Выступление Профессиональный имидж учителя


Профессиональный имидж учителяКаждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ, image - образ) - это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими». Каков же имидж современного учителя? Бытует мнение, что учителя легко узнать даже в непрофессиональной сфере. «Вы, наверное, учительница?» - спрашивают соседи по купе в поезде сразу после непродолжительного общения. Наверное, многие из вас тоже сталкивались с подобной ситуацией. Как же незнакомые люди безошибочно определяют вашу профессиональную принадлежность? На каких наблюдениях они основываются? (ответы)
В структуре имиджа учителя выделяются следующие компоненты: Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, внешний вид, манеры, походку. Процессуальная составляющая имиджа раскрывается через профессиональную деятельность, которая характеризуется такими качествами, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
В своем выступлении я сосредоточила внимание на роли внешней составляющей имиджа учителя (внешний вид, речь, манеры поведения).
Профессия учителя особенная. Современный учитель - это интеллигент, человек высокой духовно-нравственной культуры, широкой эрудиции, умеющий легко и свободно ориентироваться в растущем потоке научной информации. Педагоги открывают детям мир, дарят истину, поэтому Учитель является образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого. Одна из главных задач любого педагога - умение грамотно подать себя, создать положительный настрой, расположить к себе учеников и их родителей, вызывать уважение и доверие с их стороны, быть примером для школьников. Большую роль в достижении данной цели играет визуальная привлекательность – важнейшая часть имиджа педагога. Но нередко наряды, не соответствующие профессии, являются одной из причин разногласий с коллегами и плохого взаимодействия с ребятами и их родителями.

Внешний вид как внешняя составляющая имиджа учителя
Какие же требования предъявляются к внешнему виду педагога?
Внешний вид учителя определяют одежда, обувь, причёска, макияж, украшения, парфюмерия, а также их гармоничное сочетание.
Принципы внешнего вида:
-деловой стиль одежды (он подчеркивает профессиональные, личные качества педагога и официальность его отношений с учениками, способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала).
-аккуратность и опрятность (внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие).
-сдержанность и умеренность (в российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя; Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала;  предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый, блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов).
-уместность и гармоничность.
Правила внешнего вида участников образовательного процесса
1. Учителю, идущему на урок, необходимо отказаться от обтягивающей одежды: обтягивающих водолазок, узких юбок и брюк, напоминающих не что иное, как леггинсы.
2. Не допускаются короткие платья и юбки. Средняя длина должна быть до колен – это считается самым оптимальным вариантом. Также учителю нежелательно носить юбки и платья, которые имеют разрез более 15 см.
3.Не допускается одежда с оголёнными участками тела или глубоким декольте.
4.Также придётся отказаться от нарядов, выполненных из прозрачных тканей, со вставками из сетки и одежды c просвечивающим кружевом.
5.Не допускается одежда для спорта и активного отдыха (кроме учителя физкультуры), пляжная одежда, брюки и юбки с сильно заниженной талией, джинсы, леггинсы, лосины.
6.Учителю необходимо иметь сменную обувь. Сапоги стоит носить исключительно на улице.
7.Не рекомендуется одежда с вызывающим декором. Необходимо избегать одежду, большая часть которых покрыта различными бусинами, стразами, или пайетками.
8.Рекомендуется умеренный макияж и маникюр в сдержанных нейтральных тонах.
  Таким образом, гардероб, подобранный в соответствии с профессиональной принадлежностью, поможет произвести благоприятное впечатление на окружающих, подчеркнет профессиональные и личные качества педагога.
2.Речь как внешняя составляющая имиджа учителя
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, его интеллектуального развития, поэтому педагог должен обладать навыками профессионального общения.
Речь учителя – это основное орудие педагогического воздействия, а также образец, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы.
В соответствии с особенностями педагогической речи как важнейшего инструмента, средства профессиональной деятельности учителя, образца литературной нормы к ней определены следующие требования: 
– содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся); 
– грамотность речи и ее лексическое богатство; 
– логичность и доступность; 
– техническая отточенность (четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи); 
– интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (образность проявляется в речи в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений; учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идет речь; для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.); – уместность речи); 
– существенным требованием к речи педагога является ее литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету. Основу педагогического речевого этикета составляют доброжелательное, вежливое обращение к учащимся, независимо от их возраста, успеваемости и поведения.
Профессионально важно умение учителя этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное суждение. 
Обязательны в речи педагога разнообразные формулы вежливости: «пожалуйста», «будь добр», «не сочтите за труд», «прошу Вас», «благодарю за услугу», «извини» и т.д.
Правила речевой культуры педагога: 
1.Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.  Учитель, голос которого всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивает от себя учащихся.
2.Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией. 3. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. 4.Каждый учитель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
3.Деловые качества и хорошие манеры как внешние составляющие имиджа учителя
1.Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
2.Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
3. В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
4.Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
5. Мимика должна быть только доброжелательной.
6.Не допускается в речи педагога наличие ненормативной лексики, жаргонизмов.
7. Профессионально не пригоден для образования и воспитания курящий, а тем более – пьющий человек.
В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!
Сельский учитель
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
Как в святости имя своё ты хранишь,
Как добро на земле ты творишь,
Как праздник встречаешь,
Как любишь семью-
Всё вносится в светлую книгу твою.
Труд твой не измеришь обычною мерой.
И это ты знаешь, учитель наш первый.
Как светится в доме твоём огонёк,
Когда ты проснулся и рано ли лёг.
И как интересен был в классе урок.
Насколько был добр, и насколько был строг.
И как улыбался, и как говорил,
Какую картину с собой приносил.
Кого по головке погладил рукой.
Какою походкою шёл ты домой –
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: ты совесть детей!
(С. А. Осипов)