Рабочая программа по предмету «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» 10 класс

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
решением педагогического совета Приказ № от «__»___________
МКОУ КСШ № 2 им.Горького
протокол № 1 от 28.08.2014 г. Директор школы:________И.В.Бронников

«___» ______________________2014 г.




Муниципальное казенное образовательное учреждение
Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им.Горького


Рабочая программа
по предмету
«Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда».
для 10 класса
учителя Зенковой Ирины Олеговны
на 2014-2015 учебный год











Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебного курса регионального компонента среднего (полного) общего образования Новосибирской области по технологии «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» 10-11 классы, которая разработана государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования» , 2008 год. Разработчики: И.Ю. Мельникова, О.В. Петровская, С.С. Лузан.
В связи с тем, что данный предмет введен с сентября 2008 года и существует только примерная образовательная программа «Технология профессиональной карьеры и эффективное поведение на рынке труда» для 10-11 классов, которая разработана государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области « Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2008г., поэтому в основу рабочей программы была взята примерная образовательная программа по технологии «Технология профессиональной карьеры и эффективное поведение на рынке труда» 10-11 классы. Разработчики: И.Ю. Мельникова, О.В. Петровская, Е.Б. Слепова, Е.В. Царева, С.С. Лузан

Общая характеристика предмета
Социально-педагогическая суть учебного курса – обеспечение наибольшей личностной направленности, дифференциации и индивидуализации образования. Эти принципы являются ответом на требования современного общества. Максимально раскрывая индивидуальные способности, дарования человека и формируя на этой основе профессиональную и социальную компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор с учетом потребностей Новосибирской области и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права, это результат учебной деятельности.

Цели изучения
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
освоение систематизированных знаний и формирование целостного представления о технологии профессиональной деятельности и карьеры;
формирование у обучающихся самостоятельности, инициативности, способности к успешному самоопределению в обществе на основе сформированных компонентов технологической культуры;
обеспечение равных возможностей обучающихся для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;
Реализация данных целей предполагается посредством решения следующих задач:
освоения знаний о научной организации производства и труда, путях построения профессиональной карьеры;
овладения умениями сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
воспитания ответственного отношения к труду и результатам труда;
подготовку к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе профессионального непрерывного образования;
дифференциацию обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями Новосибирской области.
Пояснение к распределению учебного материала
По учебному плану в 10 классе предусмотрено 36 учебных недель, 1 час в неделю.
По примерной программе на изучение предмета в 10 классе отводится 34 часа, поэтому в программу внесены изменения: добавлены 2 часа в раздел «Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области». (1 час – экскурсия в отдел занятости населения и 1 час – обобщающий урок в конце года по теме «профессиональная карьера»).

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда»
ученик должен знать/понимать:
проблемы труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской области;
возможности социальной защиты населения на рынке труда региона Сибири;
систему обязательного пенсионного страхования в стране, Новосибирской области;
сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технология общения;
сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности;
сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технология общения;

уметь:
получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности;
оценивать себя в качестве специалиста с учетом потребностей рынка и собственных склонностей, возможностей и потребностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деят
·ельности и повседневной жизни для:
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
рационального поведения на рынке труда;
построения плана реализации карьеры с учетом потребностей рынка и собственных склонностей, возможностей и потребностей;
Учебно – методическая литература

Технология профессионального успеха: для учащихся 10-11 кл. Под редакцией С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001.- 144 с.
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.Н. Чистяковой.
Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студентов. М., 2000.
Выпускная экзаменационная работа: путь от индивидуальной исследовательской темы до публичной защиты. СПб., 2000.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2004.
Грей К., Ларсон Э.. Эффективная презентация. Практическое руководство. – М.: «Дело и сервис», 2003
Громкова м.Т. психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 23003. - 415 с. – (Серия «Педагогическая школа. XXI век».)
Учебно – тематический план предмета «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда»
10 класс.
(36 учебных часов в год)

№ п/п
Раздел
Тема раздела
Количество часов
Из них





Изучение нового и закрепление
контроль

1.
Рынок труда Новосибирской области


6
5
1

1-2

Социально-экономическая политика в Новосибирской области

2
2


3-4

Основы трудового законодательства РФ
1
1


5-6

Социальная защищенность гражданина и работника
2
2


2.
Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области

30
18
12



Потребности и возможности деятельности
4
3
1

7-8

Сущность и структура деятельности.

