Рабочая программа детского творческого объединения: Просто о сложном.

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества муниципального образования
Тимашевский район




Утверждаю
протокол педсовета
от «30» 08 20__ года №1
Директор МОУДОД ЦДТ
_________ /Г.Н. Рузбаева/






Рабочая программа
детского творческого объединения


наименование объединения «Просто о сложном»

наименование учебной дисциплины химия в быту

срок реализации программы 1 год

вид программы модифицированная

возраст обучающихся 14 – 15 лет

Ф.И.О. преподавателя Новокрещенов Дмитрий Андреевич












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное состояние развития общества характеризуется проникновением химии во все сферы жизни. Фактически люди на производстве, в учебных, медицинских и правовых заведениях, в учреждениях культуры и спорта, а также в быту используют принципы и методы химии и разнообразные химические вещества. В целом это вызвано научно-техническим прогрессом и повышает уровень жизни людей. Поэтому ориентироваться в том, как правильно применять химические препараты, необходимо каждому современному человеку. Однако ошибки в вопросах химизации могут приводить к различным неприятностям, иногда - к значительным.
Химизация необходима, однако ее развитие должно базироваться на прочных знаниях. К сожалению, сегодня это требование не выполняется, так как в школах преподавание ведется лишь в направлении общего химического образования. В связи с этим большую актуальность приобретает организация внеклассной работы с учащимися, которая позволяет удовлетворить интерес детей к окружающему миру, формировать научное мировоззрение, расширить кругозор учащихся.
При составлении программы были использованы элективные курсы: «Химия в быту» (автор Г.Ю. Запольских, Лебяжская СШ, Кировская область), «Химия вокруг нас» (автор О.А. Соколова, СШ № 1 г. Кострома).
Проект включает в себя исследовательский, информационный и экскурсионный блоки.
На основе изучения информационных ресурсов учащиеся составляют опорные конспекты для изучения свойств веществ, входящих в продукты питания. Самостоятельные исследования учащихся и приобретенные практические знания, умения и навыки, помогут ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека. В ходе выполнения проекта у учащихся формируется представление о веществах и их свойствах и их применении в практической жизни человека. Дидактические материалы помогут ответить на проблемные вопросы.
Цели курса:
- сформировать у учащихся экологическую грамотность поведение в окружающей среде, лаборатории и в быту, бережное отношение с веществами и материалами;
- развивать навыки практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- формировать самостоятельную познавательную деятельность, работу с большим объёмом информации;
- формировать навыки работы в команде;
- развивать критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути её решения.
Задачи:
- сообщить дополнительные знания по химии пищевых продуктов и их кулинарной обработке;
- развивать творческие способности и познавательную активность;
- развивать интерес у учащихся по предмету;
- научить проводить химический анализ.
Формы контроля: сообщения (мини – рефераты), творческие работы, практические работы.
Ожидаемый результат:
- знание классификации пятен и способов их удаления, пищевых добавок, химического состава пищи;
- умение опытным путём определять наличие белков в пищевых продуктах;
- приобретение навыков практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- самостоятельная познавательная деятельность учащихся;
- навыки работы в команде;
- развитие критического мышления;
- умение анализировать, систематизировать и формулировать проблему и указывать пути её решения;
- формирование устойчивого интереса к предмету;
- повышение уровня самообразования учащихся.
Темы самостоятельных исследований:
Достижения химии могут не только служить во благо, но и причинять вред.
Какие лекарства, по вашему мнению, обязательно должны входить в ассортиментный минимум любой бытовой аптечки?
Витамины.
Полезно или вредно мыло.
Химия и красота. Из чего делают косметику.
Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты.
Символы на этикетках одежды.

Программа рассчитана на обучающихся 14-15 лет на один год обучения.
Режим занятий 1 раз в неделю – 2 часа.
Занятия будут проводиться в разновозрастной группе постоянного состава.

























УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п
Тема занятий
Всего часов
Теорети-ческие
Практи-ческие
Экскур-сионные

1
2

3
4

5
6
7
Введение.
Скорая химическая помощь (химчистка на дому).
Наша пища.
СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода.
Будьте красивыми.
Лекарства в домашней аптечке.
Итоговое занятие.
2
6

30
14

10
8
2
2
2

18
10

8
4
2
-
2

10
4

2
2
-
-
2

2
-

-
2
-


Всего:
72
46
20
6





























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение.
Цели и назначение работы объединения. Источники информации. Основные требования к учащимся. Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.п.).
2. Скорая химическая помощь (химчистка на дому).
Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, от пищевых продуктов, крови, краски и т. Д. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров, меха.
Демонстрации: пятна различного происхождения; средства для чистки; удаление пятен.
Практическая работа по теме: «Удаление пятен».
Экскурсия в «химчистку».
3. Наша пища.
Общая характеристика продуктов питания.
Составные части пищи. Химизм процесса варки пищи.
Практическая работа по теме: «Обнаружение крахмала и белка в пищевых продуктах».
Практическая работа по теме: «Анализ продуктов питания на содержание белков».
Практическая работа по теме: «Обнаружение ферментов в продуктах питания».
Характеристика витаминов и ферментов.
Практическая работа по теме: «Качественные реакции на витамины».
Качественный анализ продуктов питания. Технология их приготовления.
Экскурсия на производство.
Минеральные вещества.
Практическая работа по теме: «Анализ продуктов питания на содержание нитратов и нитритов».
Химическая структура веществ и вкус. Вкусовые продукты.
Вкусовые продукты. Пищевые добавки.
Химические процессы в технологии приготовлении пищи. Гашение соды. Брожение. Денатурация белков. Получение инвертного сахара. Белки, жиры, углеводы, соли. Искусственная пища.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности. Разложение карбоната аммония. Денатурация белков.
Биотехнология: достижения и прогнозы.
4. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода.
Моющие средства в быту. Из истории моющих средств.
Синтетические моющие средства. Мыло.
Чем и как стирать, белить, крахмалить. Химия в стиральной машине.
Жёсткость воды и её устранение. Образование и удаление накипи.
Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.
Практическая работа по теме: «Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение её образования».
Практическая работа по теме: «Удаление ржавчины».
5. Будьте красивыми.
Искусство косметики. Состав лака для ногтей. Вещества носители запаха.
Классификация красителей для волос. Принципы действия дезодорантов.
Волшебные превращения причёсок. Пудры и аэрозоли.
Крема и их назначение. Средства ухода за зубами.
Демонстрации: образцы средств ухода за зубами, образцы декоративной косметики.
Практическая работа по теме: «Состав зубных паст. Чистка зубов».
6. Лекарства в домашней аптечке.
Лекарственные препараты. Классификация лекарств в домашней аптечке.
Антибиотики. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против.
Практическая работа по теме: «Изучение свойств лекарственных препаратов. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты».
Экскурсия в аптеку.
7. Итоговое занятие.
Защита темы самостоятельного исследования.


































ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Результаты работы объединения (отчёты об опытах и практических работ, материалы, собранные на экскурсиях, фотографии, рисунки, сообщения, доклады, рефераты, стенгазеты, презентации и т.д.) должны быть оформлены и представлены на итоговом занятии.
Оценка работы объединения подводится после изучения каждой темы путем тестирования. Итоги годовой работы, а также итоги реализации данной программы подводятся на итоговом занятии на конференции.
В течении всего учебного года учащиеся готовят сообщения по изучаемым темам, которые оформляют в виде докладов. Наиболее интересные сообщения дорабатываются, дополняются опытами, наблюдениями, выводами и оформляются в виде научных работ. Защита которых также осуществляется на итоговом занятии.
Презентация по теме самостоятельного исследования оценивается исходя из следующих критериев:
а) актуальность
б) цель, задачи
в) содержание
г) наглядность
д) практическое значение
е) опыты, наблюдения и др.
ж) выводы.


























