Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Право с разноуровневыми заданиями

Тамбовское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Мичуринский аграрный техникум»
(ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)




П Р А В О

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

23.02.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
43.02.02 Прикладная эстетика



Составитель: Е.Н. Александрова,
преподаватель истории и
социально-экономических дисциплин
















с. Турмасово 2014

Раздел №1
«Основы общей теории государства»

Что не является признаком государства?
Суверенитет
Наличие аппарата управления
Наличие единого языка

2. По приведенным ниже ситуациям определите, о каком из признаков государства идет речь.
Ситуация
Признак

Египет- это страна, которая располагалась в долине реки Нил от ее первого порога до впадения в Средиземное море.


Персидский царь Дарий 1 разделил свою страну на 20 провинций (сатрапий) во главе с сатрапами.


Население завоеванных Дарием 1 стран платило налоги.


Придя к власти в 764 г. до н.э., ассирийский царь Тиглатпаласар создал постоянное хорошо организованное войско, главную силу которого составляли колесницы и конница. Ассирийцы впервые применяли при взятии крепостей осадные машины.


В 525 г. до н. э. Вавилонская держава подчинилась персам.


В1792 г. до н. э. вавилонский царь Хаммурапи издал свои законы. Они были высечены на каменном базальтовом столбе, который поставили перед дворцом.



Что такое функция государства?
Сфера деятельности государства
Задача, стоящая перед государством
Основное направление деятельности государства

4. Великобритания по форме политического режима является:
Демократическим государством
Сложным государством
Конституционной монархией





5. По приведенным ниже характеристикам определите, о какой из теорий происхождения государства и права идет речь.

Характеристика
Теория

1. Государство является результатом божественного сотворения мира.


2. Государство происходит из семьи, это результат разрастания семьи. Государственная власть есть продолжение отцовской власти.


3. У одних людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться. У людей развито чувство послушания, повиновения.


4. Государство есть источник права, которое организует жизнь общества и деятельность самого государства.


5. Государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа.


6. Государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.


7. Люди делятся на высшие и низшие расы. Одни призваны господствовать над другими.


8. Государство возникает как результат завоевания одной части общества другой.




К какой функции государства относится деятельность по развитию сети общеобразовательных учреждений?
Экологической
Социальной
Внешней
Форма правления государства указывает на:
Формы и методы осуществления государственной власти
Связь центральной власти и власти «на местах»
Устройство центральных органов власти






8. Найдите ошибки в тексте «Один день из жизни депутата».
Гражданин Кутепов А. И. вот уже 5 лет является депутатом Государственной думы РФ. По образованию он – экономист. Зарплаты депутат не получает, поэтому он совмещает эту общественную работу с преподавательской деятельностью – преподает макроэкономику в МГУ , а также является руководителем АО «Вымпел».
Депутат очень волнуется. Сегодня на заседании Госдумы он должен внести предложение о повышении пенсии. Этого давно хотят его избиратели, и он должен оправдать их доверие.
Депутат Кутепов будет выступать в конце дня, так как с утра очень много вопросов для рассмотрения: подписание договора о сотрудничестве с Китаем и повторно вопрос об объявлении амнистии.
Он тщательно подготовился к выступлению, но немного опоздал: зал заседания был уже полон. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации уже заслушивали доклад Председателя Правительства об утверждении на посту Президента РФ – Путина В. В.

9. Какое из ниже перечисленных государств является федеративным?
Индия
Франция
Италия
10. Какие из возможных событий находятся в ведении Совета Федерации (СФ), а какие – в ведении Госдумы (ГД):

1. На улице российских городов появились российские танки.


2. Высажен десант российских ВВС на остров в Тихом океане.


З. Правительство не смогло остановить инфляцию.


4. Снят с должности Уполномоченный по правам человека.


5. Председатель Верховного суда нарушил закон.


6. Досрочно выпущены на свободу осужденные за мелкие кражи.


7. Кандидат на пост Председателя Правительства оказался лжецом.


8. Кандидат на пост генпрокурора устроил всех.




11. Какой признак присущ президентской республике?
Президент может принимать общеобязательные правовые акты
Президент имеет право помиловать
Президент руководит исполнительной властью



12. Впишите вместо пропусков:
Федеральные законы в РФ принимаются _____________________________, подписываются ___________________________, обнародуются __________, одобряются _________________.

13. Признаком органа государства не является:
Наличие государства - властных полномочий
Возможность самостоятельно решать вопросы пределов своей компетенции
Создание на основе правового акта
14. Задача «Один день из жизни Президента РФ»:
Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил президент в течении первого рабочего дня после победы на выборах.

В 6.00 президент на ногах. Он звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

В 7.00 он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего ВВС страны.

В 7.30 – объявляет об отставке правительства.

В 8.00 – он на заседании Госдумы представляет кандидатуру на должность председателя Центрального банка.

В 9.00 подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями.

В 10.00 подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

В 11.00 ратифицирует два м/н договора.

В 12.00 освобождает от должности Генерального прокурора РФ.

В 13.00 обедает и отдыхает.

В 15.00 вводит военное положение в Москве.

В 16.00 едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора завода.

В 17.00 назначает нового Председателя Правительства.
С 18.00 принимает верительные грамоты иностранных послов.
Что в действиях президента показалось вам самой большой нелепостью?



16. К правоохранительным органам относятся:
Суд, прокуратура, адвокатура
Милиция, прокуратура, армия
Органы внутренних дел, органы юстиции, прокуратура, органы государственной безопасности


17. Что такое суверенитет?
Верховенство и независимость государственной власти
Уважение на международной арене
Организованное единство государства


18. Соотнести стрелками понятия из первого и второго столбика:
























19. Соотнесите понятия и определения:

Правоохранительные
органы
Система органов, осуществляющих надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и должностными лицами.

Милиция

Система органов, на которые возложено удостоверение сделок.

Прокуратура

Органы государства, задачами которых является охрана закона и правопорядка.

Нотариат

Добровольное объединение профессиональных юристов, защищающих интересы граждан.

Адвокатура
Орган государства, обеспечивающий общественный порядок, права и интересы граждан.



























Раздел №2
Основы общей теории права.

1. Утром отец Пети С. Опаздывал на работу. Н быстро допил кофе, взял портфель, спустился по лестнице вниз, открыл машину, как обычно всю ночь стоявшую у подъезда, завел мотор и тут же двинулся с места. Какую норму нарушил отец Пети и какие в этом случае могут наступить последствия?

2. Объясните смысл некоторых старых русских обрядов:
люди зовут священника «во ржаное поле» отслужить молебен после посевной;
родственники умершего спустя 6 месяцев после кончины идут к нему на могилу и несут с собой блины и пироги;
при закладке новой избы под углы кладут деньги;
избу, загоревшуюся от молнии, не тушат.

3. Расскажите миф об ахиллесовой пяте.
Кратко сформулируйте правило поведения, содержащееся в нем.

4. Антон Ш., стремясь обратить на себя внимание одноклассницы, которая ему нравилась, после школы предложил донести до дома ее портфель.
Какой нормой он руководствовался?

Нельзя управлять автомобилем в нетрезвом виде. Что это за норма?

В лес на прогулку в строгом деловом костюме не ходят. Определите вид данной нормы.


На масленицу каждый день едят блины. Определите вид этой нормы.

8. Выходя из автобуса, мужчина должен сойти первым и подать своей даме руку.
Определите вид данной нормы.

9. Женщина, выходя замуж, приносит в дом приданое.
Что это за норма, которая раньше исполнялась практически неукоснительно?

10. Жилище принято украшать цветами.
Какие социальные нормы в данном случае применяются?

11. Первое заседание Государственной думы после каникул открывается Гимном России.
Какая норма в данном случае действует?
12. На Новый год принято дарить подарки. Почему?

