Технология модульного обучения как одно из средств работы с одарёнными детьми

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Подпорожская детская школа искусств»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Технология модульного обучения
как одно из средств работы с одарёнными детьми








Разработчик: Сергеева Ольга Юрьевна,
преподаватель теоретических дисциплин
МБОУДО «ПДШИ»








Подпорожье
2015
Актуальность методической разработки:
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать перспективные цели. В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования становится выявление, обучение и воспитание одарённых детей. Это в свою очередь определяет задачу совершенствования педагогических подходов, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного образования. Реформа образования предъявляет более высокие требования к качеству обучения, ставит перед преподавателем ДШИ новые задачи, побуждает искать более эффективные приёмы и способы приобщения детей к основам профессионального мастерства. В настоящее время ДШИ рассматривается как ступень предпрофессиональной подготовки в едином образовательном пространстве.
Однако на сегодняшний день существует проблема развития одарённости у ребёнка, и сложность заключается в специфике работы с детьми с повышенным творческим потенциалом. Следует отметить слабое психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей, отсутствие научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
Цель методической разработки – развитие творческого потенциала одарённых учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Ожидаемые результаты:
совершенствование системы работы с одарёнными детьми;
увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одарёнными детьми;
повышение качественного уровня преподавания;
выявление проблем по различным аспектам работы с одарёнными детьми.
В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и её учеников. Авторы данного исследования видят цель модульного обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путём обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню её базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.
Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:
- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;
- модульное обучение предполагает чёткую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Исходные научные идеи
1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий ученика, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, педагог ориентирует ребёнка на цель учебной деятельности, мотивирует её принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если ученик выполняет задание с дозированной помощью педагога, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребёнка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику.
3. В основе модульной технологии находится и программированное обучение. Чёткость и логичность действий, активность и самостоятельность ученика, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль – эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Достоинства модульной системы обучения
К достоинствам модульной системы обучения относят:
- чёткую структуру курса, упорядоченность;
- возможность отслеживания связей между элементами;
- наглядность, осознание перспективы;
- индивидуальный подход к обучению;
- гибкость предоставления информации;
- развитие продуктивного мышления;
- многофункциональность;
- возможность самоконтроля обучения учащимся и собственной деятельности преподавателем;
- активизацию познавательной деятельности;
- комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;
- возможность самоконтроля и самооценки;
- формирование самостоятельности, ответственность за свой выбор;
- формирование субъектной позиции в учебной деятельности.
Одной из современных педагогических технологий в музыкальном обучении является технология модульного обучения. «Модуль» имеет различные значения в области математики, архитектуре, информатике В педагогике и методике «модуль» – это важная часть всей системы, без знания и освоения которой дидактическая система не работает.
Модульная педагогическая технология – это проектирование по определённой теме учебной деятельности ребёнка, способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного программированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
- законченный блок учебного материала, представляющий составную часть более общей функции;
- целевую программу действий ученика;
- рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Содержание и объём модулей могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
- меняется форма общения преподавателя и учащегося. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
- содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того учащийся получает от преподавателя советы в письменной форме как рационально действовать;
- отсутствует проблема консультирования, дозированной помощи учащимся.
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся.
Данная технология позволяет:
- поддерживать интерес ребёнка к изучаемому материалу;
- целесообразно и эффективно использовать время урока;
- систематизировать учебное содержание и учебную деятельность ребёнка;
- использовать в педагогическом процессе индивидуализацию и дифференциацию, создать благоприятные психолого-педагогические условия развития личности;
- активизировать учебную деятельность ребёнка, развивать в нём самостоятельность, умение планировать, анализировать, оценивать, контролировать.
Формирование модуля – это очень сложная методическая работа. В модуле преподаватель определяет цели и задачи, продолжительность изучения модуля, подбирает учебный теоретический и музыкальный материал, продумывает последовательность изучения этого материала и мотивацию учения, прогнозирует результаты обучения по модулю, способы учебной деятельности, формы контроля и критерии оценки, рекомендации учащемуся.
При модульном обучении каждый учащийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ребёнок имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности учащегося как самостоятельность.
Принципиально меняется и положение преподавателя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача преподавателя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать учащегося. В результате изменения деятельности преподавателя на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью учащихся.
Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки преподавателя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, чёткое определение форм и методов учения – это программа деятельности преподавателя. Процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь формирования новой педагогической культуры, развития творческих способностей преподавателя, повышения уровня преподавания и качества обучения.
В завершении следует отметить, что тема обучения одарённых и талантливых детей одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества, во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Исходя из этого, одним из главных направлений учреждения дополнительного образования является создание условий для оптимального развития одарённых детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Использованная литература и Интернет-ресурсы
Беспалъко В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Просвещение, 1995.
Беспалъко В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М.: Просвещение, 1971.
Беспалъко В.П. Элементы теории управления процессом обучения. – М.: Просвещение, 1971.
Гальперин ПК. К теории программированного обучения. – М.: Педагогика, 1967.
Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М.: Просвещение, 1966.
Молибог А.Г. Программированное обучение. – М.: Педагогика, 1967.
Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. №3 - 1989.
Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988.
Третъяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М.: Новая школа, 1997.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996.
http://works.tarefer.ru/64/100522/index.html














13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215








15