2
2


9-10

Технологии основных форм деятельности человека

2
1
1



Технология профессиональной деятельности
10
8
2

11-12

Сущность понятия «профессиональная деятельность»
2
2


13-14

Сферы профессиональной деятельности
2
1
1

15-16

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности
2
2


17-18

Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений
2
1
1

19-20

Культура труда
2
2




Профессиональная карьера

16
13
3

21-22

Сущность профессиональной карьеры
2
2


23-24

Компоненты профессиональной карьеры
2
2


25-28

Сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности
4
3
1

29-36

Система профессионального непрерывного образования как условие профессионального роста
8
6
2


Всего часов:


36
27
7


Плановых практических работ-7 по 45 минут каждая.

Календарно- тематическое планирование

№ урока
Дата
Название раздела и кол-во часов
Тема урока
Изучаемые понятия
Средства обучения
Вид контроля за уровнем усвоенного
Домашнее задание

1

РЫНОК ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (6 часов)
Основные направления социально - экономической политики и их влияние на рынок труда Новосибирской области


презентация



2


Проблемы труда в современных социально – экономических условиях Новосибирской области.
Востребованность профессий




3


Основы трудового законодательства Р.Ф.

Трудоустройство




4


Пр.р. Анализ пакета документов при составлении трудового соглашения

Трудовое соглашение, контракт.
Деловая игра
Пр.р.


5


Медицинское и пенсионное страхование. Социальный пакет.

Медицинское и пенсионное страхование.




6


Биржа труда. Социальная защищенность гражданина и работника.
Биржа труда.




7


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (30 часов) Потребности и возможности деятельности
Структурная деятельность. Сущность и структура .

Потребности деятельности




8


Необходимые условия деятельности. Потребности НСО в товарах


презентация



9


Формы взаимодействия с окружающим миром.






10


Пр.р. Составление опорных схем технологий деятельности человека



Пр.р.


11

Технология профессиональной деятельности (10 часов)
Понятие «профессиональная деятельность». Специалист профессионал.

профессиональная деятельность
презентация



12


Способы разделения труда. Сферы профессиональной деятельности.






13


Разделение специализация труда.


Разделение и специализация труда.




14


Пр.р. структурирование сферы собственной деятельности



Пр.р.


15


Понятие предпринимательство. Особенности предпринимательской деятельности в НСО.






16


Предпринимательская деятельность в Новосибирской области.






17


Пр.р. Осознание собственной позиции в окружающем мире в разных ситуациях.


Пр.р.


18


Понятие культуры труда


презентация



19


Профессиональная этика и культура отношений.

профессиональная этика




20


Планирование и организация трудового процесса






21

Профессиональная карьера (16часов)
Сущность профессиональной карьеры

профессиональная карьера
презентация



22


Ценностные ориентации и соотнесение с профессиональной карьерой






23


Компоненты профессиональной карьеры






24


Способы построения профессиональной карьеры






25


Понятие самооценки как условия успешности














26


Пр.р.Профессиональная карьера и здоровье



Пр.р.


27


Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры






28


Определение уровня самооценки для успешного функционирования личности в профессиональной среде






29


Система профессионального непрерывного образования.

профобразование
презентация



30


Роль повышения квалификации как необходимого условия профессионального роста






31


Пр.р.План реализации карьеры. Наличие «запасного варианта».



Пр.р.


32


Профессиональная переподготовка.


переподготовка




33


Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.


презентация



34


Пр.р. построение модели профессионального продвижения с учетом потребностей рынка.


Пр.р.


35


Экскурсия в отдел занятости
населения.





36


Обобщающий урок по теме «профессиональная карьера»