Методическая разработка Инновационные технологии в методике музыкального воспитания


866140771525000000Тема проекта: «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания».
Проект подготовила учитель музыки первой категории
МКОУ «СОШ №1 ст. Преградная»
Чернега Ангелина Владимировна
“Без музыкального воспитания нет полноценного умственного развития ребёнка. Музыка – могучий источник мысли”. (К.Д. Ушинский).
XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для то чтобы внедрить их в образовательный процесс. В эпоху быстрого развития технологий, формируется новая система образования, требующая постоянного обновления.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. На данном этапе развития педагогической инноватики, в центре внимания стоит процесс педагогических нововведений.
Без внедрения новизны инноваций не может развиваться ни одна наука, в том числе  и музыкальное образование и музыкальная педагогика.
Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать новизну нововведений инновационной деятельности, находить творческие подходы для решения жизненно важных проблем, с помощью которых новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Инновационные методы и приёмы дают положительные результаты, но их нужно постоянно обогащать новыми штрихами совершенствуя систему образования.
Современный урок музыки - это урок, созвучный диапозону времени, в котором гармонично сочетаются задачи образовательной системы и специфика воспитания музыкой.
Задачей работы учителя в настоящее время является  помогать детям получать новые знания, исполь-зуя современные инновационные технологии и методы обучения, а также уметь сформировать у уче-ника информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий  интерес. На уроках музыки учитель должен не только выполнять учебно-воспитатель-ную функцию, но и быть для учащихся психологом, наставником и консультантом.
Учитель не просто передает имеющиеся у него знания, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других людей. Все виды деятельности и формы требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только, как музыканта, но прежде всего педагога. Он должен быть зеркалом общей и педагогической культуры, мерилом интеллектуального богатства, истинным творцом в создании урока музыки.Современный  педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствуя свое мастерство, делится опытом с коллегами, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, олимпиадах, пишет статьи.  
Урок музыки – это урок искусства, урок творчества и мира прекрасного.
 В своей работе стараюсь использовать новые методы и формы, оригинальные средства обучения для развития эмоциональной сферы ученика, которые способствуют формированию гармоничной личности и воспитанию  эмоционально – ценностным   и  нравственно – духовным приоритетам.
Из множества образовательных программ по предмету Музыка допущенных министерством образования для практического использования, выбор остановился на образовательном курсе рабочей программы (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина ) Объясню почему?
Авторы данного курса высококлассные профессионалы, музыканты, специалисты работающие в Институте художественного образования Российской академии образования, посвятившие себя развитию музыкального образования в России, написавшие множество научных статей, работ и публикаций по вопросам развития музыкального искусства.
За время работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, и запоминающимися?
Составляющей уроков музыки является живая музыка и ее ничем нельзя заменить.
На своих уроках, я использую следующие технологии: коммуникативно – развивающего обучения , игровые, технологии ИКТ.
Для проведения качественного и продуктивного урока, я выделяю следующие методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, практический метод, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, викторина, карточки – лото, реферат, проект, караоке, дидактическая игра и др. Каждый метод при его практическом применении имеет разновидности аспекта и может использо-ваться для решения дидактических задач.Для меня путеводной звездой в обучении школьников стала- Интернет – технология Web - Quest. Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме. Технология такого урока на целена урока на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.
Синквейны на уроках музыки. Синквейн (от французского, английского ) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В России с 1997 года используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Применяю игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Применительно к уроку музыка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Для развития творческого потенциала учеников широко использую ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Теорией которой, является изобретатель и основоположник, писатель - фантаст - Генрих Саулович Альтшуллер. Популярность ТРИЗ–педагогики обусловлена необходимостью становления нового типа личности, который бы соответствовал современной информационной эпохе.
Все чаще в педагогических технологиях используются в учебном процессе мультимедийные технологии обучения. Использование мультимедиа позволяет легко работать с образной информацией и легко ее воспринимать, используя, когда нужны очень яркие и четкие подачи сведений.
Особое внимание уделяется играм, их разработке теории и технологии.
С помощью специальных программ – секвенсоров в компьютер можно загнать любую мелодию и проигрывать её. Получается воспроизведение, как на синтезаторе. Совсем недавно появились эти устройства, называемые программными сэмплерами. Сэмплер (англ. sampler) - электронный музыкальный инструмент, позволяющий записывать, редактировать и воспроизводить звуки.
Написание программного сэмплера произвело сенсацию среди музыкантов.
-156210-6794500На своих уроках для инсценирования песен, я использую игровые моменты, ребятам очень нравиться перевоплощаться в другой образ. Инсценирование песен помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. (Например песня «Кошечка» муз. С. Суэтова, сл. Даниила Хармса)220091013970000 В своей практике использую методику К.Орфа. которая построена на обучении музицированию. Метод Орфа, это способ обучения детей музыке занимая их разум и тело посредством пения, танцев, актерства и игры.
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты. Для ритмических игр, применяю погремушки, развивая чувство ритма.
Кроме перечисленных технологий можно использовать в учебном процессе и другие: технология здоровьесберегающая, технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения и др.
В условиях введения ФГОС изменилась модель обучения, в которой теперь приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникацион-ных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной среде
Инновации нам нужны для того, чтобы идти в ногу со временем, развиваться в соответствии с требованиями, которые выставляет нам сегодняшний день.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Толстой Л. Н.Литература:
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.
Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие. - М.: Логос, 2006. С. 61.
.Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях, М.,2010.
Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.
Смирнова Е.О. Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной, ж. “Вопросы психологии. ”, 1996 г.
Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.
Шиянов Е.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., “Академия”, 2000 г
Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002
Интернет  и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50
Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5-7 классах //Компьютер в школе и семье. - К., 1999.- № 3.- С. 33-37.