Сообщение на тему: «Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения (из опыта работы)»


Воронежская область
Отдел по образованию Воробьевского муниципального района
МКОУ «Солонецкая СОШ»
Сообщение на тему:
«Понимание и запоминание текста
на основе воссоздающего воображения
(из опыта работы)»
Подготовил: учитель русского языка и литературы
МКОУ «Солонецкая СОШ» Колесникова О.Ф.
Дата выступления: 01.11.2016 г.
Место выступления: МКОУ «Воробьевская СОШ»,
заседание районного МО учителей русского языка и литературы
Ноябрь-2016
Сегодня ЕГЭ и ГИА – объективная реальность, с которой необходимо считаться всем: и ученикам, и учителям, и родителям. А раз есть экзамены, значит, к ним надо готовиться.
При подготовке к итоговой аттестации существуют два пути: 1) путь натаскивания (экстенсивный), 2) поэтапный, рассредоточенный во времени, в идеале – с 5-го до выпускного 9 класса (интенсивный), требующий определенных затрат и усилий.
Следуя первым путем, мы вместе с учениками используем сборники тестов с типовыми заданиями. Зачастую и взрослые, и дети думают, что проблему подготовки к экзаменам можно решить, если выполнить как можно больше изложений и сочинений, провести как можно больше проверочных работ. Знают ли ученики предмет, владеют ли письменной речью, могут ли написать небольшой текст не жестко заданной конструкции – вопросы в большей степени риторические.
Второй путь – интенсивный – менее популярный и более трудоемкий, отвечающий самой сути подготовки к итоговой аттестации, а именно: не просто повторить изученный материал, а обобщить и систематизировать его, ни в коем случае не превращая процесс обучения в выпускном классе в процесс натаскивания.
Цель моего выступления – показать, как можно добиться высоких показателей на экзамене (часть С), если готовить учащихся к ГИА и ЕГЭ не только в 9 и 11 классах, а на протяжении всех лет обучения.
Изложение – один из традиционных видов письменной работы в школе – в последнее время переживает настоящий бум. Прежде чем начать подготовительную работу по работе над изложением каждому из нас необходимо ответить на вопросы:
Что для ваших учеников сложнее: изложение или сочинение?
Для чего пишется изложение? Какие умения мы развиваем, обучая детей воспроизведению чужого текста?
Какие тексты «подходят» для изложения, а какие нет? Что такое хороший текст для изложения?
Очень хорошо, если на эти вопросы ответят сами ученики. Поэтому целесообразно в начале учебного года предложить ученикам небольшую анкету «Семь вопросов об изложении», позволяющую в свободной форме выразить отношение к изложению:
Нравится ли вам писать изложение»
Что вам труднее писать: сочинение или изложение? Объясните почему.
Зачем нужно учиться писать изложение? Где вам может это умение пригодиться?
Какие тексты вы бы выбрали для изложения: о природе, о выдающихся людях, об исторических событиях, о школе, о проблемах, волнующих подростков,
о ……………………………..
Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было написать изложение?
Какое изложение писать труднее: подробное или сжатое? Что значит сжать текст?
Какие трудности вы испытываете при написании сжатого изложения?
Ответы в среднестатистическом классе примерно такие:
75% - сочинение писать труднее, чем изложение, п.ч. «в изложении надо передать мысль автора, а в сочинении мы излагаем свои», «плохо запоминаю текст», «плохая память», «плохо понимаю то, что читают» и т.п.
Необходимым условием успешного написания изложения является запоминание и понимание текста. А чтобы это лучше получалось у учеников, существую требования к тексту изложений. Поиск подходящих текстов – сложная задача. К ней я подключаю иногда и учащихся. Подбор нескучных – познавательных, увлекательных, проблемных, умных, а иногда и юмористических – текстов поддерживает познавательный интерес, создает на уроке благоприятный психологический климат. Лучше всего для этой цели подходят научно-популярные и некоторые публицистические тексты.
Предлагаю вашему вниманию проводимую мною работу по пониманию и запоминанию текста на основе воссоздающего воображения.
