Мастер-класс для родителей Как развить интеллектуальный талант ребёнка


Мастер – класс « Как развить интеллектуальный талант ребёнка».
Е.В. Лопатина,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 60 г. Тюмени,
руководитель МО
Цель: познакомить родителей учащихся с методами и приёмами развития у детей познавательных способностей.
Форма проведения: беседа- практикум
Вступительное слово: ( в руках цветок ромашки)
Её к земле сгибает ливень,Её ласкает солнца луч.Наряд изысканно наивен,А в лепестках любовный ключ.Невеста русского раздолья -Полей, опушек и лугов.Её узнает царь и школьник,Она – хозяйка всех венков.Всегда свежа, неприхотлива.Глазаста яркой желтизной.Порою смотрит сиротливоВ бег облаков над головой.Цветок, как будто неприметный.Ромашка - чудный божий дар.Её сгибает ливень летний.Осушит снова полдня жар.
Назовём его «цветком радости и счастья». Он красивый, нежный, немного наивный и простой. А какой прочный у него « стебель» Его можно сравнить со знаниями. Посмотрите на сочные листья. Сравним их с умениями. Лепестки- это возможности, способности, которых может быть и больше. Они безграничны.
В. А. Сухомлинский говорил о том, что « не бывает детей неумных, неталантливых – каждый умён и талантлив по- своему».
Одарённость – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающихся в деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Различают следующие виды одарённости:
Интеллектуальная (ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, любознателен, хорошо излагает свои мысли, знает многое, о чём его сверстники и не подозревают)
Научная (ребёнок учится быстро новым знаниям, читает научно-популярные издания, выбирает основным занятием – чтение, имеет хороший словарный запас, проявляет большой интерес к вычислениям, с лёгкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания, подолгу сохраняет внимание к предметам, связанным с природой, проявляет интерес к опытам и экспериментам)
Художественно- изобразительная ( ребёнок много времени проводит за рисованием и лепкой, получает большое удовлетворение от худ. занятий, демонстрирует опережающую свой возраст умелость, его работы оригинальны.)
Музыкальная (ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием поёт, легко повторяет ритмические отрывки)
Литературная (сочиняет и пишет стихи, хорошо передаёт эмоциональное состояние героев, старается добавить новое, необычное)
Творческая (ребёнок с головой уходит в интересующее его занятие, изобретателен в играх, способен по разному подойти к проблеме и найти оригинальный способ решения)
Техническая (интересуется механизмами, может починить приборы, читает журналы и статьи об изобретениях)
Лидерская (ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям, окружающие дети предпочитают его в качестве партнёра по играм, сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми других детей, берёт на себя ответственность, к нему обращаются за советом и помощью)
Двигательная (ребёнок любит движение: бег, прыжки, лазание, обладает исключительной физической силой для своего возраста, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков)
Научно- технический прогресс диктует определённые требования к человек 21 века. Он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально- развитым. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально- творческой личности.
Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.Если ребёнок не имеет возможности двигаться – он не научиться ходить. Если с ребёнком не разговаривать – он не научиться говорить. Если ребёнку не давать возможности проявлять и упражнять свой интеллект – он не сможет рассуждать, логически мыслить, выделять главное и т. п.
Конечно, существуют определённые индивидуальные различия. Одни дети- учатся быстрее, другие медленнее. Одним легче даётся всё, что связано с логикой, другим- всё то, где нужна фантазия и образное мышление. Следовательно, любой ребёнок может развить свои интеллектуальные способности – если быть внимательным к его склонностям и особенностям и приложить достаточно усилий, чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта.
С чего же начать?
Познавательный интерес – один из важнейших мотивов развития детей. Когда ребёнок занимается из под палки он доставляет массу хлопот и огорчений, когда дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по- другому. Необходимо не упустить тот момент, когда ребёнок стремиться что-то узнавать, воспринимать, запоминать.
Практикум:
По развитию способностей детей существует много методик, программ, курсов. Каждый педагог нашей школы имеет свою педагогическую копилку методов и приёмов, в том числе и по развитию интеллектуальных способностей детей.
Предлагаю вам совершить удивительное путешествие в страну мудрецов «Эрудит» и познакомиться лишь с некоторыми видами упражнений, которые могут быть полезны вашему ребёнку.
Есть у меня шестеро слуг,
Проворных удалых.
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их : « Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где…»
( родители делятся на 2 команды по жетонам: треугольник или круг)
Очень часто родители организуют дома праздники для детей с различными конкурсами, играми. Предлагаю вам вариант интеллектуальной игры, которую можно также провести в домашних условиях. В такой игре можно уже заметить особенности детей: одни возьмут инициативу на себя, другие начнут искать способ решения проблемы, третьи- предложат нарисовать и т.д. Игра ставит ребёнка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Послушайте правила игры.
Перед вами игровое поле. На нем 3 сектора по 3 задания в каждом. Капитаны по очереди выбирают сектор и получают задание. На выполнение задания командам даётся 2-3 минуты. Та команда, которая выполняет задание правильно, получает 1 балл.
