Публичная лекция Семья и школа

Публичная лекция «Семья и школа»
Советский детский писатель Лев Кассиль сказал:
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа» 

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию лекцию на тему «Семья и школа»,
Семья и школа. Что можно изложить по этому вопросу, если уже столетия писались и пишутся научные трактаты о семье и школе великими педагогами и мыслителями. И тем не менее, эта тема остается актуальной на протяжении всего существования образования. Парадоксально то, что в последнее время возросли требования родителей к уровню и качеству учебно-воспитательной работы школы. А также развитию индивидуальных особенностей ребенка для того, чтобы в дальнейшем продолжить и получить престижную профессию. Однако, хотелось бы, чтобы эти требования влекли за собой активную позицию родителей по отношению к школе, ответственность за осуществлением контроля обучения и воспитания. Проведенные опросы показывают, что около 60% наших родителей принимали участие в жизни класса и школы только «иногда» или «когда попросят». Пассивность родителями вызвана:
- недостаточным уровнем собственной образованности;
- сомнениями в компетентности педагога;
- низкой заинтересованностью успехами и достижениями своего ребенка.
Нет нужды доказывать, что эффективность воспитания и обучения зависит от совместных усилий семьи и школы. Поэтому «возвращение» родителей в школу стало одной из первоочередных задач педагогических коллективов. Наши родители должны быть заинтересованы в делах школы так же, как и в собственном бизнесе или работе.
Мы живем и работаем в 21 веке – веке информации и компьютеризации, веке образования. Но нас, педагогов, по – прежнему волнуют вопросы: Каким человеком станет сегодняшний ребенок? Какую дорогу жизни он изберет? Откуда появляются бездушные и безнравственные люди? Извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать»?
Я недавно прочитала одну притчу.
«Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет ЗЛО – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложьДругой волк представляет ДОБРО – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верностьМаленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Какого же волка мы вскормим, какие человеческие качества сформируем у ребенка - зависит в первую очередь от нас взрослых, которые окружают его.
Давно великий Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать».
По результатам опроса «Какую ценность ставят на 1 место учащиеся 2 – 4 классов?»
Подавляющее большинство на первое место поставили «семью» и «любовь друг к другу» , на второе – «здоровье» , третьей была названа «честность», «доброта» на 4 месте, а вот последней была «совесть» . Вот как младшие школьники аргументировали свой выбор: «Семья, потому что мы все вместе, нам хорошо»; также звучало «Чтобы родители были всегда рядом»; и « больше уделяли им внимания ». Детей волнует проблема целостности семьи, проблема общения, одиночества.
К сожалению, что такое «совесть», многие дети даже не знают. Я думаю, вы согласитесь со мной, в том, что для человека ориентиром ценностей в жизни, является СОВЕСТЬ. Ребенок должен уметь анализировать и отвечать за свои поступки, переживать и делать выводы. Согласитесь, что сотрудничество семьи и школы в воспитании подрастающего поколения должно быть направлено на создание социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни.

Можно, я это уберу???? У меня нет времени
По результатам опроса можно обратить внимание, что дети младшего школьного возраста достаточно верно определяют плюсы и минусы внутренней жизни семьи, микроклимат семьи.
Понятно, что в этом периоде детства нельзя говорить об окончательном определении ценностей, младшие школьники находятся в стадии выбора, осмысления и усвоения, но с полной уверенностью можно говорить о воспитании его как личности. Следует отметить, что на выбор ценностей младшим школьником в первую очередь влияет мнение взрослого (семьи, учителя), их собственный социальный опыт, примеры из фильмов, литературы, телепередач, мнение и выбор друзей. Каким будет этот опыт, эти примеры? Зависит от нас взрослых.

На вопрос «К кому чаще обращаются за советом?»- «к маме» ответили 82% детей, «к папе» - 41 %, «к бабушке» -27 % , «к друзьям» - 23 %, «к учителю» - 15 %. То есть, на первое место в младшем школьном возрасте они все – таки ставят родителей, поэтому роль семьи в жизни ребенка очень велика. А это в свою очередь значит, что мы – уважаемые коллеги должны работать в тесном сотрудничестве с семьей, используя различные формы.

В теории и практике работы можно выделить различные подходы к организации взаимодействия школы и родителей: традиционные:
-родительские собрания, средства связи через дневник, которые к сожалению, уже срабатывают на 50%.
И более продуктивный подход – взаимовыгодное партерство.
Как показала практика, предпочтительными формами партнерства школы и родителей являются:
– совместная деятельность в различных акциях («Неделя добра», «Месячник чистоты» и др.);
– участие родителей в управлении школой, где решаются совместные вопросы по организации образовательного процесса.
- совместная организация досуговых мероприятий, праздников, театральных постановок, походов, экскурсий;
Образовательная организация, согласно современным требованиям открыто обсуждает и согласовывает все планы работы, программы, предоставляет ежегодно отчет на школьной конференции, информирует родителей о деятельности школы различными средствами, включая Интернет-технологии.
Ранее Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». Актуально это и в наше время.

Успешность развития духовно – нравственного воспитания, которую мы ожидаем от ребенка зависит от родителей, учителя и общества.
Заканчивая свое выступление, хотелось бы четко обозначить условия успешности взаимодействия семьи и школы.
Это прежде всего, на мой взгляд:
заинтересованность обеих сторон в судьбе ребенка;
добровольность в сотрудничестве;
доверие друг к другу;
уверенность родителей в компетентности и профессионализме учителя.
Вспомните, в начале нашего разговора, прозвучали вопросы: «Кто виноват и что делать?», чтобы из наших детей выросли достойные люди своей страны?
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

15