Олимпиада по русскому языку для начальной школы как опыт взаимодействия учителя-логопеда и педагогов начального звена


Агафонова Лариса Николаевна
МКОУ «СШ №11»
г. Михайловка, Волгоградская область
Олимпиада по русскому языку для начальной школы как опыт взаимодействия учителя-логопеда и педагогов начального звена.
Ключевые слова: олимпиада, процесс формирования письма, предпосылки письма.
Аннотация: В данной статье автор предлагает возможный вариант взаимодействия учителя-логопеда и учителей начального звена. Совместная работа, по мнению автора, может быть организована с целью подбора испытательных заданий школьной олимпиады по русскому языку для учащихся начальной школы. Автор предлагает систему подбора заданий и обосновывает значимость ключевых моментов подбора в части программы испытательных заданий, разрабатываемых логопедом.
Одно из направлений деятельности учителя-логопеда в общеобразовательной школе – это тесное сотрудничество с учителями начального звена. Точек взаимодействия много. Одной из них, как выяснилось, может стать совместная разработка заданий школьной олимпиады по русскому языку для учащихся начальной школы. Подобная практика позволяет разнообразить программу испытаний интересными, нестандартными заданиями для одной стороны. Для другой же – даёт возможность отстраниться и по-иному взглянуть на процесс формирования письма, ибо система заданий для участников олимпиады строится с учётом этапов становления письменной деятельности и сопутствующих значимых умений.
Для каждой параллели перечень испытательных заданий олимпиады состоит из 10 пунктов. Пять из них разрабатываются учителем-логопедом, другие пять - педагогами начального звена.
Первый важный момент, в соответствии с которым подбираются задания, направлен на демонстрацию состояния зрительно-моторной координации учащихся, как одной из важнейших предпосылок, определяющих степень успеха процесс формирования письма. Суть заданий сводится к умению работать с образцом в разных графических техниках. Узнавать предмет по очертанию контура, производить различные манипуляции, связанные с необходимостью организовывать зрительное внимание и мелкомоторную координацию – это основная цель заданий данного направления.
Сформированность фонематических процессов - второй момент, определивший подбор заданий. Процесс формирования письма, в общем занимает 2,5 года – с 1-го класса по первое полугодие 3-го класса. Именно поэтому для каждой параллели подобраны задания, требующие реализации фонематических процессов на каждом конкретном этапе становления письма. Если учащиеся первых классов должны показать умение слышать гласные в слове, то учащиеся третьих классов должны собрать «разбросанные» буквы в слово, ориентируясь только на первую, правильно поставленную букву и руководствуясь слуховой памятью, которая подскажет возможный звуковой рисунок слова.
Речь во всех своих проявлениях является продуктом деятельности мозга. А соответственно представляет определённую степень зрелости и взаимодействия видов психической деятельности. С этой целью, независимо от возраста, учащимся предлагаются задания, в основе которых заложено умение концентрировать зрительное или слуховое внимание, способность анализировать, соотносить понятия, удерживать в кратковременной памяти определённую последовательность языковых единиц и т.д.
Одна из форм реализации письменной речи – чтение. Для демонстрации определённых навыков владения осознанным чтением учащимся предлагаются задания требующие применение чтения как инструмента для выполнения задания. Так, если первоклассники должны просто прочитать и выполнить инструкцию, учащиеся четвёртых классов, руководствуясь содержанием контекста, должны в правильном порядке поставить перепутанные буквы в словах предложенного рассказа.
Письменноречевые умения учащихся 3-х и 4-х классов достаточно зрелые, в связи с этим в комплекс заданий, разрабатываемых логопедом, вводятся задания не только из разделов «Фонетика. Графика», но и из разделов «Лексика» и «Морфология». Учащиеся умеют определять, к какой морфологической группе относится предложенное слово, какими морфологическими признаками оно обладает, умеют ориентироваться в языковедческих понятиях – синонимы, антонимы, фразеологизмы и т.д.
Вариант подбора заданий «Олимпиады» для параллелей 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов может выглядеть следующим образом.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА
Задание 1: Дорисовать недостающие элементы, чтобы фигуры стали одинаковыми:

Задание 2: Зачеркнуть неправильно написанные буквы:

Задание 3: Узнать предмет, определить гласные звуки в названии предметов, обозначить звуки буквами и последовательно их записать:

Задание 4: Обвести предметы, в названии которых присутствует сочетание – ро -:
- РО -

Задание 5: Прочитать, понять, выполнить:

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2 КЛАССА
Задание 1: Среди пересечённых линий найти предмет как в образце, закрасить его простым карандашом.

Задание 2: Обвести предметы, в названии которых присутствует сочетание – та -:
- ТА –

Задание 3: Узнать животное, подписать под картинкой ударную гласную:

Задание 4: Собрать зашифрованные слова по образцу, слова записать:



Задание 5: Прочитать, понять, подчеркнуть слова, называющие виды транспорта:
АВТОБУС, ДОМ, ТРАКТОР, ШОФЁР, САМОЛЁТ, ДОРОГА, ВЕРТОЛЁТ, ОБЛАКО, МОТОЦИКЛ, ТРОТУАР, ГРУЗОВИК, ПОЕЗД, ВЕЛОСИПЕД, СВЕТОФОР, ЭКСКАВАТОР, ТРОЛЛЕЙБУС, КОНДУКТОР, ТРАМВАЙ, ТЕПЛОХОД, МОРЯК, КОРАБЛЬ, ЛОДКАОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
Задание 1: Среди пересечённых линий найти предмет как в образце, закрасить его простым карандашом.

Задание 2: Разгадать ребусы, записать ниже полученные слова, разбить слова на слоги:, , ,
Задание 3: Составить из букв слова. В слово должны войти все буквы группы. Первая буква слова слабо пропечатана:

Задание 4: Выбрать в каждом ряду по три слова-синонима и подчеркнуть их; указать часть речи, к которой принадлежат слова в каждой группе:
А) Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
Б) Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
В) Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.
Задание 5: Составить предложение из данных слов и записать:
А) Лес, в, стонать, жалобно, деревья, на, ветер - _______________________
Б) Цветы, над, резвые, порхать, бабочки - ______________________________
В) Вороны, галки, стаи, осень, видеть, мы, и - _________________________
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА
Задание 1: Скопировать с образца с опорой на клетку:

Задание 2: Расшифровать высказывание, выписать его, подчеркнуть существительные, указать род и число:

Задание 3: Из букв данного слова составить новые слова и записать:

Задание 4: Установить соотношения между устойчивым выражением и его значением. Соединить линиями получившиеся пары:
Глаза на лоб лезут часто плачетЛезть в глаза сильно хочется спать
Глаза на мокром месте сильно удивляться
Глаза открылись во всём подчиняться кому-либо
Глаза слипаются очень быстро
Не успел глазом моргнуть стараться быть на виду
Глядеть чужими глазами узнал правду
Задание 5: Найти 8 слов с перепутанными буквами. Поставить буквы в словах в правильном порядке. Придумать и написать заголовок к тексту. Подчеркнуть однородные члены как члены предложения.


Список литературы:
1. Беденко М.В. Задачник по чтению. – М., 2013.
2. Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: Рабочая тетрадь. – М., 2003.
3. Ишимова О.А. Тетрадь-помощница для учащихся: Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу/ О.А. Ишимова, Е.В. Дерябина. – М., 2016.
4. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль, 2001.
5. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль, 2001.
6. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М., 2007.