Как известно, в психологии выделяют разные виды воображения: творческое (создает новые образы) и воссоздающее (создание образов, соответствующих словесному описанию). Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить полноценное обучение вцелом. Только воссоздание в наглядных, конкретно-чувственных образах того, что ученик читает, видит, слышит, способствует полноценному восприятию учебного материала.
Важную роль при развитии воссоздающего воображения играет чтение художественной литературы. Я говорю о чтении, когда мысленно «видишь и слышишь» все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в изображаемую ситуацию и «живешь» в ней. Такое чтение невозможно без самой активной работы воображения. Конечно же, такая работа в полной мере подходит к написанию подробного изложения, но нередко помогает и при сжатом изложении.
Редко с определенной обучающей задачей для сжатого изложения я использую художественные тексты. Моя задача на уроке – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик «видел и слышал» то, что он слушает (читает). Добиться этого очень непросто. Воссоздающее воображение у разных людей развито по-разному, не в одинаковой степени. Только 10% могут видеть и слышать своим умом образы, созданные автором.
В моей практике обращение к развитию воссоздающего воображения возникло, когда столкнулась с классом, в котором больше половины детей не могли запомнить двух строф по четыре строчки. Это было коллективное заучивание стихотворения на уроке литературы, посвященному воспитанию молодого поколения.
Предлагаю фрагмент своей методики развития воссоздающего воображения при заучивании одного из стихотворных текстов.
Прочтите стихотворение дагестанской поэтессы Фазу Алиевой:
Разговор с сыном
Ты, мой сын должен помнить:
Оттого ржавеет новый лист железа,
Что в сырости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе людской во много раз трудней:
И в дверь души, и в щели этой двери
Сто ржавчин и пороков лезут…
Запомни три из них по крайней мере: (зависть, злость, безделие)
Во-первых, зависть.
Ты её убей в зародыше
И научись по праву
Без ревности ценить других людей
Второе – злость.
Беги от чувства злого,
Сей доброту, живи, других любя.
Суди себя, коль осудил другого,
Прости другого, коль простил себя.
И третье – корень наших многих бед,
Убийство все достоинств в человеке –
Безделие… позорнее вовеки
Порока не было и нет.
Не в праздном воздыханьи на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смысл… И разочарованье
Не потревожит ум твой никогда.
Задания:
Нарисуйте словесно то, что вы видите в первой строчке (отец с сыном сидят на диване и разговаривают)
А почему сидят, да еще на диване? Разговор ведет отец? Разве об этом сказано в стихотворении? (нет). Значит, это не важно? Как правильно сказать? (кто-то из родителей дает наставления своему сыну)
Что в стихотворении важнее: кто именно и где сидит или то, что этот человек говорит? (говорит). Поэтому мы не видим, а только слышим только голос. Кто-то из вас женский, а кто-то мужской. Главное – то, что говорят от души с благими намерениями своему сыну.
Какая картинка появляется дальше в вашем сознании? (лист железа, который лежит в сыром месте и ржавеет)
Уточните, какой лист? (новый)
Почему «лежит он бесполезно»? (п.ч. для него не нашли дела)
А теперь карандашом нарисуйте эти картинки (их всего 2).
Отредактируйте картинки своего соседа. (Я контролирую)
К каждой картинке сделайте надписи, которые трудны для запоминания. Каждая из надписей должна иметь свое место.
Работаем со второй строфой:
Как вы изобразите душу? (человеческое тело, его часть – область груди)
Что имеет душа в стихотворении? (дверь)
Какая это дверь? (дощатая, со щелями)
Что лезет в эти щели? (ржавчины и пороки). Сколько их? (сто)
Какие три порока, по мнению автора, самые страшные в человеке? Изобразите их на картинке? (зависть, злость и безделие)
Сколько картинок у вас получилось? (одна)
Сделайте надписи к картинке того, что плохо для вас запоминается.
Учить детей чтению, когда мысленно видишь и слышишь все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в изображаемую ситуацию и живешь в ней – это первое над чем должен работать учитель, развивая воссоздающее воображение детей. Это помогает запомнить текст даже в мельчайших подробностях, что поможет ребенку правильно определить основную мысль текста и его микротемы. Если он с этим справляется, то уж из подробно сложенной его воссоздающим воображением картинки легко сжать текст, не потеряв ни одной микротемы.