Программа внеурочной деятельности творческого объединения Зарница по ОБЖ (7 класс)

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения «Зарница» для 7 классов МБОУ Лицей №25 составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373, написана на основании следующих нормативных документов:
Закон  Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей № 25.
Актуальность. В эпоху всемирной глобализации, отрицающей существование национальных государств, создаётся иллюзия ненужности и даже вредности патриотического воспитания, ведущего к национализму и фундаментализму. Однако в российской системе образования вопросам воспитания патриотизма и гражданственности всегда уделялось большое внимание. Одним из ведущих направлений, способствующих совершенствованию военно-патриотической и спортивно-массовой работы в школе, остается военно-спортивная игра «Зарница». В связи с этим интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка, укрепление его психического и физического здоровья, воспитание чувства патриотизма, товарищества и любви к Отечеству, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения относятся к числу наиболее актуальных проблем.
Новизна. Проведение таких массовых игр как «Зарница» очень интересное и трудное дело, требующее большой предварительной подготовки, которая подразумевает разработку рабочей программы, предусматривающая все этапы игры. Новизна программы состоит в том, что автор сделал попытку создать первую рабочую программу по данному курсу. При разработке программы автор поставил цели и задачи, конкретизировал тематику занятий, представил общую характеристику объединения «Зарница», указал формы и методы реализации рабочей программы, наметил результаты.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что «Зарница» – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, В ходе игры школьники будут соревноваться в различных военно-прикладных, туристических, историко-краеведческих конкурсах, получат возможность проявить свои знания и физические способности в спорте, гражданской обороне и пожарной эстафете. Учащиеся приобретут полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, научатся оказывать первую медицинскую доврачебную помощь пострадавшему, станут организованными и целеустремленными.
Цели:
всестороннее развитие и совершенствование личности средствами нравственного, патриотического и физического воспитания;
овладение системой социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и целостности окружающего мира;
усвоение знаний в области безопасности жизнедеятельности, необходимых для применения в повседневной деятельности, овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве в ученическом коллективе, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе обучения, во внеклассной деятельности, творческой и других видах деятельности;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции.
Задачи:
развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей;
воспитывать у учащихся ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; уважительного и доброжелательного отношения друг к другу, готовность оказать первую медицинскую помощь, самопомощь и взаимовыручку;
развивать у учащихся чувство морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных качеств, чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
способствовать воспитанию Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народов; усвоение гуманистических принципов, демократических и традиционных ценностей российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
подготовка сборной команды школы для участия в городской военно-спортивной игре «Зарница».

Общая характеристика объединения «Зарница»
5 октября 2010 года Правительством Российской Федерации принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обоснование его содержания в современных условиях. Она ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно - нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в практике МБОУ Лицей №25 осуществляется через подготовку и проведение соревнований «Зарничка» (1-4 классы), «Зарница» (5-8 классы), «Школа безопасности» (9-11 классы). Программа подготовки учащихся к этим соревнованиям определяется в соответствии с Положениями об этих соревнованиях. Эти соревнования предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, спортивная, строевая и медико-санитарная подготовка, стрельба и т.д.. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях. Учителя стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.
Данная рабочая программа является частью комплексной программы патриотического воспитания обучающихся МБОУ Лицей №25. Знания, полученные на уроках ОБЖ, истории, географии, биологии, физической культуре и практические навыки на занятиях кружка «Зарница», учащиеся желают попробовать и проверить себя в условиях соревнований школьного и городского этапов военно-спортивной игры «Зарница». Обучающимся всегда присущ дух соревнования и соперничества, быть самыми сильными, быстрыми, меткими, умелыми выражается в желании применить свои силы среди наиболее подготовленных ребят. Это стремление дает возможность реализовать программа «Зарница», в которой изначально запланировано участие в комплексных соревнованиях, где подросткам нужно не только показать их умения и навыки в различных видах соревнований, но и глубокие теоретические знания по истории, медицине и т.д. Кроме того, эти соревнования воспитывают коллективизм, умение подчинять свои амбиции интересам команды, чувству ответственности за свои действия и поступки, спортивно-волевые качества. Рабочая программа направлена, в первую очередь, на нравственное воспитание и физическое совершенствование учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, направлена на достижение обучающимися личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных результатов.
Основным содержанием программы «Зарница» в 8 классах является всестороннее развитие и совершенствование личности средствами нравственного, патриотического и физического воспитания, подготовка сборной команды школы для участия в городской военно-спортивной игре «Зарница».


