Статья. Из опыта работы по освоению технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) учителями МОБУ СОШ № 24 имени С.И. Климакова.


Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 24 имени С.И. Климакова г. Якутска, член Лаборатории развивающих технологий при Управлении образования г. Якутска Зуева Ольга Дмитриевна.
Из опыта работы по освоению технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) учителями МОБУ СОШ № 24 имени С.И. Климакова.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он будет только подражать, копировать»(Л.Н. Толстой)
Всем нам привелось жить в условиях активных преобразований в нашей школьной системе. Процесс этот длительный, и за то время, что мы в нём пребываем, практически все уже поняли и приняли необходимость этих реформ. Главной их причиной, если сформулировать кратко, является растущая потребность государства в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. Отсюда и наша главная задача - научить детей успешно жить в этом стремительно меняющемся мире. Для нас, педагогов, задача сформулирована более конкретно: не транслировать знания, а научить их добывать, формируя для этого ряд широко теперь известных компетенций, в которые кроме привычных для нас предметных, входят метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и личностные. Вот почему мы приобретаем сегодня функции менеджера и эксперта образовательного процесса.
Учителя, да и родители уже понимают основную причину кардинальных перемен – это огромное количество быстро меняющейся информации в окружающем нас мире. Как с ней работать? Какой способ передачи, получения, обработки информации применить? Как и каких именно результатов добиться? Как провести экспертизу полученных результатов? На эти и другие вопросы ищет ответ сегодня каждый учитель. Здесь-то и начинается поиск новых путей, принципов, подходов, методик и технологий для решения названных задач.
В июне–ноябре 2014г. группе учителей города Якутска удалось познакомиться с новой технологией – технологией развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Данный подход к обучению в условиях внедрения ФГОС нового поколения привлекает тем, что позволяет своей особой системой заданий осуществить системно-деятельностный подход. Этот подход, как известно, включает в себя определённую последовательность целевых установок, обеспечивающих формирование системных знаний школьника на основе владения универсальными учебными действиями (УУД). И именно ТРИИК с её особой системой заданий, в результате строго последовательного выполнения их учащимся позволяет школьникам сформировать для себя новый тип информации, которую они могут использовать в интеллектуально-преобразовательной деятельности, то есть уже на уровне компетентности.
Таким образом, последовательное продвижение учащихся по указанным уровням обеспечивает качественное изменение первоначальных знаний и умений учащихся, выработку собственного знаниевого опыта, формирование информационно-интеллектуальной компетентности, под которой один из авторов ТРИИК Матвеева Т.Е. понимает «успешное решение задач и проблем в учебной и практической деятельности на основе эффективного использования освоенной информации».
Не могу сказать, что освоение данной технологии далось легко и просто. Главная трудность лично для меня заключалась, пожалуй, в том, что трудно было перестраиваться из учителя, «ведущего» урок, в учителя, «организующего» на уроке самостоятельную разнонаправленную деятельность школьников по работе с информацией. Да и детям это не сразу далось, сначала они всё время ждали от меня весомого заключительного слова, какого-то резюме по уроку, конкретных заданий типа «запишите», «ответьте», «заполните» и пр. Трудности были и с подбором удачного ситуативного задания. Непросто было с информационными материалами к уроку и т.д. Очень помогало то, что учились мы группой и многое обсуждали в процессе лекций и подготовки к урокам. Помогло и помогает сейчас пособие, написанное нашим руководителем Матвеевой Т.Е. Пройдя первый этап обучения - теоретический, затем второй, состоящий, главным образом, из практических заданий, подготовки уроков, и, наконец, стажировку в С.-Петербурге, увидев своими глазами впечатляющие результаты работы наших петербургских коллег в этом направлении, мы порекомендовали учителям нашей школы тоже начать обучение - уже во второй группе Татьяны Евгеньевны. И в прошлом году Н-ва О.А., молодой учитель русского языка и литературы, и К-на О.В., учитель истории и обществознания, начали и сейчас уже заканчивают курс обучения.
Хочется вкратце поделиться своими наблюдениями о причинах и результатах внедрения современных технологий, в частности, ТРИИК, в деятельность педагогического коллектива МОБУ СОШ № 24 имени С.И. Климакова.
Среди причин главным, пожалуй, является тот факт, что учитель, на наш взгляд, прежде всего сам должен обладать информационно-интеллектуальной компетентностью: уметь работать с информационно-коммуникационными средствами, знать виды, особенности информации и требования логико-информационной корректности к ее использованию, владеть методами работы с нею в процессе профессиональной и социальной деятельности.
 Обосновывая необходимость преобразований, организационно-методическая служба школы посчитала необходимым учитывать три взаимосвязанные составляющие:
 1. Формирование личностного осмысления проблем преподавания и обучения и значимости новых подходов в преподавании и обучении.
  2. Содействие коллегам в разработке и реализации эффективного обучения посредством своего рода коучинга, когда педагоги, уже закончившие обучение на курсах по освоению ТРИИК, помогают другим учителям освоить и применять данную технологию.

