О проектировании универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе


О проектировании универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе
Простота подхода – всегда самое лучшее.
Чарли Чаплин
Простота подхода – всегда самое лучшее. Чарли Чаплин Условия сегодняшней жизни, ее темп  и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди 21 века еще больше интегрированы в мировой технологический процесс (тотальная компьютеризация, высокая информационная доступность), который оказывает,  несомненно, положительное влияние на культурные процессы, происходящие в отдельно взятой стране и мире в целом.
Задача технологии как науки – обеспечить технологическую грамотность населения, повысить их технологическую культуру и технологический уровень развития. Так как не все - то новое – хорошо, иногда оно приносит и вред.
В начальной школе технология – это учебный предмет, который обладает мощным развивающим потенциалом, формирует у младшего школьника основы продуктивной, преобразующей творческой деятельности и обеспечивает активизацию познавательных психических процессов и функциональных возможностей ребенка. Поэтому роль технологии в учебном процессе школы велика – она развивает и познавательную сферу ребенка, и систему универсальных учебных действий, которые помогут ему в решении не только задач технологического цикла, но и других учебных дисциплин, и повышает интенсификацию обучения в целом.
Новые учебные стандарты 2008 предлагают учителю начальной школы пересмотреть концептуальные положения технологической подготовки в школе. На данном этапе главной целью технологии должна стать – самореализация личности школьника, развитие у него индивидуальных качеств, творческого потенциала и социально ценных практических умений, что создает предпосылки для более успешной социализации. Отсюда напрашивается вывод, что нельзя сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида продуктивной преобразующей деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках технологии, поощрять инициативу и творчество.
Итак, выделим приоритетные задачи деятельности учителя начальной школы на уроках технологии:
1.формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта преобразующей деятельности,
2.развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения,
3.развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку,
4.формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно- преобразовательных действий.
В содержании обучения технологии учащихся может быть использована элементарная творческая проектная деятельность. Начиная с 3 класса, школьники могут выполнить один самостоятельный творческий проект.            
Под проектом понимается завершенная творческая  работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Важно, чтобы при  выполнении проектов школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности.
Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащегося.
Цель проекта -  сформировать систему общетрудовых и общекультурных  компетенций учащегося, воплощенных в конечные прикладные изделия, способствовать развитию творческой  личности.
Усвоение младшим школьником системы специальных технологических и  универсальных учебных действий таких как, создание замысла, его детализация и воплощение– есть основа обучения технологии в начальной школе. А проектный метод может стать связующим элементом, сердцевиной этого обучения.
Вот один из примеров работы над проектом  «Кормушка для птиц» 3 класс.
1 этап – подготовительный. Принятие и обоснование идеи. Создание замысла.
- учитель формулирует проблему «Зимой птицам приходится очень трудно. Им голодно и холодно. Как люди могут помочь перезимовать птицам? Каких зимующих птиц Вы знаете? (снегирь, синица)»
- школьники предлагают решение этой проблемы - свои идеи по изготовлению кормушки для птиц.
-учитель анализирует решения учащихся, рассматривает предложенные ими варианты кормушки, определяет ее вид (открытая, закрытая), форму (прямоугольная, квадратная, округлая) и размер. -учитель обращает детей к расширенному поиску необходимой   информации ( книги, интернет) о птицах и разнообразии кормушек, чтобы окончательно представить образ изделия.
-школьники анализируют полученную информацию, доказывая значимость и правильность выбранной конструкции. Используют  зарисовки, эскизы, схемы, примерные модели, сравнивая их и выделяя существенные признаки.
-школьники выбирают эффективные способы решения задачи, подбирают материалы для кормушки, учитывают эксплуатационные качества и способы их обработки. Останавливаются на бросовом материале (коробки из под молока, кефира, пластиковые бутылки). -школьники определяют способы монтажа и сборки кормушки. Изделие должно быть прочным и устойчивым. Отбирают инструменты для проекта.
2 этап – технологический. Реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии.
Изделие закрытое, из пластиковой бутылки, на стропах из плотной бечевки, с узким отверстием, только для синиц и снегирей, недоступно для ворон и крупных птиц.
-школьники осуществляют синтез и сравнение конструкции на основе ее коррекции.
-школьники выбирают оптимальный технологический процесс изготовления кормушки.
3 этап – заключительный. Защита процесса изготовления и результатов работы.
Выставка достижений школьников.
-учитель оценивает качество конструкции с точки зрения дизайна, красоты и пользы.
-школьники выстраивают защиту конструкции,  логически рассуждают о технологии изготовления данного изделия. Итак, работа над проектом завершена. Учителю следует ориентироваться  на развитие  максимальной самостоятельности школьника, помочь им довести начатое дело до логического завершения.
Реалии жизни показывают, некоторые школьники не могут выполнять творческие проекты. Им можно  предложить творческие задания по образцу. Такой подход гуманистичен, не заставляет страдать ребенка от ощущения собственной несостоятельности. А совместная работа учащихся и учителя и есть составляющая проектного обучения.
Список литературы
1.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Под ред. А.Г.Асмолова. – М.; Просвещение, 2008. – с. 151
2.      Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М.; 2007
3.      Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. – М., 2004
4.      Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
5.      Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности М.: Флинта.1997.