13. На контрольной по математике Маша попросила свою подругу Валю, отличницу, передать ей шпаргалку с решением трудной задачи, которое ей никак не давалось. Валя в ответ покачала головой: «Нет!»
Оцените их поведение. Кто из них и какую норму нарушил?

14. В метро вошла старушка. Оглядевшись вокруг и не найдя места, она сказала молодому человеку, удобно развалившемуся на сиденье: «Сынок, уступи-ка мне место, я имею право по возрасту посидеть!»
Какой социальной нормой регулируется данная ситуация?

15. Иванов, уезжая в отпуск, передал по доверенности право на управление личным автомобилем своему другу Петрову. К сожалению, случилось несчастье: Петров, управляя автомобилем, попал в аварию, разбил машину и погиб сам. У него остались жена и двое малолетних детей. Иванов, вернувшись из отпуска, немедленно предъявил иск о взыскании ущерба к вдове Петрова.
Как вы оцениваете действия Иванова с юридической и моральной точек зрения?

1. Г-н Никаноров в красивом темном костюме вместе с женой прогуливался в парке. Вдруг на них набросилась собака, бегавшая без поводка и намордника. Хозяин собаки попытался ее отогнать, но она успела укусить Никанорова за ногу и порвать при этом его брюки. В поликлинике, куда обратился г-н Никаноров, ему выписали бюллетень и обязали ежедневно в течение 7 дней приходить в процедурный кабинет и делать уколы против бешенства.
Какой вред был причинен г-ну Никанорову? Определите, нормами какой отрасли права следует урегулировать данный конфликт.
2. Семья Селивановых наконец-то купила автомобиль. Чтобы защитить машину от осадков и угона, было решено приобрести гараж-«ракушку» и поставить его под окном. Для установки гаража пришлось спилить дерево. Соседи сообщили об этом в милицию. Был составлен протокол о совершении правонарушений.
Нормы каких отраслей права были нарушены?
3. Отец Коли Тарасова потерял работу в связи с ликвидацией предприятия.
С нормами какой отрасли права ему необходимо ознакомиться, чтобы определить для себя перспективу на ближайшее время?
4. Брат Ани Козловской сорвал с головы прохожего норковую шапку и был схвачен, когда пытался с ней убежать. За грабеж его осудили на 4 года, и он оказался в воспитательной колонии. Там он показал себя с хорошей стороны, и администрация разрешила ему получить дополнительную посылку. Собирая посылку, семья Козловских была в затруднении: можно ли послать магнитофон.
Нормы какой отрасли права регулируют подобные ситуации?
5. В школе санитарно-техническое оборудование было изрядно изношено, часто выходило из строя, и приходилось вызывать сантехника гоРЭУ, обслуживающего эту школу. Когда в очередной раз кран в туалете перестал перекрывать воду и она полилась на пол, администрация школы немедленно дала заявку в РЭУ на устранение поломки. Но сантехник пришел лишь на следующий день. За ночь вода залила нижний этаж, испортила там потолок и стены нескольких помещений. Школа понесла имущественный ущерб. На требование директора школы, обращенное к начальнику РЭУ, возместить понесенный ущерб, был получен отказ. РЭУ считало, что ответственность должен нести сам слесарь, который вовремя получил заявку, но ее не выполнил, поскольку отмечал с друзьями день рождения одного из них.
Скажите, нормы какой процессуальной отрасли права (гражданского процесса или арбитражного процесса) будут действовать при рассмотрении данного спора? Как этот спор должен быть разрешен по существу (кто виновен в протечке воды и понесет имущественную ответственность)?

1. Мама Наташи Сизиковой, уходя на работу, оставила деньги и по просила дочь сходить после школы за хлебом. Вернувшись домой уже поздно вечером, она обнаружила, что хлеба нет. Наташа объяснила, что весь день делала уроки.
Какое правонарушение совершила Наташа и можно ли ее поведение признать виновным?
2. В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого телосложе ния, сначала попросил напиравших на него людей «быть полегче», а по том так сильно оттолкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли.
Как можно оценить поведение этого молодого человека? Совершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юридической ответственности можно к нему применить?
3. На экзамене учительница заметила, что один из учеников списыва ет. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, раскрытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу поставлена «двойка».
Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к какому виду проступков относится поведение виновного?
4. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Ка лашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сер гей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали.
Какое правонарушение они совершили и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?
5. При объезде территории милицейский патруль увидел группу под ростков лет четырнадцати, сидевшую под деревом. Они что-то курили, передавая друг другу по очереди. Их вид не оставлял сомнений, что они были в состоянии наркотического опьянения. В нормальном состоянии был только один из них, самый старший, по виду лет шестнадцати. На вопрос милиционера, чем они занимаются, ответили сразу несколько ребят, кивнув на старшего: «Это нас Колька угощает!»
Какой вид правонарушения и кто именно в данном случае совершил! Какое наказание может за это последовать? Ознакомьтесь со статьями 228 и 230 УК РФ.








































Тамбовское областное государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Мичуринский аграрный техникум»
(ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)






ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

по учебной дисциплине «Право»


специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

23.02.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта























с. Турмасово 2016



ПРАВОВАЯ НОРМА
1. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию нормы права. Установите, в каких источниках права (различных или в одном) находится та или иная норма права.

А) Конституция РФ. Ст.27.
«Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».

Б) Уголовный кодекс Российской Федерации. Ст. 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.
«1.Пересечение охраняемой Государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащего минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет».

В) Конституция Российской Федерации. Статья 29.
«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, предавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Г) Гражданский кодекс Российской Федерации. Статья 152.
Защита чести, достоинства и деловой репутации.
«1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствовали действительности».

Д) Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 130. Оскорбление.
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев».

2. В каких из трех перечисленных значениях термин «право» употребляется в следующих словосочетаниях: объективное (1); субъективное, обозначающее личную возможность, зафиксированную в законе (II); субъективное, обозначающее личную возможность, не зафиксированную в законе (III).
а. право на понимание;
б. право собственности;
в. гражданское право;
г. право на свободу;
д. право на уважение;
е. право, на владение имуществом;
ж. право на внимание;
з. административное право;
и. семейное право;
к. право на труд.

3. Укажите значками, какие из перечисленных ниже признаков относятся к морали (+) или праву (-):
а) существует и действует как свод неписаных правил в виде поучений и причт;
б) формулирует свои требования в абстрактной, абстрактно-всеобщей форме;
в) нормы формируются в письменном виде, как законы, указы, судебные решения, договор и др.;
г) нормы предлагают идеал человеческого поведения, нравственную цель, к которой должен стремиться каждый человек;
д) не может отрываться от жизни, от ее реальных условий, прежде всего от экономических и культурных;
е) может регулировать только поступки людей, только их действия, но не может вмешиваться в мир мыслей и чувств;
ж) их исполнение обеспечивается совестью и давлением общественного мнения;
з) их исполнение обеспечивается принудительными мерами со стороны государства;
и) не признают равенства;
к) исходят из формального равенства между людьми.
4. Определите вид нормы права:
а) Лица, совершившие преступление в возрасте 14-16 лет, подлежат уголовной ответственности лишь за особо опасные деяния (ст. 10 УК РФ)
б) Способность иметь гражданские процессуальные права и обязанности
признается в равной мере за всеми гражданами РФ и за государственными учреждениями (ст. 31. ГПК РФ).
в) Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 39. ПС РФ).
г) Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15. ГК РФ).
д) Способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия, и юридическим лицам (ст. 32. ГПК РФ).
е) Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска (ст. 34. ГПК РФ).
ж) Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право избирать и быть избранным.
з) Положения Конституции не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией (ст. 16. Конституции РФ).
и) Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57. КРФ).
к) Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29. КРФ).
л) Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 КРФ).
м) Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32. КРФ).
н) Никто не должен подвергаться пытке или жестокости (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека).
о) Никто не должен подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека).