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На первом же занятии рекомендуется познакомить учащихся с общим содержанием всего курса. Можно, например, выдать информационный лист, сделать компьютерную презентацию и т. д. Первое занятие, начало работы, должно быть интересным, эмоциональным, нестандартным. Необходимо постоянно предлагать учащимся подготовить сообщения, найти интересные факты по вопросам последующих встреч. Можно провести опрос для выяснения познавательных интересов учащихся и скорректировать план дальнейших занятий с целью удовлетворения познавательной активности учащихся.
Материал следующих занятий рассчитан на раскрытие прикладного значения химии, необходимости химических знаний в повседневной жизни. В зависимости от особенностей учащихся и материально-технической базы содержание и форму таких занятий можно выстраивать по-разному. На дворе XXI в. век компьютерных технологий, и от этого никуда не денешься. Необходимо постараться использовать технический прогресс во благо приобретения знаний. Учащиеся много времени проводят за компьютерами, и чаще всего не в образовательных целях. Как с этим бороться и стоит ли? Наша задача грамотно воспользоваться данным фактом: организовать поиск необходимой информации в Интернете, составление необходимых презентаций, наглядных электронных пособий для занятий. Конечно же, в рамках таких занятий обязательно надо задействовать демонстрационный эксперимент. Например, на занятии по препаратам бытовой химии, рассказывая о правилах хранения растворителей, лаков, красок и т. д., продемонстрировать горючесть этих веществ (на примере этилового спирта, ацетона), даже простой опыт по элементарной очистке чайника от накипи с помощью лимонной кислоты имеет положительный образовательный эффект. На занятии, посвященном товарам пищевой отрасли промышленности, можно провести изучение состава прохладительных напитков, минеральных вод. Сделать привязку к медицинским показателям. В результате учащиеся смогут составить информационный лист о пользе или вреде тех или иных напитков.
Итоговое занятие. Данное занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция. Например, отчет по творческим проектам или по группам интересов, общая презентация и т. д. Необходимо выяснить, какие формы занятий учащихся заинтересовали больше, что удалось и что не получилось. Это надо для дальнейшего улучшения содержания курса.
Итоговая конференция может проходить в рамках недели химии в школе. Это будет отчетностью о проделанной работе и в то же время поможет заинтересовать учащихся младших классов, которые в перспективе могут записаться на данный курс.














Литература:

Для учащихся:
Иванов В. Т., Шамин А. Н. Путь к синтезу белка. - Л.: Химия, 1982.
Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л. И. Воробьевой. М.: ВО Агропромиздат, 1988.
Конарев Б. Н. Любознательным о химии. М.: Пищевая промышленность, 1982.
Несмеянов А. Н., Беликов В. М. Пища будущего. - М.: Педагогика, 1979.
Николаев Л. А. Химия жизни. - М.: Просвещение, 1973.
Поллер 3. Химия на пути в третье тысячелетие. - М.: Мир, 1982.
Строев Е. А. Биологическая химия. М.: Высшая школа, 1986.
Энциклопедия «Наука», - «Дорлинг Киндерсли», Лондон, 1999 г.

Для педагога дополнительного образования:
Иванов В. Т., Шамин А. Н. Путь к синтезу белка. - Л.: Химия, 1982.
Каплун А. П. Биотехнология, химия, медицина // Химия в школе. - 1994. - № 2. - С. 6-13.
Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л. И. Воробьевой. М.: ВО Агропромиздат, 1988.
Конарев Б. Н. Любознательным о химии. Органическая химия. М.: Пищевая промышленность, 1982.
Несмеянов А. Н., Беликов В. М. Пища будущего. - М.: Педагогика, 1979.
Николаев Л. А. Химия жизни. - М.: Просвещение, 1973.
Поллер 3. Химия на пути в третье тысячелетие. - М.: Мир, 1982.
Строев Е. А. Биологическая химия. М.: Высшая школа, 1986.
Филиппович Ю. Б. и др. Практикум по общей биохимии. М.: Просвещение, 1975.
О.С.Габриелян «Химия 11», - «Дрофа», 2003 г.
О.С.Габриелян «Химия 10», - «Дрофа», 2002 г.
О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии- 10 класс», - «Блик и КО», 2001 г.
Журнал «Химия в школе №4 , 1999 г.
Журнал «Химия в школе №5 , 2005 г.










Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества муниципального образования
Тимашевский район




Утверждаю
протокол педсовета
от «30» 08 20__ года №1
Директор МОУДОД ЦДТ
_________ /Г.Н. Рузбаева/




Календарно – тематический план
к рабочей программе детского творческого объединения
«Просто о сложном»
1 год обучения






Цель: развитие познавательной активности и навыков практического использования знаний в повседневной жизни.
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю 2 часа




Педагог дополнительного образования: Новокрещенов Дмитрий Андреевич













КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п
Тема занятий
Всего
часов
Кол-во теорет. часов
Кол-во практ. часов
Дата проведения

I
1



II

2





3

4
III
5
6

7

8

9

10
11

12

13
14
15


16

17
18

19
IV

20

21
22

23

24

25


26

V
27

28

29

30

31

VI
32

33


34



35
VII
36
Введение.
Цели и назначение работы объединения. Источники информации. Основные требования к учащимся. Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Скорая химическая помощь (химчистка на дому).
Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, от пищевых продуктов, крови, краски и т. Д. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров, меха.
Практическая работа по теме: «Удаление пятен».
Экскурсия в «химчистку».
Наша пища.
Общая характеристика продуктов питания.
Составные части пищи. Химизм процесса варки пищи.
Практическая работа по теме: «Обнаружение крахмала и белка в пищевых продуктах».
Практическая работа по теме: «Анализ продуктов питания на содержание белков».
Практическая работа по теме: «Обнаружение ферментов в продуктах питания».
Характеристика витаминов и ферментов.
Практическая работа по теме: «Качественные реакции на витамины».
Качественный анализ продуктов питания. Технология их приготовления.
Экскурсия на производство.
Минеральные вещества.
Практическая работа по теме: «Анализ продуктов питания на содержание нитратов и нитритов».
Химическая структура веществ и вкус. Вкусовые продукты.
Вкусовые продукты. Пищевые добавки.
Химические процессы в технологии приготовлении пищи.
Биотехнология: достижения и прогнозы.
СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода.
Моющие средства в быту. Из истории моющих средств.
Синтетические моющие средства. Мыло.
Чем и как стирать, белить, крахмалить. Химия в стиральной машине.
Жёсткость воды и её устранение. Образование и удаление накипи.
Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.
Практическая работа по теме: «Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение её образования».
Практическая работа по теме: «Удаление ржавчины».
Будьте красивыми.
Искусство косметики. Состав лака для ногтей. Вещества носители запаха.
Классификация красителей для волос. Принципы действия дезодорантов.
Волшебные превращения причёсок. Пудры и аэрозоли.
Крема и их назначение. Средства ухода за зубами.
Практическая работа по теме: «Состав зубных паст. Чистка зубов».
Лекарства в домашней аптечке.
Лекарственные препараты. Классификация лекарств в домашней аптечке.
Антибиотики. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против.
Практическая работа по теме: «Изучение свойств лекарственных препаратов. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты».
Экскурсия в аптеку.
Итоговое занятие. (2)
Защита темы самостоятельного исследования.
2
2



6

2





2

2
30
2
2

2

2

2

2
2

2

2
2
2


2

2
2

2
14

2

2
2

2

2

2


2

10
2

2

2

2

2

8
2

2


2



2
2
2
2
2



2

2





-

-
18
2
2

-

-

-

2
-

2

-
2
-


2

2
2

2
10

2

2
2

2

2

-


-

8
2

2

2

2

-

6
2

2


-



-
2
2
-
-



4

-





2

2
12
-
-

2

2

2

-
2

-

2
-
2


-

-
-

-
4

-

-
-

-

-

2


2

2
-

-

-

-

2

2
-

-


2



2
-
-
-




-










-

























-















-










-










-


ИТОГО:
72
46
26