Статья Имидж современного педагога

Имидж современного педагога


В то время, как вся педагогическая общественность обеспокоена содержанием современного образования и занята поиском «новой образовательной парадигмы», внешне кажется странным разговор об имидже педагога. Однако убеждение в исключительной важности миссии учителя настолько прочно укрепилось в сознании общественности, что любые размышления на эту тему никогда не кажутся несвоевременными.
До сих пор многие руководители в сфере образования убеждены в том, что педагогические вузы должны выпускать в первую очередь специалистов, наделенных определенными знаниями и умениями, а вот человековедческие дисциплины сознательно отводятся на второй план. Такой подход приводит к тому, что молодой учитель, получивший в вузе достаточно глубокие предметные знания, не может работать с учениками, а зачастую неспособен и к общению с родителями учащихся и своими коллегами.
Если учитель неинтересен ученикам как личность, то у них нет интереса и к предмету. Это бесспорный факт, и зачастую он определяет другую тенденцию: интерес обучающихся к предмету может угаснуть, если преподающий его учитель неинтересен как личность, не умеет общаться с подопечными и не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. Соответственно теряется и авторитет педагога. Не случайно народная мудрость гласит, что «крылатого» может воспитать только «крылатый» человек, а счастливого – только счастливый. Эту фразу логично домыслить до утверждения, что современного человека может воспитать только современный.
Таким образом, интерес к личности учителя становится средством активизации у подопечных интереса к предмету. Именно ученики способны поддержать педагогическую энергию преподавателя, который, в свою очередь, открывает перед учащимися новые горизонты знаний. Поэтому, как бы ни был профессионально силен учитель, он просто обязан постоянно совершенствоваться как личность, постоянно работать над своим имиджем. Это доказывает и зарубежная педагогическая практика, в которой имидж делового человека рассматривается как неотъемлемая часть человеческой культуры.
Само слово «имидж» появилось в русском языке в конце 80-х годов ХХ века. Слово это звучит одинаково в переводе сразу с двух европейских языков, английского и французского, и означает образ. Причем под этим понятием подразумевается не только визуальный, зрительный образ (называемый также видом или обликом), но и образ действий, поступков, мышления. Сюда относится умение общаться с окружающими, коммуникабельность, умение красиво и грамотно говорить, а особенно – умение слушать собеседника. Правильно выбранный тембр голоса, тон разговора, умелая жестикуляция и изящество движений составляют тот образ, в котором учитель предстает перед учениками и коллегами. В сочетании с приобретенными ранее тактом, деловыми качествами и образованностью внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо еще одной досадной помехой в жизни и карьере.
Визуальная привлекательность – одна из главных составляющих имиджа современного педагога. Его облик должен быть современным, внушающим уважение и доверие, здесь имеют значение и цвет рабочего костюма, и хорошо выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Важной частью имиджа является также красноречие. Гибкость речи, ее выразительность, оригинальность – все это составляет искусство речи. Не следует забывать и о тоне учителя – от этого зависит не только эмоциональное состояние учащихся, но и их работоспособность. Кроме того, в так называемый «невербальный» имидж входят приятные манеры общения, под которыми подразумеваются поза, мимика, жесты. Такие манеры помогают быстрой адаптации в любой обстановке и упрощают процесс установления связей с окружающими людьми.
На имидж педагога влияет также его образ жизни, то есть то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с коллегами и членами семьи, его моральные принципы, поведение, достоинство и характер. Однако зачастую случается так, что все элементы имиджа на месте, а позитивного восприятия не происходит. Все дело в том, что в таком случае не хватает очень важного аспекта – привлекательности в глазах окружающих. Что же включает в себя привлекательность?
Привлекательные люди:
- часто и охотно улыбаются;
- обладают тонким чувством юмора;
- ведут себя естественно;
- большей частью веселы;
- охотно и с удовольствием говорят комплименты;
- знакомы с этикетом и следуют ему;
- уверены в себе;
- умеют посмеяться над собой и адекватны к критике;
- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
- осознают свои ограниченные возможности и то, что не могут ответить на
все вопросы;
- дружелюбны и легки в общении.
Имидж может быть как положительным, так и отрицательным. Кроме того, это понятие может быть применимо не только к человеку, но к организации, городу, даже к стране. Поэтому имидж любой школы будет определяться в том числе имиджем педагогов, работающих в ней.
Итак, имидж - впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как он говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид. Вспомним поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным источником данных о человеке, и чем точнее создан этот образ, тем легче окружающим общаться с вами, тем меньше сил вам потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.
15