5. Укажите элементы структуры нормы права:
а. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о нетрудоспособных родителях (ст. 38 КРФ).
б. Тайное похищение личного имущества граждан наказывается лишением свободы или исправительными работами.
в. Нарушение правил полетов или подготовки к ним, по влекшее катастрофу или другие тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.
г. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36. КРФ).
д. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.
е. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет.
ж. Каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне должен выступать в процессе самостоятельно.
6. Определите, какие действия приобретают характер правоотношений, а какие нет:
а. Приобретение автомобиля;
б. Обмен жилья;
в. Обсуждение литературного произведения;
г. Приобретение одежды;
д. Обмен впечатлениями о поездке;
е. Договор аренды помещения.
7. Укажите элементы структуры правоотношений.
а. Аренда торгового помещения организацией «Хопер» у предприятия... с условиями соблюдения техники правил безопасности.
б. Покупка жилья гражданином К. у другого лица.
в. Устройство на работу гражданина Р. с выплатой ему ежемесячной заработной платы в размере 11-кратной минимальной зарплаты.
г. Заключение договора между гражданами С. и В. о совместном проживании в однокомнатной квартире, при условии содержания жилья в чистоте и порядке.
д. Продажа велосипеда гражданином П. гражданину Р.

8.Какие юридические факты можно назвать действиями, а какие событиями:
а. Поджог дачи;
б. Рождение ребенка;
в. Наводнение;
г. Пожар;
д. Убийство;
е. Передача наследства;
ж. Смерть;
з. Обмен жилья;
и. Заключение контракта;
к. Землетрясение,

9. Гражданин А., проходя мимо складов спортивного общества «Динамо», заметил начавшийся там пожар и принял активное участие в его тушении. При этом он получил смертельные ожоги и скончался. Каким образом возместить ущерб его несовершеннолетним детям, если закон не предусматривает права на возмещение ущерба?
10. Поведение субъектов права, соответствующее требованиям норм права в общем виде, является:
а) юридически нейтральным;
б) противоправным;
в) правомерным.
11. Субъектом правонарушения признается:
а) дееспособное лицо;
б) деликтоспособное лицо;
в) правоспособное лицо.
12. Возможность отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок, существующие общественные отношения, называется:
а) деликтоспособностью;
б) дееспособностью.
22. Всякое правонарушение по своему характеру для общества или личности должно быть:
а) общественно вредным;
б) общественно опасным.
13. Какие правонарушения (преступления) совершили ниже приведенные лица? Укажите, к какому виду юридической ответственности они могут быть привлечены?
Гражданин М. перешел улицу на красный сигнал светофора.
Андрей Р. ночью разбил стекло газетного киоска и похитил несколько сотен значков.
Гражданин С. перебегал улицу в запрещенном для перехода месте перед движущейся автомашиной. - Водитель, пытаясь избе жать наезда, резко вывернул руль. В результате произошло столкновение двух автомобилей и один человек погиб.
Пятнадцатилетний Н., находясь в нетрезвом состоянии, при ставал к гуляющим в парке прохожим.
5. Александр в магазине выхватил кошелек из рук попьггался убежать.
6. Сергей Л., угрожая прохожему самодельным кастетом, вынудил отдать ему часы.
7. Двое тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались в помещение детского сада, побили там посуду, переломали мебель, игрушки.
8. Играя во дворе в футбол, ребята попали в форточку окна рекой. Форточка оторвалась и упала на автомобиль гражданина Д., повредив покрытие машины.
9. Гражданин К., поссорившись с соседом, решил отомстить ему. Из этих побуждений он написал в органы прокуратуры письмо в котором ложно обвинял соседа в совершении тяжкого преступления. Расследование показало, что обвинение не соответствует действительности и что у К. не было никаких оснований для обвинения.
10. Исполнитель не выполнил заказ в срок.
11. H. появился на работе в пьяном виде.
12. Подросток украл личные вещи из школьной раздевалки.
14. Будут ли призваны действия виновными в следующих ситуациях, если да, то в результате каких действий были совершены преступления.
1. Два подростка поссорились. Один обозвал другого обидным и бросился бежать. «Потерпевший» не вынес несправедливости, схватил камень и бросил его в след убегавшему. Камень попал тому в голову.
2. Подросток гулял по крыше дома, а затем спрыгнул на козырек балкона. Тот сорвался с крепления и рухнул на стоявшего на балконе жильца.
3. Ученица потребовала от другой ученицы денег за то, что та где-то «не то сказала». Получив отказ, жестоко избила девочку, а в милиции абсолютно убежденно утверждала, что требование денег не было вымогательством. Мол, «вымогать» не хотела, просто «предложила заплатить за моральный ущерб».
4. В одном из частных домов начался пожар. Когда пожарная машина приехала, огонь распространился на соседний дом. Пожарники стали ломать сараи, заборы и гараж, освобождая свободное пространство, чтобы огонь не перекинулся дальше.
Ночью мальчишки залезли в сад, чтобы «полакомиться» спелыми яблоками. Сторож, находясь в нетрезвом состоянии, схватил ружье и выстрелил. Пуля попала в одного из ребят, и он скончался.
Несовершеннолетнего Н. встретили четверо хулиганов и, достав ножи, накинулись на него. Получив легкое ранение в плечо, Н. схватил кусок металлической трубы и ударил одного из нападавших. Удар пришелся по голове. Тот скончался на месте. Другие нападавшие разбежались.
Несовершеннолетнего П. встретил один из когда-то им обиженных и решил отомстить за обиду. Потребовал «просить прощения», а для убедительности попытался ударить П. кулаком по лицу. А тот достал финский нож и нанес нападающему удар.



































Права человека.
Основы конституционного права.
Конституционное право
Конституция РФ 1993 года
Конституции бывают писаные (т.е. оформленные как отдельный текст с соответствующими разделами) и неписаные (представляющие собой совокупность отдельных конституционных актов и обычаев)
Конституции писаные
Конституции неписаные





Страны: Великобритания, США, Россия, Италия, Германия.

Соотнесите виды конституций и их особенности:

Конституции Главное место занимают положения о правах и свободах
Власти человека

Идеологические Главным образом утверждены структура, функции и
конституции порядок формирования правительства, парламента
и других государственных органов

Конституции Содержится реклама существующему строю, но не все
человека положения реально осуществляются


Всего после 1917 г. в нашей стране было принято восемь конституций. Напишите, какие это конституции.
1918 г. ___________________________
1924 г. ___________________________
1925 г. ___________________________
1936 г. ___________________________
1937 г. ___________________________
1977 г. ___________________________
1987 г. ___________________________
1993 г. ___________________________

Конституции могут быть приняты тремя путями:
Конституционным собранием, конвертом.
Так было в ________________________________________.
Учредительным собранием. Так было в Индии и Италии.
Референдумом. Так было в _________________________
Основные черты в Конституции РФ и их понимание.

Устойчивость и стабильность


Верховенство


Прямое и непосредственное действие


Легитимность
(законность)



Содержание Конституции России 1993 г. Конституция состоит из 2 частей:
1.
(допишите название вводной части Конституции)
2. Основная часть:
Глава 1 называется
__________________________________________________________________
глава 2 посвящена
__________________________________________________________________
глава 3
__________________________________________________________________
глава 4
__________________________________________________________________
глава 5
__________________________________________________________________
глава 6
__________________________________________________________________
глава 7
__________________________________________________________________
глава 8
__________________________________________________________________

Слово «Конституция» образовано от латинского «constitutio», что означает:
А) установление,
Б) согласие,
В) договор.

Какое краткое определение соответствует понятию «конституция»:
А) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны,
Б) это присяга на верность государству,
В) основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей.

Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире:
А) Франции,
Б) США,
В) России,
Г) Англии.