Описание места курса во внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности творческого объединения «Зарница» рассчитана на 70 часов в году, 2 часа в неделю.


Формы и методы работы
Практический занятия, тренировочные учения, выездные занятия в пожарную часть, тир, музеи города, стажировки, деловые игры.


Содержание рабочей программы «Зарница»
(70 часов)


Раздел 1. «Ратные страницы истории Отечества» (8 часов)
Ордена и медали - почетны награды защитникам Отечества. Изображение, название, степени и статуты орденов и медалей.
Воинские звания и погоны СССР и РФ. Изображение знаков различия Красной (Советской) Армии 1943-1945 годов и Российской армии, воинские звания и различия.
Города-герои Великой Отечественной войны. Название городов-героев, дата присвоения звания «Город-герой», памятные и мемориальные места городов.
Военная техника и вооружение Великой Отечественной войны. Изображение, название образцов военной техники или вооружения, фамилия, имя и отчество инженеров-конструкторов.
Легендарные полководцы и народные герои Великой Отечественной войны. Фотографии, фамилия, имя, отчество, биографические сведения полководцев и героев войны.
Дни воинской славы и памятные даты России. Военные события различного исторического периода, дата. Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России».

Раздел 2. Многоборье «Защита» (16 часов)
Изготовление ватно-марлевой повязки. Назначение, применение повязок, их свойства, условия хранения, способы улучшения свойств повязки, размеры. Технический регламент.
Пользование поврежденным противогазом. Назначение, применение противогазов, их свойства, условия хранения, подбор противогаза. Виды неисправности противогазов и способы устранения. Норматив пользования противогазом, правильное применение и одевание.
Действия в зоне заражения АХОВ (аварийные химически опасные вещества), оказание помощи «пострадавшему». Поведение участников в зоне заражения АХОВ, применение средств защиты органов дыхания и кожи, вход и выход в зону заражения. Правила оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшему в зоне распространения АХОВ. Способы частичной санитарной обработки.
Действия при радиационной аварии АЭС и радиоактивном заражении местности. Понятие йодной профилактики. Применение средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Вход и выход из зоны «радиоактивного заражения». Порядок движения в зоне заражения. Преодоление зоны заражения. Способы частичной санитарной обработки.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. Теория:
Первая помощь при ДТП, информация, которую необходимо сообщить сотрудникам ДПС как свидетель, назначение аптечки первой помощи и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи при ранениях.
Вывихи и оказание первой помощи.
Виды кровотечений, способы остановки.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи.
Степени ожогов, первая помощь.
Виды повязок и способы наложения.
Обморок, оказание помощи.
Солнечный тепловой удар.
Сотрясение мозга, первая помощь.
Транспортировка пострадавших, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика:
Наложение различных повязок.
Оказание помощи при кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожениях, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.

Раздел 3. «Статен в строю – силен в бою» (20 часов)
Внешний вид. Действия юнармейцев в строю: построение в одну шеренгу (строевая стойка, единая военная форма).
Приветствие (единообразие). Расчет, перестроение и выполнение команд на месте, доклад командиру.
Перестроение из одной шеренги в две, смыкание к направляющему.
Выполнение воинского приветствия в строю в движении.
Исполнение строевой песни.
Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Конкурс командиров.

Раздел 4. «Полоса препятствий» (10 часов)
Определение азимута. Изучение топографических знаков.
Вязка туристических узлов «восьмерка», «прямой», «встречный», «стремя», «булинь».
Знание топографических знаков. Виды «растительность», «строение».
Прохождение полосы препятствий: «бабочка», «ромб», «навесная переправа», «кочки», «жерди», «переправа по параллельным перилам».
Разведение костра. Кипячение 300 мл воды.

Раздел 5. «Пожарная эстафета»(6 часов)
Боевое снаряжение пожарного. Соединение и разъединение ствола с рукавом. Правила тушения огня. Отработка этапов пожарной эстафеты.

Раздел 6. «Снайперская дуэль», «Меткий стрелок» (6 часов)
Правила стрельбы из пневматического оружия. Устройство пневматического оружия. Техника безопасности при стрельбе из пневматического оружия с открытым прицелом. Пульки ДЦ. Падающие мишени.
Отработка навыка стрельбы из пневматического оружия.