Чтобы определить, какая команда начнёт игру первой предлагается задание.
Задание: выложить из геометрических фигур квадрат.
1 сектор: Внимание
1. Необходимо построить из счётных палочек фигуру (машинку, домик, корабль и т.д.) Команда соперников старается запомнить её за несколько секунд, затем выстраивает данную фигуру на своём рабочем месте.
2. Команда выкладывает предметы в ряд. Команда соперников старается запомнить их расположение за несколько секунд. Затем капитан команды меняет расположение предметов. Команда соперников угадывает, что изменилось.
3. Вычеркни вертикальной чертой буквы А М К.
зонеафюстжмпсвюкчффложбюрмфдлитгедишафялзихоюнзкишс твюфгрвдуекбжяапрсоютбгеврлмснбшрмфитявулкибюшлчбднх пгонбижюазбовехчюиелфвамюд эмшдектбшлмхпзиарвшудолбхн диомгрлязткежбпсактднвтпршв гмюнхднунфмюлтпсрзшафчхдд.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Выделяют 3 вида внимания:
Непроизвольное ( возникает само собой, без усилия воли, фиксируется то, что ярко, эмоционально)
Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, необходимо для того, чтобы делать не то. Что хочется, а то, что необходимо)Послепроизвольное (в процессе работы могут возникнуть интерес, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение)
Наблюдая за поведением в игре можно узнать устойчиво ли внимание ребёнка или нет; как распределяется внимание на выполнение задания. Следовательно, можно подобрать задания и упражнения на развитие внимания.
( дидактические игры на развитие внимания)
2 сектор: Мышление.
1. На столе 6 стаканов: три пустых и три наполненных водой. Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались? Брать в руки можно только один стакан. ( ответ: взять второй наполненный стакан, перелить во второй пустой и поставить стакан на своё место)
2.Возьмите полоску бумаги. Соедините противоположные концы и склейте их. Что получится, если разрезать получившееся кольцо вдоль пополам?
( ответ: 2 кольца)
Возьмите вторую полоску бумаги. Соедините противоположные концы внешней и внутренней стороны и склейте их. Что получится, если разрезать получившееся кольцо вдоль пополам?
(ответ: 1 кольцо: эллипс)
3. -Сколько месяцев в году имеют 28 дней? ( все)
-Какой рукой лучше размешать чай? ( не рукой, а ложкой)
- Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
(бросить яйцо на 4 метра)
-Мужчина вёл большой грузовик. Огни на машине не были зажжены.
Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть её? ( был яркий солнечный день)
Мышление- это познание сущности вещей, умение обобщать, находить родственные связи между вещами и предметами, умение рассуждать и мыслить.
( дидактические игры на развитие мышления)
3 сектор: Память
Ведущий называет слова. Команда старается их запомнить. После прослушивания необходимо назвать слова, которые запомнили, можно в любом порядке.
Картон
Вагон
Пианино
Ботинок
Карта
Крошка
Перо
Уголь
Белка
Груша
Скатерть
Сумка
Кот
Нож
Труд
Небо
Цветок
Рука
Дерево
пожар
На листе бумаги нарисован узор. Команды запоминают узор 2 минуты. После этого узоры предлагается воспроизвести по памяти.
Командам предлагается разрезанная на несколько частей цветная картинка. Её собирают, как целое. После картинку убирают, команде необходимо по памяти нарисовать картинку.
Память – это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Существует долговременная и кратковременная память. В зависимости от того, какую информацию запоминает человек выделяют: словесную память, двигательную, эмоциональную, зрительную и т.д. Каждый ребенок, какими бы он способностями не обладал, может совершенствовать свою память за счёт приемов запоминания, способов обработки информации.
( дидактические игры на развитие памяти)
Подведение итогов, рефлексия:
Спасибо всем командам.
Я предлагаю выбрать каждой команде смайлик оценки своей деятельности.
( смайлик радуется, смайлик огорчён)
Ребёнку важно, чтобы взрослые всячески поощряли любые способности ребёнка, радовались вместе с ним после поиска ответов на вопросы:
Что? Где? Когда? Зачем? Почему?
Заданий на развитие познавательных процессов множество. Они расширяют кругозор ребёнка, делают его более уверенным, активным в деятельности, дети становятся более заинтересованными в достижении целей.
Однажды известного физика А. Эйнштейна спросили: « Как делаются открытия?» Он ответил: «А так! Все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется человек, который не знает, что этого нельзя. Он то и делает открытия».
Конечно же это относится к развитию познавательных способностей. А дело в том, чтобы сомневаться, не останавливаться на привычных представлениях, делать открытия.
Желаю вам, воспитать талантливых детей. Примите в помощь памятки
« Как помочь ребёнку учиться!»
Уважаемые. гости! Прошу вас при выходе из кабинета поместить на веточку: цветок или листок.
Листок – нет необходимости в проведении таких мероприятий
Цветок – данные задания и упражнения актуальны и полезны