Сравните приведённые ниже преамбулы конституций стран мира с российской преамбулой, укажите общие черты и особенности:
А) Конституция США
Мы, народ Соединённых штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем эту Конституцию для Соединённых Штатов Америки.
Б)Конституция Швейцарской конфедерации
Во имя Всемогущего Бога!
Швейцарская конфедерация, желая укрепить союз своих членов, поддержать и усилить единство, силу и честь швейцарской нации, приняла следующую Федеральную Конституцию.

Общие черты


Особенности










КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Тестовые и практические задания
I. Тесты

1.Когда была принята ныне действующая Конституция Рос-)й Федерации?
а) 22 августа 1991 г.;
б) 12 декабря 1993 г.;
в) 6 октября 1994 г.
2.Высшей ценностью Конституция России называв] ..
а) демократию;
б) нормы международного права;
в) уважение к законам;
г) основы Конституционного строя;
д)человека, его права и свободы.
3.Депутаты Государственной Думы:
а)избираются гражданами России;
б)назначаются президентом;
в)делегируются субъектами РФ.
4.Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право -
это... (принципы права, отрасли права, теория прав)
5.Конституция - это ... (юридический акт, содержащий все законы страны; присяга государству; основной закон государства, определяющий его устройство, образование ор- ганов власти, фиксирующий права человека).
6.Какие формы власти народа предусмотрены Конституцией РФ:
а)плебисцит;
б)референдум
в)выборы
г)митинг
д)петиция.
7.Носителем суверенитета и источником власти в России является:
а) Федеральное собрание; б) Государственная Дума; в) президент; г) народ; д) правительство Российской Федерац:
8.Некоторые области и края РФ несколько лет назад пытались объявить себя республиками в составе России. Это объяснялось стремлением...
а)губернаторов именоваться президентами;
б)сравняться в правах и возможностях с республиками в составе РФ;


















Работа с фрагментами из статей Конституции России.
Ст. 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство республиканской формой правления.
Ст. 80. Президент является главой государства.
Ст. 83. Президент РФ:
Назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ;
Принимает решение об отставке Правительства РФ;
Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ.
Ст. 84. Президент РФ.
Назначает выборы Государственной думы, распускает Государственную думу, вносит законопроекты в Государственную думу,
Подписывает федеральные законы.
Ст.94. Федеральное собрание – парламент РФ, является представительным и законодательным органом РФ.
Ст. 95. 1. Федеральное собрание – парламент РФ, является представительным и законодательным органом РФ.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная дума состоит из 450 депутатов.
Ст. 110.
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.
Задания.
Что можно сказать о формах правления, государственного устройства, политическом режиме Российской Федерации на основании этих статей Конституции? Внесите соответствующие записи в таблицу.
Опираясь на отрывки из Основного закона, заполните схему «Высшие органы власти России». Урок завершается анализом преимуществ и недостатков различных форм государственного устройства.























ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННГО ПРАВА

ЗАДАНИЕ 1.
Найдите и исправите ошибки в тексте.

ВАРИАНТ 1.

Правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане России , достигшие 20 лет, имеющие высшие экономическое образование и стаж работы по профессии не менее трех лет .Судьи неприкосновенны и подчиняются только Президенту РФ. Разбирательство дел во всех судах закрытое. Конституционный Суд РФ состоит из 20 судей. Верховный Суд могут обратится только члены Федерального Собрания.

Ответ: пропущено « конституционного»; 25 лет; юридическое; пять лет; Конституций и Федеральному закону; открытое; Высший Арбитражный; все граждане РФ.

ВАРИАНТ 2.

Правительство РФ осуществляет законодательную власть. Во главе правительства состоит Президент РФ. В состав правительства входят Председатель Правительства РФ, его заместители. Федеральные министры, члены Совета Федераций. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, осуществляет управление фекальной собственностью, утверждает изменение границ, объявляет амнистию. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, осуществляет управление «федеральной» собственностью, утверждает изменение границ, объявляет амнистию. Правительство принимает законы. Оно не имеет права подать в отставку.
Вопрос об отставке правительства решается Федеральным Собранием.

Ответ: исполнительную; Председатель Правительства РФ; члены Совета Федераций не входят; не утверждают измени границ; не объявляет амнистию; не принимает законы; имеет право подать в отставку; Президентом РФ.




ЗАДАНИЕ 2.

ВАРИАНТ 1.
1. Российский парламент называется:
1) Государственной Думой.
2) Советом Федераций.
Федеральным Собранием

2. В совет Федераций входят:
1) По два представителя от каждого субъекта Федераций
2) 19 должностных лиц, назначенных Президентом РФ.
450 депутатов, избранных народом

3. Президент России:
1) обладает правом законодательной инициативы.
объявляет амнистию
принимает решения об отставке Правительства РФ.
Решает вопрос о доверии Правительству РФ
Решает вопрос об использовании Вооруженных сил РФ за рубежом
утверждает военную доктрину
утверждает изменение границ
.
4. Государственная дума
обладает правом законодательной инициативы.
Объявляет амнистию.
Принимает решение об отставке Правительства РФ.
Решает вопрос о доверии Правительству РФ.
Решает вопрос об использовании Вооруженных сил РФ за рубежам
утверждает военную доктрину.
Утверждает изменение границ

5. Окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает:
1) Государственная дума
2)Правительство РФ
3) Совет Федерации
4) Федеральное собрание



















ВАРИАНТ 2.
1. Совет Федерации
1) обладает правом законодательной инициативы
объявляет амнистию
принимает решение об отставке Правительства РФ
решает вопрос о доверии Правительству РФ.
Решает вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за рубежом
утверждает военную доктитору
утверждает изменению границ

2. Федеральные законы принимает:
1) Государственная Дума
2) Правительство РФ
Президент РФ
Совет Федерации
Общественная палата

3. Федеральные законы подписывает и обнародует:
Государственная Дума
Правительство РФ
Президент РФ
Совет Федерации
Федеральное Собрание

4. Исполнительную власть в стране осуществляет:
1) Государственная Дума
Правительство РФ
Президент РФ
Совет Федерации
Федеральное Собрание

5. Экономические споры рассматривает:
1) Высший Арбитражный Суд
Верховный Суд
Конституционный Суд
Федеральный Суд















Основы гражданского права России.

1. Заполните схему «Гражданские правоотношения»:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2.Какие из приведенных ниже ситуаций являются гражданскими правонарушениями:
Марии не хватает денег, которые в виде алиментов выплачивает бывший муж.


Сегодня я в универсаме купила сыр, но когда пришла домой, то обнаружила, что он не свежий. Я решила вернуть товар.


Иван получил наследство.


Кассир обсчитал покупателя на крупную сумму денег.


Петр подрабатывает по выходным: делает ремонт квартир по объявлению.



3. Кто из нижеперечисленных лиц поступил в соответствии с Гражданским кодексом, а кто – нет? Почему?

15-летний Иван с разрешения родителей купил у соседа книгу.
19-летний Денис, приехав в новый город, снял комнату.
16-летняя школьница Марина по собственной воле подарила подруге блузку.
4. Впишите понятия, которые соответствуют данным определениям:
Определения
понятия

Способность гражданина собственными действиями приобретать гражданские права.


Способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности.


5. В приведенном ниже перечне найдите понятия, относящиеся к гражданскому праву:
а) Наследование
б) Собственность
в) Дарение
г) Гражданство
д) Финансовый подкуп
е) Акция
ж) Брачный договор
6. Когда вы заходите в престижный банк, то можете увидеть таблички с надписями «Счета физических лиц» либо «Счета юридических лиц». Подчеркните надпись, которая касается вас. В какую очередь должен стать директор предприятия «Вымпел» Новиков, чтобы снять со своего личного счета 10 тысяч рублей?

