрудничает со школьными СМИ.
ж)центр досуга
-организация конкурсов, вечеров, классных праздников, каникулярного отдыха.
Высшим органом классного ученического самоуправления является собрание учеников класса. В период между собраниями руководство классным ученическим самоуправлением возглавляет Совет класса, в который входит по одному представителю от каждого центра. Функции и полномочия классных органов самоуправления определяются на собрании учеников класса. Совет класса несет ответственность за выполнение закрепленных за ними задач и функций. В нашем классном ученическом самоуправлении каждый ученик может работать в любом центре. Но лидерская группа в основном сложилась. Не каждый может быть лидером, генератором идей. Кто – то может быть хорошим исполнителем, который доведет дело до конца. Главное, чтобы каждый мог работать в команде и в то же время не боялся брать ответственность на себя.
Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение учениками постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе. Воспитательный потенциал поручения, по утверждению В.Т. Кабуша, возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:
а)социально ценная направленность поручения;
б)личностная значимость для ребенка выполняемой им работы;
в)наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;
г)инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т. п.);
д)развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности - от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.
4. Механизм реализации программы.
Активное вовлечение учащихся в деятельность ученического самоуправления;
Поддержание инициативы и самостоятельности учащихся;
Формирование ответственности за порученное дело;
Формирование и обучение актива класса;
Помощь в планировании, организации и последующем анализе мероприятий различного направления;
Педагогическое руководство.
5. Результативность программы.
Классное ученическое самоуправление должно стать одним из главных средств социализации личности.
Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.
 Смысл классного ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Классное ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов классной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать свои способности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, работы в команде, испытать ответственность за свои поступки перед одноклассниками, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 “Декларации о правах ребенка”: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.
Результат программы развития самоуправления «Мы – новое поколение» –формирование самостоятельной, коммуникативной, творческой социально-адаптированной личности .
6.Используемая литература.
Инновационные подходы к организации школьного самоуправления / Авт.-сост. И.Д. Демакова, Н.Л. Селиванова. - М., 2004.
Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. - Мн., 1999.
Классному руководителю о самоуправлении в классе / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др. - М., 2005.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., 2004.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
«Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях», «Самоуправление в классном коллективе» статья Степанова Е.Н., ж. «Классный руководитель»