  3. Инициирование и содействие обучению коллег в рамках профессионального сообщества: обучающие семинары, курсы, конференции, открытые уроки и пр.
  Эти три взаимосвязанные составляющие способны, на наш взгляд, эффективно и творчески содействовать внедрению новых подходов в преподавании и обучении.

После курса обучения у Матвеевой Т.Е. в процессе проведённых занятий с педагогами нашей и других школ города, выяснилось, что многие учителя при работе с информацией делают основной акцент лишь на владение информационно-коммуникационными средствами. Не всем педагогам известны виды и особенности информации, некоторые из них не считают важным соблюдать логико-информационную корректность к ее использованию, методы работы с информацией большая часть педагогов отождествляют с методами обучения. Оказалось также, что некоторые учителя испытывают трудности в организации учебного процесса, ориентированного на личностные и метапредметные результаты, и нуждаются в методическом обеспечении реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС.
Решить обозначенную проблему позволит, на наш взгляд, организация непрерывного процесса повышения квалификации, основанная на применении технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), поскольку данная компетентность может быть определена как совокупность информационно-интеллектуальных и организационных умений, обеспечивающих способность успешно работать с информацией в процессе самостоятельной познавательной деятельности при решении различных педагогических задач. Кроме компетентностного, ТРИИК базируется и на других методологических подходах: развивающем и логико-информационном.
Целью внедрения современных технологий обучения в образовательный процесс мы определили повышение мотивации обучения школьников, формирование функциональной грамотности учащихся и их ключевых компетенций. В нашей школе учатся разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Поэтому наши учителя единогласно пришли к необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, которые позволили бы отказаться от уравнивания всех учеников и обеспечили бы создание условий для успешного обучения каждого ребенка. Именно этому способствует ТРИИК.
Главным достоинством использования ТРИИК является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. А это способствует развитию критического мышления, творческого поиска, а в результате - повышению интереса к учению.
За этот небольшой период первого опыта по освоению данной технологии мы уже можем отметить, что учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения и системное мышление.
Использование на уроках для самостоятельного поиска информации мультимедийных возможностей компьютера, интерактивных досок, других современных гаджетов ещё пока не стало постоянным. На первых порах мы иногда считаем возможным заменить поиск информации в глобальной сети уже подобранной нами разнородной, иногда спорной, информацией по изучаемому вопросу. Тем не менее, в процессе переработки этой информации формируется личностный подход, развивается интерес к предмету, отрабатывается умение общаться, доказывая свою правоту или неправоту оппонента и т.д. Всё это делает общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Что же дало нашей школе внедрение современных образовательных технологий, в том числе ТРИИК?
Повысился темп урока. Учителя стараются максимально четко сформулировать вопрос или ситуативное задание, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся. Приходится учиться без лишних слов инструктировать учащихся, организовывать диалог в группе, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее. И хотя не всё и не всем удаётся сразу, всё же уже наметился видимый перелом в структуре уроков.
В свою очередь, ученики становятся более активными, самостоятельными, инициативными, креативными. Каждый из них в контакте с другими формулирует и аргументирует свою позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Бывает, что неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию.
Мы верим, что в дальнейшем, при более полном освоении ТРИИК большинством учителей, повысится КПД уроков благодаря тому, что у каждого ребёнка своя начальная ступенька – и сегодня он научился тому, что не давалось ранее. Он не готовое чужое знание «переваривает», а сам добывает это знание, создаёт собственный продукт. Невольно приходит на ум параллель: можно сколько угодно показывать и рассказывать ребенку о том, как, например, завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, – не научится. Помните китайскую притчу? «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Так что надо разумно и по-доброму организовать деятельность наших учеников. Кому? Нам, учителям. Ведь у всех нас одна цель – мы преобразуем учебный процесс, мы, изменяясь сами, создаём не просто ученика 21-го века – мы создаём наше с вами будущее.