7. В перечисленном ниже списке назовите коммерческие (К) и некоммерческие (Н) юридические лица:
Больница
Текстильная фабрика
Машиностроительный завод
Школа
Библиотека
Музей
Гаражный кооператив
Общественная организация «Забота»
8. Может ли 16-летняя Марина, которая месяц назад вышла замуж, купить для себя и своего мужа маленькую квартиру?

9. Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы.
Гражданин Никаноров 20 лет тому назад разбил окно гражданки Сидоровой и исчез из города в неизвестном направлении. Вчера вечером Сидорова встретила Никанорова на улице и решила подать на него в суд, так как Никаноров отказался возмещать причиненный ущерб.
Примет ли суд заявление гражданки Сидоровой к рассмотрению? Какое решение примет суд и почему?

10. Признаками юридического лица является, в частности, наличие:
А) наименования
Б) юридического адреса
В) денег на счете в банке
Г) не менее двух бухгалтеров
Д) обособленного имущества
Е) паспорта
Ж) счета в банке
З) высшего специального образования у руководителя.
11. Гражданин может быть ограничен судом в дееспособности на основании, в частности:
психической неустойчивости
систематического пьянства
совершения убийства
наркотической зависимости
уклонения от оплаты налогов
невыполнения алиментных обязательств
систематических прогулов.
12. Правоспособность или дееспособность необходима в следующих случаях:
Быть владельцем дома


Покупать мотоцикл


Быть автором произведения


Заключать договор на использование произведения


Брать на хранение ценные вещи


Быть квартиросъемщиком


Иметь счет в банке


Принимать в подарок ценную вещь




Право собственности

1. Вставьте вместо пропусков:
Собственность как экономическая категория неразрывно связана с тезисом об ограниченности ___(1)___и неограниченности __(2)__. В экономике должно быть четко определенно, кто владеет ресурсом, кто и в какой форме получает доход от его использования, как учитываются интересы третьих лиц. Основу рыночной экономики составляет __(3)___собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников с изначально равными правами и обязанностями. Понятие «право собственности» относится к компетенции юриспруденции и говорится о том, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Например, ученик 10 класса средней школы Петров купил книгу «Право и экономика» и дал ее на время почитать своему однокласснику Васечкину. В этом случае Васечкин получает право ___(4)__, а Петров - ___(5)___книгой. Обладание имуществом налагает на собственника определенные обязанности. Собственник несет бремя ___(6)___ принадлежащего его имущества.
Варианты ответов:
А) потребности
Б) частная
В) государственная
Г) владения
Д) ресурсы
Е) содержания
Ж) распоряжения
З) пользования

1
2
3
4
5
6









2. Гражданин Баталов потерял в автобусе свой бумажник. Через некоторое время бумажник был найден гражданином Авиловым.
Кто является собственником бумажника?

3. Установите верное соответствие:
Собственность
Форма собственности


А.Частая (индивидуальная)
Б. Государственная
В. Муниципальная

1. Составы Московского метрополитена


2. Машина, купленная Ивановым на деньги ООО «Трейд+» для последующей перепродажи, находящаяся на складе завода «General Motors»


3. Теленок кота Матроскина


4. Домашние тапочки


5.Национальный парк-заповедник




4. Гражданин Сорокин (заказчик) заключил с ателье (подрядчиком) договор бытового подряда, по которому ателье обязалось в трехмесячный срок сшить шубу из материала, предоставленного заказчиком, а заказчик принять и оплатить выполненную подрядчиком работу. Готовую шубу Сорокин собирался подарить своей дочери на день рождения. Договор был исполнен: ателье передало Сорокину шубу, после чего он уплатил указанную в договоре сумму.
Кто в этой ситуации стал первым собственником шубы (получившим право собственности первоначальным способом)?

5. Маслова владеет 2/3 многоэтажной дачи, а оставшаяся 1/3 принадлежит трем ее двоюродным братьям. Маслова хочет сдать всю дачу в аренду одной фирме. Ее братья не согласны с этим.
Какой вид собственности иллюстрирует данный пример?
Может ли Маслова сдать дачу в аренду в этой ситуации?
Если Маслова решит продать 2/3 дачи, как ей следует поступить?

6. Иванов купил садовой участок, на территории которого находится колодец. Водой из этого колодца раньше пользовались все соседи. Иванову не понравилось то, что соседи приходят на участок и топчут насаждения, и запретил проходить к колодцу соседям. Возмущенные соседи, оставшиеся без воды, подали в суд на Иванова.
Кто прав в этой ситуации?
Как называется на языке юриспруденции понятие, которое применяется в данной ситуации?

7. Блиц-турнир.

вопросы
Ответ (да/нет)

Является ли семья юридическим лицом?


При покупке дома покупаю ли я автоматически и землю, на которой стоит дом?


Может ли 5-летний ребенок стать собственником автомобиля?


Имеет ли юридическую силу предупреждение в ресторане о том, что его администрация не отвечает за оставленные в раздевалке вещи?


Может ли гражданин получить дееспособность до момента достижения 18-летнего возраста?


Может ли дедушка подарить своему 14-летнему внуку дом на Волге?




8. Археолог Петров на земле государственного лесного фонда откопал горшок золотых монет
Какая доля клада должна принадлежать Петрову, какая лесничеству, какая – государству?












9. Заполните схему:






















































10. Решите кроссворд:






1
























2






















3




















4






















5























6


















7






















8





















9
























10
























11


















12





















13

























1. Субъект права собственности.
2. Один из видов собственности.
3. Несостоятельность предприятия.
4. Форма собственности.
5. Определенное право на результат творческой деятельности - собственность.
6. Имущество – объект права собственности.
7. Нетрудоспособные граждане, имеющие право на наследство, если проживали в течении последнего года вместе с наследством.
8. Один из способов приобретения права собственности у государства.
9. Фонд предприятия, который существует для убытков.
10. Одно из правомочий собственника.
11. Правомочие собственника, которое возможно только в отношении имущества граждан.
12. Абсолютное право владения, пользования, распоряжения имуществом собственника.
13. один из видов государственной собственности.
14. Важнейший правовой институт, который регулируется гражданским и др. законодательством.


11. Сидоров купил у Шаровой дачу. С какого момента дача стала собственностью Сидорова:
а) с момента подписания договора купли-продажи
б) с момента поступления оплаты на счет Шаровой
в) с момента государственной регистрации покупки дома?









ТЕМА 9 . ДОГОВОР.
Дополните предложение: « Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, называются »
Установите верное соответствие:

Пример сделки
Вид сделки

Вы входите в автобус и покупайте билет.
Вы составили доверенность на своего брата о том, что он может распоряжаться вашим имуществом с целью заботы о вашей сестре.
Группа школьников садится в автобус, и, согласно письменной договоренности между директором автобусного парка и директором школы, водитель везет их бесплатно.
Вы заключаете договор с менеджером крупной компании о постановке горячей пиццы 127 ее сотрудникам.
127 сотрудников крупной компании независимо друг от друга заказали вам 127 пицц, которые вы своевременно поставили и получили от каждого из них деньги.

А Односторонняя
Б Двухсторонняя
В Многосторонняя


Вставьте пропуск: « Одним из основных принципов договорного права является принцип , в соответствии с которым стороны вправе сами решать вопрос о выборе контрагентов и целесообразности заключения с ними договоров. Не допускается принуждение сторон к заключению договора».
Договоры в гражданском праве классифицируются по различным критериям. Заполните пустые строчки, впишите название договора:
Таблица
Передача имущества в собственность
Передача имущества в пользование

Выполнение определенных действий
Организационные договоры

Купля- продажа поставка
-------------
--------------
-------------------
безвозмездное использование (ссуда)
Работы:
------------------
научно-технические и исследовательские работы
Услуги:
---------------
перевозка
----------------
поручение
Учредительный договор


Определите, возмездный (В) или безвозмездный (Б) договор заключается в следующих случаях:

- Вы входите в автобус и покупаете билет.
Две организации договорились о проведении бесплатного праздника для детей своих сотрудников.
Работников организации доставляют на заводском автобусе к месту работы.
Вы заключаете договор о постановке горячей пиццы в офис компании.
Вы покупаете в магазине подарок своему другу.
Родители дарят своим детям на свадьбу автомашину.
Вы с другом обмениваетесь коллекционными монетами.
Сосед берет у вас в долг.


