Мониторинг, как способ подготовки учащихся к итоговой аттестации.


Мониторинг, как способ
подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Получить объективные источники информации, позволяющие оценить эффективность образовательных систем и процессов можно в процессе мониторинга качества образования.
Можно сказать, что мониторинг планируемых результатов в соответствии с действующими государственными стандартами ведет каждый учитель и отражает его в виде текущих и итоговых отметок в классном журнале. Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока. Каждая контрольная работа начинается анализом предыдущей контрольной работы и завершается анализом результативности текущей.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, зачеты, тесты, контрольные работы, продукты индивидуальной творческой работы, система домашних работ.
Зачем осложнять жизнь учителю и придумывать еще какой-то мониторинг?
Недостатки данной системы оценивания:
Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку;
Процедура оценивания носит констатирующий характер: не выучил урок –«неуд», выучил – положительная отметка;
Результаты учащихся фиксируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке и т.д.) выставляются в журнал. Учитель может выставить или не выставить неудовлетворительную отметку, как и отличную. Если, например, в классах младшего и среднего звена на уроке математики плюс дома в общей сложности ученик получает три- четыре отметки, а то и более. Какую выставит учитель?;
Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения, то есть не ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимися, не усвоившим тему, еще раз так как уровень учащихся различен. Хотя в настоящее время это можно устранить через дополнительные занятия;
Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются стихийно;
Результаты отдельного ученика оцениваются на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку знаний, хотя не приложат к этому усилий, а возможно снизят свой потенциал.
Мониторинг же представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого я использую для коррекции учебного процесса. Для проведения мониторинга важно знать:
- достигается ли цель образовательного процесса;
- существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;
-соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;
Существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Основой мониторинга по математике является уровни планируемых результатов обучения, в соответствии с действующими государственными стандартами.
- минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
- общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);
-продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанными и латентными ассоциативными связями).
Адекватным современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности методом является тест, так как данный метод контроля отличается повышенной инструментальностью.
Ведущая роль теста обусловлена его характерными особенностями:
Тест является емким с точки зрения охвата проверяемого учебного материала инструментом. В тесте представляется возможным разложение содержания на четко определенные структурные элементы, определяющие ключевые понятия тем и разделов учебного материала.
Тест является точным измерителем степени, уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебного материала, так как позволяет представлять материал на разных уровнях структуры знаний (узнавания, понимания, применения).
Тест является инструментом, предполагающий объективный способ оценивания знаний учащихся. Объективность оценивания достигается путем получения обоснованных значений, которые адекватно определяют показатели уровней усвоения учебного материала. Значение этих показателей зафиксированы в шкале оценок выполнения теста.
Тест является стандартизированные инструментом с точки зрения проведения. Стандартизация процедуры тестирования достигается за счет тщательной проработки полного комплекса соответствующих инструкций, а так же контроля за строгим соблюдением регламента в отношениях между учениками и проводящими тестирование со стороны независимых экспертов- наблюдателей. Контроль за соблюдением инструкций призван обеспечивать соблюдение единых требований и ставить всех участников тестирования в равные условия. При этом проведение тестирования не требует обязательного присутствия специалистов- предметников, что позволяет в полной мере говорить о возможности проведения независимых контролирующих процедур.
Использование тестовых технологий при проведении контроля знаний, умений и навыков учащихся продиктовано также необходимостью подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена.
Для повышения математического образования в Липецкой области региональным Центром мониторинга и оценки качества образования в прошлом учебном году был мониторинг качества образования по математике, направленный на диагностику освоения образовательных программ по математике для своевременного выявления на уровне образовательных организаций проблемных зон в преподавании математики и их устранения. Мониторинг проводился по заявкам школ на добровольной основе.
В рамках мониторинга проводились две тестовые работы по математике для обучающихся 10-х классов.
Назначение тестовых работ – оценить уровень учебных достижений по математике обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций с целью выявления соответствия требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике и готовности обучения в старшей школе.
Содержание тестовой работы определялось на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Краткий анализ результатов выполнения тестовой работы
Слайд.
После оценивания уровня учебных достижений учащихся по математике проводится кропотливая работа учителя, которая заключается в следующем:
-проанализировать результаты проведенной работы, уточнить уровень реальных достижений объекта мониторинга, сопоставить его с нормативными показателями, установить причины отклонений на основе логического анализа, разработать стратегию коррекционно – развивающей работы.
В качестве промежуточного контроля я провожу диагностические работы по материалам Стат Грауа .промежуточный анализ результатов мониторинга создаёт для более эффективного осуществления дальнейшей коррекционной работы, помогает мне уточнить выбор средств и методов этой работы, исправить возможные недостатки.
Слайд.
Уже сегодня, благодаря мониторингу можно подвести какие – то промежуточные результаты подготовки учащихся 11 класса к ГИА. В октябре 11 класс участвовал во всероссийской апробации тестовых работ по математике, рекомендуемых для проведения ГИА 2015 г. Все учащиеся (21 ч.) успешно выполнили данную работу.
Слайд.
И в заключении хотелось бы пожелать:
-каждому члену педагогического коллектива включиться в мониторинг, способствующий повышению профессиональной компетентности.
-методическим объединениям разработать формы и методы мониторинговых исследований согласно особенностям преподаваемых предметов.