Раздел 7. «В здоровом теле – здоровый дух» (4 часа)
Комплексное силовое упражнение для девочек. Наклоны вперед до вертикального положения туловища из положения «лежа на спине», руки за голову, ноги прямые и закреплены, касание лопатками пола при возвращении в положение «лежа на спине». Подтягивание на перекладине (мальчики). Вис хватом сверху, подтягивание без рывка. Отработка техники силовых упражнений, техника безопасности при выполнении.
Кросс 1000 м. Снаряжение противогазы в походном положении «на плече».

Планируемые результаты:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Зарница» является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Зарница» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности учащихся на занятии.

2. Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех участников;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные УУД
У учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
умение контролировать процесс и результат своей деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию закономерности развития теории безопасности, принципах и путях снижения факторов риска в деятельности человека;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умение распознавать неверно выбранные варианты поведения;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении жизненных задач.

Метапредметные УУД:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

Учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для ситуационных задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом безопасного поведения;
понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы, инструкции, правила и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для изучения тем, принимать правильные и быстрые решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть предложенную задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:
выражать свои мысли и действия в речи, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками осваивать новые знания;
аргументировать, отстаивать свою точку зрения, проявлять лидерские и организаторские способности;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
разрешать конфликты путем компромисса, управлять поведением партнера.




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Наименование разделов, тем
Всего,
час.
В том числе




Лекции
Практические занятия, деловые игры, стажировки

Раздел 1.
«Ратные страницы истории Отечества»
8
8


1.1.
Ордена и медали - почетны награды защитникам Отечества. Воинские звания и погоны СССР и РФ.
2
2


1.2.
Легендарные полководцы и народные герои Великой Отечественной войны.
2
2


1.3.
Города-герои Великой Отечественной войны.
Дни воинской славы и памятные даты России.
2
2


1.4.
Военная техника и вооружение Великой Отечественной войны.
2
2


Раздел 2.
Многоборье «Защита»
16

16

2.1.
Изготовление ватно-марлевой повязки.
2

2

2.2.
Пользование поврежденным противогазом.
2

2

2.3.
Действия в зоне заражения АХОВ (аварийные химически опасные вещества), оказание помощи «пострадавшему».
4

4

2.4.
Действия при радиационной аварии АЭС и радиоактивном заражении местности.
4

4

2.5.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. Практика.
4

4

Раздел 3.
«Статен в строю – силен в бою»
20

20

7.1.
Действия юнармейца в строю: построение, расчет, перестроение и выполнение команд на месте, доклад командиру.
4

4

7.2.
Движение в строю.
6

6

7.3.
Выполнение воинского приветствия в строю в движении.
6

6

7.4.
Исполнение строевой песни.
4

4

Раздел 4.
«Полоса препятствий»
10

10

3.1.
Определение азимута. Изучение топографических знаков.
2

2

3.2.
Вязка туристических узлов. Разведение костра.
2

2

3.4.
Прохождение полосы препятствий: «бабочка», «ромб», «навесная переправа», «кочки», «жерди», «переправа по параллельным перилам».
6

6

Раздел 5.
«Пожарная эстафета»
6

6

4.1.
Боевое снаряжение пожарного. Соединение и разъединение ствола с рукавом. Правила тушения огня.
2

2

4.2.
Отработка пожарной эстафеты
4

4

Раздел 6.
«Снайперская дуэль», «Меткий стрелок»
6

6

5.1.
Правила стрельбы из пневматического оружия. Устройство пневматического оружия.
2

2

5.2.
Стрельба из пневматического оружия.
4

4

Раздел 7.
«В здоровом теле – здоровый дух»
4

4

5.1.
Комплексное силовое упражнение для девочек. Подтягивание на перекладине (мальчики).
2

2

5.2.
Кросс 1000 м.
2

2


Итого:
70
8
62

















Тематическое планирование

п/п
Тема
Часы
Дата
Планируемые результаты УУД
Характеристика деятельности учащихся
Контроль, инструментарий




п
ф





Раздел 1. «Ратные страницы истории Отечества» (8 часов)


1-2
Ордена и медали - почетны награды защитникам Отечества. Воинские звания и погоны СССР и РФ.
2


Учащиеся самостоятельно научатся выделять и формулировать познавательную цель.
Учащиеся изучают изображение орденов и медалей ВОВ и РФ, название, степени и статуты орденов и медалей.


3-4
Легендарные полководцы и народные герои Великой Отечественной войны.
2


Учащиеся научатся планировать пути достижения целей, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения и познавательных задач.
Учащиеся изучают фотографии, фамилии, имена, отчества и биографические сведения полководцев и героев войны.