6. Вставьте пропущенные слова.

Договор, при заключении которого одного соглашения сторон недостаточно, необходима передача вещей или денег, называется договором.
Договор, для исполнения которого достаточно соглашения сторон, называется договором.

7. Решите кроссворд.

















11









9






5









2

















































10































1


7



































8










6




























3




















































































































4




























































По горизонтали:
1.Сделка, по которой права и обязанности сторон возникают с момента заключения договора.
2.Один из способов обеспечения исполнения обязательств.
3.Отрицательные последствия, которые наступили в хозяйстве потерпевшего из-за неисполнения договора.
4.Неустройка, оговоренная в договоре в виде определенной суммы.
5.Один из способов обеспечения исполнения обязательств.
6.Неустройка, оговоренная , в договоре в виде процентов.

По вертикали:
7.Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
8.Определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения им своих обязательств по договору.
9.Двухсторонняя сделка.
10.Сделка, по которой права и обязанности у сторон возникают после передачи определенной вещи или денежных средств.
11.Один из видов односторонней сделки.

8.Определите вид договора:
1)мама подарила дочери приемник;
2)уезжая в командировку, жилец попросил соседа подержать у себя аквариум;
3)гражданин взял у дальнего родственника в долг 1000 рублей;
4)гражданин положил в банк 5000 рублей.

9. Предприниматель Петров открыл палатку, торгующую хлебобулочным изделиями. Некоторым покупателям: инвалидам, престарелым, одиноким матерям – он делает скидку на 20-25%. Соответствуют ли закону действия Петрова? Почему?
10. Соотнесите понятия и определения:
Способы обеспечения исполнения обязательств по договору
Определения

1. Поручительство
А. Денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и обеспечение его использования.

2. Банковская гарантия-
Б. Держатель имущества имеет преимущественное право удовлетворения своих требований из стоимости заложенного имущества при невыполнении обязательств по договору.

3. Залог
В. Гражданин или юридическое лицо обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично.

4. Задаток

Г. Одно лицо (гарант) по просьбе другого лица (принципала) дает письменное обстоятельство уплатить кредитору принципала (бенефициару) определенную денежную сумму.


















Основы семейного права России.


Вставьте пропущенные слова:
По семейному праву брак – это союз мужчин и женщины, заключенный в ___________ и основанный на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности.

Условия заключения брака в РФ:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Что посоветуете вы другу, который решил вступить в брак в возрасте 16 лет? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К личным неимущественным правам супругов относятся:
выбор рода занятий;
2) покупка квартиры;
3) выбор места жительства;
4) выбор фамилии.

Что из нижеперечисленного относится к личным неимущественным правам супругов?
Коля женился и купил холодильник для пользования им всей семье
Катя выбрала фамилию мужа.
Иван выбрал квартиру тещи, где они будут жить с женой.
Лена решила стать юристом, но состоит в браке с врачом.

Продолжите фразу:
Соглашение мужчины и женщины (собирающихся вступить в брак или уже состоящих в браке) о том, какие имущественные права будет иметь каждый из них в браке или в случае расторжения, называется __________________ .



6. Заполните таблицу:

Личная
Собственность супругов
Общая совместная
собственность супругов













В каких случаях брак будет расторгнут в органах загса, а в каких – только в суде:
а) от брака есть двое детей – сын 18 лет и дочь – 20 лет,_______________
б) от брака детей нет,_____________________________________________
в) от брака есть, 17 лет, а один из супругов признан судом недееспособным,________________________________________________
г) от брака детей нет, а один из супругов не согласен на расторжение брака, _________________________________________________________
д) от брака есть несовершеннолетние дети, а один из супругов осужден на 2 года лишения свободы,__________________________________________

Решите задачи:
а) В суд обратилась женщина – мать двоих несовершеннолетних детей с просьбой о расторжении брака с гражданином Н. Мотивировка проста: разлюбила, хочу создать новую семью. Н.., присутствовавший на судебном заседании, со слезами на глазах умолял судью брак не расторгать, потому что очень любит жену и детей.
Как должен поступить суд?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Супруги расторгли брак. 7 – летняя дочь осталась с матерью. Отец без всякого решения суда выплачивал алименты и всячески опекал дочь. А мама занялась собой.
Отец оплачивал алиментами на ребенка развлечения матери. Дочь решила жить с отцом и бабушкой. Отец прекратил выплату алиментов. И тут мама почувствовала материальные трудности. Через суд, ссылаясь на букву закона, она отправила бывшему мужу на место работы исполнительный лист об уплате алиментов. Недоумевающий муж попросил дать объяснения. Она ответила: «Мне тоже надо жить!»
Дайте моральную и правовую оценку этому факту. Что вы посоветуете отцу?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Ольга с Иваном составили брачный контракт, согласно которому все недвижимое имущество, купленное в браке, принадлежит Ольге и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Иван потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылается на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?_______________________________________________________

Брак.
Задание №1. Молодой бизнесмен заключил брак с хорошенькой девушкой, которую он искренне и нежно любил. Она отвечала ему взаимностью. Они зарегистрировали брак в органах загс. После свадьбы бизнесмен потребовал, чтобы жена бросила работу и занималась домашним хозяйством, а также воспитанием будущих детей: денег он будет ей давать столько, сколько она пожелает. Кроме того, он заявил, что не хотел бы вмешательства жены в свои дела и вопросов о своей работе.
Можно ли такой брак признать равноправным?
Задание №2. Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Своё обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и Скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.
Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак.
Разрешите данную ситуацию.
Задание №3.Солистка Большого театра народная артистка РФ 20 лет пользовалась услугами домработницы, которую звали Таня. Таня проживала вместе с ней в одной квартире, готовила пищу. Убирала, распоряжалась деньгами, которые выделялись для питания и ведения домашнего хозяйства. Кроме этого, Таня, со временем став знатоком оперного пения, давала советы своей хозяйке, репетировавшей дома. Когда артистка умерла, её наследники потребовали выселения Тани, мотивируя тем, что домработница не является членом семьи и поэтому наследовать имущество, в частности квартиру, не может.
Законны ли их требования?
Задание №4. Супруги Малаховы наконец-то дождались очереди на получение жилья. Однако они были очень разочарованы, когда им вместо двухкомнатной квартиры предложили однокомнатную. Они обжаловали решение местной администрации в суд, указав в своём заявлении, что их семья состоит из трёх человек, в том числе сына, который в настоящее время служит в армии.
Какое решение должен вынести суд?
Задание №5.Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Ей было отказано в её просьбе.
Правомерно ли поступил работник загса?
Задание №6. Николаев, у которого умерла жена, и Корешкова, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежавших каждому из них до брака. Совместных детей у них не было. Подрастающие дочь Корешковой и сын Николаева полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18, а ему 19 лет, подали заявление в орган загс.
Могут ли они зарегистрировать брак?
Задание №7. Дмитрий Сергеев, сын священнослужителя, и Марина Семёнова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожёны обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги.
Правомерны ли действия администратора гостиницы?
Задание №8. Несовершеннолетние Маша Петрова и Сергей Тарасов зарегистрировали брак. Спустя 3 месяца у них родился ребёнок, и они столкнулись с тем, что стипендии, которую они получали в ПТУ, стало не хватать на проживание.
Сергей стал подрабатывать в колхозе пастухом. Находясь на дежурстве, он уснул. В это время стадо вышло на поле, засаженное зерновыми, и уничтожили посевы. Колхоз предъявил Сергею Тарасову иск о возмещении ущерба на сумму 50 тыс. р. В суде Сергей заявил, что он является несовершеннолетним и, согласно Гражданскому кодексу, может нести имущественную ответственность только в пределах заработка, но не в полном размере.
Каким должно быть решение суда?







