Программа кружка декоративно-прикладного творчества Рукоделие

Тематический план первого года занятия

№ п/п
Название темы
Кол.час.
Теор.
Практ.

1-2
РАБОТА с ТКАНЬЮ Вводное занятие. Чему мы будем учиться на занятиях кружка

2
1
1

3-5
Изготовление игольницы

3

3

6-7
Шов «через край».

2
0,5
1,5

8-12
Изготовление футляра для ножниц, прихватки.

5

5

13
Пришивание пуговиц.

1
0,5
0,5

14-18
Изготовление игрушки-подушки.

5

5

II

19-20
Вязание крючком.
Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.


2

1

1

21-22
Воздушная петля. Столбики без накида.
2
1
1

23-26


27-28
Изготовление прихватки.

Столбики с накидом.

4
2
1
1
2

29-33
Чтение схемы. Вязание салфетки.

5
1
4

34
Итоговое занятие.
Выставка работ.

1

1


Всего часов по программе


34
6
28



Содержание программы
Тема №1 (1час)
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Анкета “Расскажи о себе”.
УРОКИ ИГОЛОЧКИ
Тема №2 (1 часов)
1.Правила безопасности работы с инструментами при выполнении швейных работ.
2. Инструменты приспособления и материалы для швейных работ.,
Тема №3 ( 3часа)
1.Виды швов.
2. Изготовление выкройки
3.Изготовление игольницы (цветок, грибок, сердечко).

Тема №4 ( 2часа)

Изучение и применение шва «через край».

Тема №5 (5часов)
1.Выбор материала для изделия.
2.Изготовление выкройки.
3.Изготовление футляра для ножниц, прихватки.

Тема №6 ( 2часа)
1.Виды пуговиц.
2.Пришивание пуговиц.


Тема №7 ( 5часов)

1.Беседа о животных.Знакомство с игрушками, с технологией их изготовления.
2.Практика. Зарисовка игрушки.
Выполнение выкроек – лекал.
3.Раскрой на ткани.
4.Сшивание деталей. .Соединение.
5.Оформление игрушки.
ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ
Тема №8 (2 часа)
Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.
Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.
Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.
Тема №9 (2 часа)
Воздушная петля. Столбики без накида.
Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.
Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.
Тема №10 (4 часа)
Изготовление прихватки.
Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка прихватки обратным рядом. Изготовление петельки-вешалки.
Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.
Практическая работа. Выполнение прихватки.

Тема №11 (4 часа)
Столбики с накидом. Вязание бижутерии.
Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.
Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.
Практическая работа. Изготовление бижутерии.
Тема №12 (5 часов)
Чтение схемы. Вязание салфетки.
Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
Практическая работа. Изготовление салфетки.
















Тематический план второго года занятия
№ п/п
Название темы
Количество часов



всего
теория
практика

I
Вводное занятие Техника безопасности при работе
1
1


II
Вязание спицами.
История возникновения.  Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.  Инструменты и материалы.
23

2


1


1


Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.
3
0,5
2,5


Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
4
1
3


Вязание носков.
5
0,5
4,5


Орнамент в вязании спицами.
4
1
3


Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
5
1
4

III
Традиционные народные куклы
10




Куклы в культуре и традициях разных народов.
2
1
1


Изготовление куклы «Барыня»
4
1
3


Изготовление сувенира «Домовичок»
3

3


Итоговое занятие. Выставка работ.
1

1


Всего часов по программе
34
8
26

Тема №1 (1час)
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Тема №2 (2 часа)
Вязание спицами. История возникновения.  Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.  Инструменты и материалы.
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.
Тема №3 (4 часа)
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Тема №4 (4 часа)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.
Практическая работа. Выполнить манжету носка.
Тема №5 (6 часов)
Вязание носков.
Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
Практическая работа: Вязание носков.
Тема №7 (4 часа)
Орнамент в вязании спицами.
Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №8 (6 часов)
Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.
Практическая работа. Вязание варежек.




Тема №9 (2часа)
1.Куклы в культуре и традициях разных народов .
2. История кукол. Типы и виды кукол.
3.Изготовление куклы-закрутки
Тема №10(4часа)
Культовые и обрядовые куклы.
Изготовление куклы «Барыня»
Тема №11 (3часа)
1.Изготовление сувенира «Домовичок»
2. Окончательная отделка сувенира «Домовичок»

Тема №12 (1час)
Итоговое занятие. Выставка работ.



























Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Творчество – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира. Способствовать развитию у детей творческих способностей, развитию их талантов помогают занятия курса «Рукоделие».
Занятия декоративно-прикладным творчеством являются актуальными в решении приоритетной проблемы развития креативного мышления, так как помогают учащимся:
- в развитии инициативы и самостоятельности,
- в формировании привычки к свободному самовыражению в творчестве,
- а также данные занятия, несомненно, способствуют профессиональному самоопределению.
Данная программа ставит перед собой цель:
«Развитие личности ребенка средствами декоративно-прикладного творчества»
Задачи обучения:
- приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству,
- развитие познавательного интереса учащихся,
- развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом ребенке,
- формирование у ребенка положительной «Я – конкуренции»,
- формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия,
- формирование потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать её.

Программа кружка создана для учащихся 3-7 классов.
Срок реализации данной программы – два года.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, курс рассчитан на 68 аудиторных часа (в соответствии с учебным планом) общий объём теоретических часов – 16, практических часов – 52.
Курс состоит из двух разделов:
1.Работа с тканью.
2. Работа с пряжей.

Возрастной период, на который рассчитан данный курс (8-13 лет) характеризуется следующими психологическими особенностями:
- доминирующая роль школы в формировании социально-познавательной среды,
- авторитетом для учащихся являются родители и учитель.

Целью художественно-эстетического развития в общеобразовательной школе является сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов искусства и творчества, оптимизировать и развивать лучшие качества личности.
В содержание данной программы включены несколько разделов по работе с разными материалами в разных техниках. Такое разнообразие способствует расширению детского кругозора, развитию эстетического вкуса, развитию мелкой моторики учащихся.

Занятия кружка предполагают теоретическое изучение материала и практическое освоение материала. В содержание каждого раздела включено знакомство с современным и традиционным искусством.


В конце первого года обучения учащиеся будут
Знать: санитарно-гигиенические требования при работе и правила техники безопасности при работе с ножницами, иголкой, технологические сведения по шитью
Уметь: изготавливать полезные и нужные вещи для дома.

Ожидаемые результаты:
Занятия в кружке рукоделия развивают ассоциативность мышления, формируют навыки художественного обобщения, учат многообразному видению реальности, формируют способность творческого познания мира. Целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение, вживание, присутствие, отождествление, соучастие и т.д. Механизмы переживания требуют эмоционального духовного напряжения, творческих усилий со стороны ребенка. Именно поэтому сам принцип проведения данных занятий, пробуждающих творческий потенциал ребёнка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоциональной сферы школьников.

Заголовок 315