Внеурочная деятельность Проектная мастерская.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
«РАССМОТРЕНО»
на методическом объединении
учителей,
протокол №____
«___»_______20__ «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР МБОУСОШ №4
__________________
«__» _______ 20__ г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_______________________
приказ № ______от «____»____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
социального направления
«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
класс____3 - Б_____
уровень_начальное_
(начальное, основное, среднее общее образование)
количество часов___34___
степень сложности_базовая_
(базовая, профильная)
Учитель: Звонарева Татьяна Олеговна (Ф.И.О.)
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Нормативная база.
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная мастерская» для 3 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
Основная образовательная программа начального общего образования образовательной организации.
Статус документа.
Программа «Проектная мастерская» является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений и имеет социальное направление.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану МБОУ СОШ № 4 п. Победа на внеурочную деятельность «Проектная мастерская» в 3 классах выделено – 34 часа (1 час в неделю).
Распределение часов в течение учебного года.
Период обучения Количество часов
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Итого за год: 34 ч
Цели и задачи рабочей программы.
Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.
Задачи курса:
формирование представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
развитие умений и навыков исследовательского поиска;
развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
формирование коммуникативной компетентности;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
 Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по проектно-исследовательской деятельности можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение  
  успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках  
  (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Содержание учебного предмета.
3 класс (34 ч)
Вводное занятие. Фотогалереи «Мои летние каникулы», «Загадка осени», «Волшебная зима», «Звонкая весна». Проекты «Времена года» (лето, осень, зима, весна), защита этих проектов. Проект «Подарок любимому учителю». Проект «Осенний букет». Проект «Кормушки для птиц». Проект «Готовим подарки» (Подарок маме, Подарок для друга). Проект «Новый год» (Снежинки. Украшаем окна. Украшаем класс. Наряжаем ёлку). Проект «Наши открытки» (Валентинка. День защитника Отечества. Наши открытки. 8 марта). Проект «Первоцветы Адыгеи» и защита проектов. Проект «Моя родословная». Проект «Бессмертный полк». Проект «Поздравляем выпускников». Заключительный урок.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проектной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей и проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Тематическое планирование

п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения
План Факт
1 Вводное занятие. Проект «Моя будущая профессия». 1 2 Фотогалерея «Мои летние каникулы». 1 3 Проект «Времена года. Лето». 1 4 Проект «Подарок любимому учителю». 1 5 Проект «Осенний букет». 1 6 Проект «Кормушки для птиц». 1 7 Фотогалерея «Загадка осени». 1 8 Проект «Времена года. Осень». 1 9 Защита проектов «Времена года. Осень». 1 10 Проект «Готовим подарки. Подарок маме». 1 11 Проект «Готовим подарки. Подарок для друга». 1 12 Проект «Новый год. Снежинки». 1 13 Проект «Новый год. Украшаем окна». 1 14 Проект «Новый год. Украшаем класс». 1 15 Проект «Новый год. Наряжаем ёлку». 1 16 Фотогалерея «Волшебная зима». 1 17 Проект «Времена года. Зима». 1 18 Защита проектов «Времена года. Зима». 1 19 Проект «Наши открытки. Валентинка». 1 20 Проект «Наши открытки. День защитника Отечества». 1 21 Проект «Наши открытки. 8 марта». 1 22 Проект «Первоцветы Адыгеи». 1 23 Фотогалерея «Первоцветы Адыгеи». 1 24 Защита проектов «Первоцветы Адыгеи». 1 25 Фотогалерея «Звонкая весна». 1 26 Проект «Времена года. Весна». 1 27 Защита проектов «Времена года. Весна». 1 28 Проект «Бессмертный полк». 1 29 Проект «Бессмертный полк». 1 30 Проект «Бессмертный полк». 1 31 Проект «День именинника». 1 32Проект «Поздравляем выпускников». 1 33 Проект «Поздравляем выпускников». 1 34 Заключительный урок. 1 Итого: 34 ч Коррекция планирования
Дата не проведенного урока Причина Коррекция
Изменения календарно-тематического планирования
№ № и дата протокола заседания МО Содержание изменения Подпись председателя МО