Права и обязанности супругов.

Задание №1.При заключении брака Сергей Павлов сразу признался своей жене, Что он с детства не любит мыть посуду, и просил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навестить порядок Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.
Оцените эту ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.
Задание №2. Выпускник социологического факультета МГУ, закончивший вуз с отличием и проявивший себя в научной работе, по решению учебного совета был направлен на стажировку в США на 2 года. Его молодая жена воспротивилась, заявив, что его отъезд на стажировку будет означать распад семьи.
Права ли она? Может ли она запретить мужу поехать в США? Может ли она в случае развода указывать поездку мужа в США как причину распада семьи?
Задание №3. Супруги Фетисовы, давно планировавшие провести летний отпуск на море, в Сочи, разошлись во мнении, брать ли с собой своего сына 5 лет. Жена искренне заявила, что она хотела бы на время отпуска остаться без ребёнка, воспитанием которого она занимается круглый год. Муж много времени отдавший работе и редко в течении года видевший ребёнка, напротив, хотел провести отпуск вместе с ним. Дело дошло до конфликта.
Как супругам разрешить данную конфликтную ситуацию, учитывая что каждому из них принадлежит право на совместное решение жизни семьи?
Задание №4. Десятиклассницы Валя и Таня раньше очень тесно дружили. Потом их пути разошлись. Валя, родители которой стали заниматься бизнесом и пропадали на работе с утра до ночи, удивляла всех в классе своими многочисленными модными нарядами. Таня, которую воспитывала одна мать-учительница, всегда ходила в одном платье, правда, опрятном и хорошо на ней сидевшем. В этом платье она посещала и библиотеку, и концерты, и выставки, куда они с матерью ходили очень часто.
Сравните эти две семьи с точки зрения благосостояния и отношения к воспитанию ребёнка.
Задание №5. Известный пианист, народный артист России, при расторжении брака просил суд исключить из общего имущества концертный рояль. Он объяснил, что рояль всегда вызывал отрицательные эмоции у его жены, вытиравшей с него пыль. Этот рояль, который он купил на гастролях в Германии, правда, во время брака, верно служил ему на протяжении 20 лет, а значит, является предметом его личного пользования. Жена пианиста, напротив, считала рояль общей собственностью.
Как вы думаете, на чьей стороне закон?
Задание №6. Семья Петровых, долгое время копившая деньги на приобретение автомашины, наконец её купила. Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общего имущества, мотивируя это тем, что машина записана на его имя и поэтому считается его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание суда на то, что его жена не умеет водить автомобиль.
Как разрешить данную ситуацию?








Тест «Семейное право»
1. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?
А.Разные национальности.
Б.Одна из сторон уже состоит в браке.
В.Отсутствие у жениха счета в банке.

2. Закончите следующее предложение: «Нарушением порядка регистрации брака является.»
А.Подача заявлений о вступлении в брак по почте.
Б.Регистрация брака через месяц после подачи заявления.
В.Личное присутствие сторон при заключении брака.

3. Брачный договор определяет:
А.Неимущественные отношения между супругами.
Б.Имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
В.Права и обязанности супругов в отношении детей.

4. Где заключается брачный договор?
А.В суде.
Б.В нотариальной конторе.
В.В загсе.

5. Для заключения брака необходимо:
А.Добровольное согласие мужчины и женщины.
Б.Согласие родителей жениха и невесты.
В.Наличие свидетелей бракосочетания.

6. При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить все имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую ее супруг получил в порядке наследования после смерти отца. Какое решение примет суд?
А.Разделить поровну имущество.
Б.Разделить поровну все имущество, кроме дачи, полученной в порядке наследования.

7. Какое из перечисленных ниже прав является личным правом супругов?
А.Право владеть имуществом, приобретенным до брака.
Б.Право выбора места жительства.
В.Право на предметы, полученные в порядок.

8. Может ли быть заключен брачный договор межу супругами в отношении имущества, которого у них нет, но, возможно, будет?
А.Да.
Б.Нет.

9. Обязана ли жена после заключения брака взять фамилию мужа?
А. Обязана в любом случае.
Б. Не обязана.
В. Обязана, если это предусмотрено брачным контрактом.

10. При разделе имущества в связи с разводом гражданин В. потребовал, чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти все имущество было приобретено на его деньги, так как в течение пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд?
А. О разделе имущества между супругами поровну.
Б. Все имущество принадлежит гражданину В.
В. 2/3 имущества принадлежит гражданину В.
Учащимся могут быть предложены следующие задания - ситуаций

Бабушка подарила своему 12- летнему внуку принадлежавшую ей приватизированную квартиру. Кто теперь является собственником квартиры? Кто имеет право распоряжаться этой собственностью, «например» сдать квартиру в аренду?

Является ли дача, перешедшая по наследству к одному из супругов после заключения брака, их совместной собственностью?

Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных презентаций, приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решатся в суде?

Супруги М. Подали на развод. Жена собирается потребовать на суде долю общей собственности с учётом полученных мужем в качестве наследства и проигранных им в карты автомобиля « Москвич» и дома в деревне, так как, по её мнению, супруг расходовал это имущество в ущерб интересам семьи. Удовлетворит ли суд её требование?

Супруги, имеющие сына, разводятся и делят имущество. К кому должны перейти приобретенные для сына спортивный тренажёр и музыкальный инструмент?



























Правовое регулирование трудовых отношений

Первый вариант.
1. Отметьте неверное утверждение:
а) Нормы трудового права касаются только труда наемного работника.
б) Условие об испытании работника относится к существенным условиям трудового договора.
в) ТК РФ предусматривает правило о том, что с того дня, когда работник начал работать, трудовой договор (даже если он не был заключен в письменной форме) вступил в силу.
г) Трудовой договор может быть расторгнуть только по инициативе работника и по инициативе работодателя.
д) По общему правилу начать работать молодые люди могут по достижению 15 лет.
е) В своих правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к совершеннолетним.

2. Заполните пропуски в схеме:





























3. Решите задачу.
Сотрудники отделения милиции несколько месяцев подряд не получали заработную плату. Известив письменно руководство, они решили приостановить работу до выплаты им задержанной заработной платы.
Имели ли сотрудники отделения милиции право приостановить работу? Свой ответ обоснуйте.


4. Используя текст ТК РФ, ответьте на вопросы:
А. Каковы гарантия при заключении трудового договора?
Б. Каковы дополнительные гарантия работникам в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора?

Второй вариант.
1. Отметьте неверные утверждение:
А. 11-летний ребенок ни при каких обстоятельствах не имеет права заключить трудовой договор.
Б. Если несовершеннолетний работник не прошел обязательный медицинский осмотр без уважительных причин, то работодатель обязан отстранить его от работы.
В. Для 15-летних работников нормальная продолжительность рабочего дня сокращена до 14 часов в неделю.
Г. Несовершеннолетние работники могут нести полную материальную ответственность.
Д. Ученический договор работодатель может заключить с работником, который ищет работу, а также с работником данной организации в том случае, если работник желает освоить другую профессию.
Е. Трудовой договор не может быть расторгнут в случае признания работника недееспособным.

2. Заполните пропуски:
А. Социальное партнерство – это система взаимоотношений между и , позволяющая согласовать интересы всех сторон трудовых правоотношений.
Б. По общему правилу срок испытаний работника не может превышать ...
В. Срочный трудовой договор может быть заключен на срок не более ..
Г. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью ..
Д. Работодатель обязан вести трудовые книжки на всех работников, проработавших в организации больше.