5-6
Города-герои Великой Отечественной войны.
Дни воинской славы и памятные даты России.
2


Учащиеся научатся концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и препятствий.
Учащиеся знакомятся с основными положениями Федерального закона от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России».


7-8
Военная техника и вооружение Великой Отечественной войны.
2


Учащиеся научатся концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и препятствий.
Учащиеся изучают изображение, название образцов военной техники или вооружения, фамилии, имена и отчества инженеров-конструкторов.



Раздел 2. Многоборье «Защита» (16 часов)


9-10
Изготовление ватно-марлевой повязки.
2


Учащиеся научатся понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Учащиеся изучают назначение, применение повязок, их свойства, условия хранения, способы улучшения свойств повязки, размеры. Технический регламент.


11-12
Пользование поврежденным противогазом.
2


Учащиеся научатся осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы
Учащиеся изучают назначение, применение противогазов, их свойства, условия хранения, подбор противогаза. Виды неисправности противогазов и способы устранения. Норматив пользования противогазом, правильное применение и одевание.


13-16
Действия в зоне заражения АХОВ (аварийные химически опасные вещества), оказание помощи «пострадавшему».
4


Учащиеся научатся определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата

Учащиеся изучают поведение участников в зоне заражения АХОВ, применение средств защиты органов дыхания и кожи, вход и выход в зону заражения. Правила оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшему в зоне распространения АХОВ. Способы частичной санитарной обработки.


17-20
Действия при радиационной аварии на АЭС и радиоактивном заражении местности.
4


Учащиеся научатся определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата

Учащиеся изучают поведение участников в зоне заражения РВ, применение средств защиты органов дыхания и кожи, вход и выход в зону заражения. Способы частичной санитарной обработки.


21-24
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. Практика.
4


Учащиеся научатся понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Учащиеся практически показывают нанесение повязок различных видов.



Раздел 3. «Статен в строю – силен в бою» (20 часов)


25-28
Действия юнармейца в строю: построение, расчет, перестроение и выполнение команд на месте, доклад командиру.
4


Учащиеся запомнят сущность алгоритмических предписаний и научатся действовать в соответствии с предложенным алгоритмом безопасного поведения.
Учащиеся практически выполняют команды командира, изучают Строевой устав ВС РФ.



29-34
Движение в строю.
6


Учащиеся научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Учащиеся осваивают движение в строю.


35-40
Выполнение воинского приветствия в строю в движении.
6


Учащиеся научатся находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Учащиеся практически выполняют воинское приветствие в движении.


41-44
Исполнение строевой песни.
4


Учащиеся научатся взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе.
Учащиеся разучивают и исполняют строевую песню в движении.



Раздел 4. «Полоса препятствий» (10 часов)

45-46
Определение азимута. Изучение топографических знаков.
2


Учащиеся планируют пути достижения целей, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения и познавательных задач.
Учащиеся приобретают практические навыки определения азимута, изучают топографические знаки.


47-48
Вязка туристических узлов. Разведение костра.
2


Учащиеся получат возможность научиться концентрировать волю для преодоления физических препятствий.
Учащиеся приобретают практические навыки вязки туристических узлов.


49-54
Прохождение полосы препятствий: «бабочка», «ромб», «навесная переправа», «кочки», «жерди», «переправа по параллельным перилам».
6


Учащиеся получат возможность научиться концентрировать волю для преодоления физических препятствий.
Учащиеся проходят полосу препятствия. Изучают правила безопасного поведения на этапе, методы страховки.



Раздел 5. «Пожарная эстафета» (6 часов)

55-56
Боевое снаряжение пожарного. Соединение и разъединение ствола с рукавом. Правила тушения огня.
2


Учащиеся научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Учащиеся знакомятся с боевым снаряжением пожарного, изучают правила тушения огня.


57-60
Отработка пожарной эстафеты
4


Учащиеся получат возможность научиться концентрировать волю для преодоления физических препятствий.
Учащиеся приобретают практические навыки прохождения пожарной эстафеты.



Раздел 6. «Снайперская дуэль» (6 часов)

61-62
Правила стрельбы из пневматического оружия. Устройство пневматического оружия.
2


Учащиеся научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Учащиеся изучают правила стрельбы из пневматического оружия, устройство пневматического оружия, технику безопасности при стрельбе из пневматического оружия с открытым прицелом.


63-66
Стрельба из пневматического оружия.
4


Учащиеся получат возможность научиться концентрировать волю для преодоления физических препятствий.
Учащиеся приобретают практические навыки стрельбы из пневматического оружия.