3. Решите задачу:
16-летний Сидоренко устроился на работу в туристическую фирму. В трудовом договоре, который администрация туристической фирмы подписала с Сидоренко, указаны следующие условия: 8-часовой рабочий день, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней в удобное для Сидоренко время,1 раз в год – работа в праздничные дни.
Какие нарушения трудового законодательства допустила администрация туристической фирмы?

4. Используя текст ТК РФ, ответьте на вопросы:
А. Какова продолжительность работы накануне нерабочих, праздничных и выходных дней?
Б. Как устанавливается оплата труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы?
















Третий вариант.

1. Отметьте неверные утверждение:
А. Если несовершеннолетний получил основное общее образование (либо в случаях, предусмотренных законам, оставил школу), он может начать трудовую деятельность с 16 лет.
Б. В области охраны труда, рабочего времени, времени отдыха несовершеннолетние работники пользуются преимуществом по сравнению с совершеннолетними.
В. Работникам, совмещающим работу с обучением, работодатель обязан предоставлять ежегодный основной отпуск большей продолжительности, чем для основных работников.
Г. Работник, проходящий обучение за счет работодателя, не имеет права расторгнуть трудовой договор до тех пор, пока не закончит обучение.
Д. трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.
Е. Прогулом, согласно ТК РФ, является отсутствие работника на рабочем месте более 4 часов без уважительных причин.

2. Заполните пропуски:
А.Дата начала работы относится к . условиям трудового договора.
Б. Работник предупреждает работодателя о своем намерении прекратить трудовые отношения письменно за . до дня расторжения трудового договора.
В. В случае нарушения прав работника при расторжении с ним трудового договора по инициативе работодателя работник имеет право обратиться непосредственно в суд с заявлением о восстановлении на работе в течении . с момента увольнения.
Г. Ночным временем в трудовом праве считается время с по
Д. Денежные выплаты, установленные в целях возмещения работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, называются .

3. Решите задачу:
17-летний Петр устроился на время каникул на работу продавцом в овощную палатку.
Какова должна быть продолжительность рабочей неделя у Петра? Будет ли оплата его труда такой же, как и у взрослого работника? Свой ответ обоснуйте.

4. . Используя текст ТК РФ, ответьте на вопросы:
А. Каковы правила выдачи трудовой книжки работнику при прекращении трудового договора?
Б. Каковы основания прекращения трудового договора по обстоятельствам. не зависящим от воли сторон?

















Основы административного права России.

Соотнести понятия и определения:


Общественные отношения, которые складываются в процессе государственного управления, осуществления исполнительной власти.
Административное взыскание

Противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое установлена административная ответственность.
Административное правоотношение

Мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения.
Административное правонарушение


Выберите из приведенного перечня административные правоотношения (+ или -):


Гражданин не оплатил проезд в общественном транспорте.


Михаил получает паспорт гражданина РФ


Юрий совершил кражу видеомагнитофона из кабинета физики


Молодежная группа вышла с фашистской символикой на демонстрацию


Группа подростков появилась в клубе в нетрезвом состоянии


Бабушка написала жалобу в прокуратуру на незаконное действие пенсионного фонда


Женщина не получает алименты на несовершеннолетних детей


Магазин продает товары без необходимых документов


К административной ответственности могут привлекаться лица:

не моложе 14 лет
не моложе 16 лет
не моложе 18 лет

4. Решите задачи:

А) Три брата – 10,15 и 17 лет – испортили по телефону – автомату каждый. Какой ответственности подлежит каждый из них?
Б) Гражданину Н. отказался впустить в свою квартиру сотрудника милиции на том основании, что гражданин общественного порядка не нарушает, а ордера на обыск у милиционера не было. Будет ли Н. привлечен к административной ответственности?






Основы уголовного права.

1. Рассмотрите таблицу «Состав преступления» и заполните недостающие колонки, используя приведенные ниже ситуации для разбора.

Состав преступления
Убийство
Кража
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

1) Объект преступления
Жизнь человека



2) Объективная сторона
Внешние действия
Связывание рук и ног




Последствия

Возникновение ущерба


3) субъект преступления
Два молодых человека (17 и 20 лет)



4) субъективная сторона (внутренние действия: форма вины)

Умысел



Ситуации для разбора:
1. Трое молодых людей (13, 17 и 20 лет) по предварительной договоренности выбили дверь в квартире пенсионерки, связали ей ноги, накрыли матрацем и оставили лежать в постели. Женщина умерла от наступившего удушья.
2. Федоров взял в магазине видеокамеру и вышел незаметно через подсобку.
3. Хозяин сада выстрелил из ружья в детей, которые перелезли через забор и рвали черешню в его саду. Один ребенок стал инвалидом.

2. Расставьте роли в хронологической последовательности:
ВИНОВНЫЙ, ПОДСУДИМЫЙ, ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ, ОСУЖДЕННЫЙ

3. Двигаясь от 1 до 11, вы сможете прочитать принцип, провозглашения в УК РФ.
5. указа
7. о
11. коне
2. прест

9. в
1. Нет
8. том
4. без

6. ния
10. за
3. упления



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы понимаете этот принцип?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Субъектами уголовных правоотношений являются
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Расшифруйте слова французского философа Ф. Вольтера и объясните их смысл:
ТААОААЛААЬААКААОАА СААЛАААААБААЫААЕААСААОААВААЕААРААШАААААЮААТАА
ПААРААЕААСААТААУААПААЛААЕААНААИААЯАА:
СААИААЛААЬААНААОААМААУАА ИАА
СААЧАААААСААТААЛААИААВААОААМААУАА
ОААНААИАА НААЕАА НААУААЖААНААЫАА
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Решите задачи:
А. Золотов срезал на участке своего соседа несколько цветов. Сосед сказал, что Золотов совершил уголовное преступление. Прав ли сосед?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Игорь и Михаил, учащиеся 8 класса, 14 лет, в туалете школы остановили шестиклассника и потребовали от него 30 рублей на сигареты. Шестиклассник отказался отдать деньги. Михаил взял его за руки, а Игорь вытащил из кармана деньги (там было 100 рублей). Совершили ли они преступление? Будут ли привлечены к уголовной ответственности?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
































ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

1. Преступления против собственности могут быть разделены на две большие группы:

Корыстные преступления
Некорыстные преступления





Распределите перечисленные ниже преступления против собственности в соответствующие колонки: кража, вымогательство, вандализм, грабеж, завладение транспортным средством без цели хищения, разбой, мошенничество, присвоение или растрата.

2. Квалифицируйте преступления против собственности, используя статьи УК РФ (ниже):

Преступление
Статья

Вынес из библиотеки старинную книгу


Сорвал сотовый телефон с цепочки на шее прохожего


Вовлекли в азартную уличную игру и вытрясли все деньги


Угрожая ножом, забрал у женщины кошелек


Залез в карманы курток в раздевалке


Требовал деньги от подростков в качестве услуги за «охрану»



Ст. 159 УК РФ. Мошенничество – это хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием
Ст. 163 УК РФ. Вымогательство – это требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего









13PAGE 15


13PAGE 144615



Издает законы

Издает указы

Издает решения

Парламент России

Правительство РФ

Совет министров РФ

Кабинет министров РФ

Высший орган
исполнительной власти

Государственная дума

Совет Федерации

Федеральное собрание

Президент России

Глава государства

Исполнительная власть

Судебная власть

Законодательная власть

ГП

Субъекты




Объекты












Основания прекращения права собственности

Наименование должности, специальности, профессии

Дата начала работы

Существенные условия трудового договора

Характеристики условий труда, компенсаций и льготы за работу в тяжелых, вредных, опасных условиях

Режим труда и отдыха