Раздел 7. «В здоровом теле – здоровый дух» (4 часа)

67-68
Комплексное силовое упражнение для девочек. Подтягивание на перекладине (мальчики).
2


Учащиеся получат возможность научиться концентрировать волю для преодоления физических препятствий.
Учащиеся изучают и выполняют силовые упражнения


69-70
Кросс 1000 м.
2


Учащиеся получат возможность научиться концентрировать волю для преодоления физических препятствий.
Учащиеся выполняют упражнения со снаряжением (противогаз в походном положении «на плече»).






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности


Смирнов Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 240 с. : ил. - ISBN 987-5-09-036054-8.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1996.
Гражданская защита: энциклопедический словарь / Под общей ред. С.К. Шойгу. М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. М.: Просвещение, 2011. 96 с. (Работаем по новым стандартам).
Краткая медицинская энциклопедия / под ред. В.Л. Покровского. М., 1994г.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: пособие для учителя 5-11общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. ред. А.Т. Смирнова. 6-е изд. М.: просвещение, 2008г.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителяя: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: просвещение, 2008.
Федеральный Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (с изменениями и дополнениями от 02.02.2011г.) // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 2011.
Федеральные законы «О противодействии терроризму», «о противодействии экстремисткой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 2002-2009.
Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 195 г. № 196-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.07.2010г.).
Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23.12.2010г.).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ (последняя редакция от 29.12.2010г.).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995г. №151-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25 ноября 2009г.)
Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (последняя редакция от 23.12.2010г.).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с. (Стандарты второго поколения).
Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник ситуативных задач: 5-11кл. / Б.О. Хренников. Р.А. Дуднев, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.
Специфическое сопровождение:
классная доска;
магнитная доска;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационные таблицы и схемы;
учебные пособия для изучения ПДД, первой помощи;
ФЗ «О пожарной безопасности», «О противодействию экстремизму и терроризму», «О безопасности дорожного движения»;
видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса ОБЖ.

Интернет-ресурсы.
Сайт для преподавателей педагогов-организаторов ОБЖ Идрисова Р.А. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Книги, пособия по ОБЖ. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки ОБЖ. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]l
Газета «Здоровье детей» – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Газета «Спорт в школе». – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
компании «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: http://www.km-school.ru/
Для учителя ОБЖД. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях). – Режим доступа: http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm
Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях. – Режим доступа: http://kombat.com.ua/stat.html
Портал детской безопасности. – Режим доступа: http://www.spas-extreme.ru/
Автономное существование в природе – детям. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Литература для учащихся
Большой энциклопедический словарь / под ред. АМ Прохорова. М.: большая российская энциклопедия; Спб.: Норинт, 1997.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под общ. ред. А.Т. Смирнова]. М.: Просвещение,2007.
Петров В.С. первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В. Петров, ВГ Бубнов. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000.
Правила дорожного движения (с изменениями и дополнениями).
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Хренников О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс : учебник для образовательных учреждений / А.Т. Смирнов, О.Б. Хренников ; под редакцией А.Т. Смирнова; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, из-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2012. 191 с.: ил. (Академический школьный учебник). ISBN 987-5-09-020893-2.
Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общ. ред. С.К. Шойгу. М., 2004.
Энциклопедия для детей. Т. 3. География / сост. М.Т. Исмаилова. М.: Аванта+, 1995.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология / сост. М.Т. Исмаилова. М.: Аванта+, 1995.




Планируемые результаты

В результате изучения тем внеурочной деятельности обучающиеся научатся:
выполнять правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций в быту, общественном месте;
применять меры безопасности во время пребывания в природной среде;
выполнять правила поведения на открытых водоемах в различное время года;
оказывать общие правила оказания первой помощи.
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС;
способам и методам ориентирования на местности; вязки туристических узлов, прохождения различных препятствий в природе;
основным видам туристической деятельности;
соблюдать правила дорожного движения;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
соблюдать нормы здорового образа жизни, противостоять вредным привычкам;
обеспечивать личную безопасность при различных опасных и ЧС;
безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовиться к участию в различных видах активного отдыха в природных условиях;
проявлять бдительность и безопасное поведение при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
выполнять силовые упражнения; справляться с физическими нагрузками;
пользоваться стрелковым оружием, стрелять по мишеням;
двигаться строем, выполнять воинское приветствие;
оказывать первую помощь пострадавшим в различных опасных ситуациях.








13PAGE 15




5ђ Заголовок 1 Заголовок 915