Статья.Как научить детей читать.Методические приемы.


Как научить детей читать. Методические приемы, помогающие преодолеть трудности в обучении чтению в начальной школе.
Почему некоторые учащиеся не понимают смысла прочитанного текста, читают медленно, их чтение технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие задачи, правило, затрудняются выделить главное? Почему читают мало и неохотно? Неудовлетворительное состояние чтения – неуспех и в других областях знаний – русском языке, литературном чтении, математике, окружающем мире и др. Нам известно, что чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Чтение литературных произведений всегда выполняло познавательную, эстетическую и воспитательную функции. Поэтому так важно для учителя начальной школы научить ребенка читать, сформировать техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказывало максимальное воздействие на растущего человека, сформировало младшего школьника как сознательного читателя. В ходе практической деятельности, в период обучения грамоте, литературному чтению, я часто сталкивалась со следующими трудностями:
Разноуровневая подготовка учеников к обучению при поступлении в школу. Часть учеников владели приемами чтения, а часть не знали даже букв алфавита.
Учащиеся, имеющие учебные возможности ниже среднего, не могли своевременно овладеть навыками правильного, осознанного, выразительного чтения, что вело к отставанию и по другим предметам.
У некоторых учащихся отсутствовала мотивации к учебе.
В связи с этими трудностями, постоянно искала и отбирала практический материал в свою методическую копилку, с содержанием которой и хочу познакомить учителей начальной школы.
Для успешного заучивания букв алфавита можно использовать дидактическую игру. Дети не только пропевают буквы, но и выполняют движения:
А,Б,В,Г,Д,Е,Ё-
Постирали все белье – движения руками «стирка белья».
Ж,З,И,Й,К,Л,М-
Апельсинку быстро съем - движения «чищу», «ем» апельсин.
Н,О,П,Р,С,Т,У- погуляем на мосту – шаги на месте.
Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ –
У, какая чаща! – движения руками в стороны.
Ъ,Ы,Ь –
не запомнятся никак! – грозят пальчиком.
Э,Ю,Я –
Вот и все мои друзья – показывают на алфавит.
Для овладения общим способом чтения показать, как можно «выпустить» гласный звук. Этот прием я позаимствовала из системы Эльконина Д.Б. –Давыдова В.. Говорим кратко и четко: «держи на губах согласный, поставь преграду, открой окошечко (показать как) и выпусти гласный». Например, учитель говорит: «Подержи на губах М. Поставь преграду (сожми губы). Открой окошечко (разожми губы, приоткрыв рот). Выпусти гласный А. Дети легко понимают прием «выпусти», т.е. убери преграду, выпусти голос.
Ряд упражнений на развитие четкости речи и чтения:
Необходимо произнести трудные сочетания звуков сначала медленно, а затем быстрее: тлз, джр, врж, мкртч, кпт,кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ,кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
Чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
Чтение тихо и умеренно:
арка арца
арта арда
арла арча
аса аржа
Чтение громко и быстро:
гарь - парь – жарь
дверь – зверь – червь
Чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ и т.д.
Произнести слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, а затем быстрее: бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, сверхзвуковой, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.Тренировка в произношении долгих согласных: к Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Кате, к Киеву, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный и др.;верх – вверх, ведение – введение, толкнуть – оттолкнуть, держать – поддержать и т.д.Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:
А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди!
Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ!Птки!
В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру:Кчку!Кчко!Кчкэ!Кчка!Кчкы!
Необходимо произнести фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск – брызг блеск! Сто верст вскачь.
Переставь буквы так, чтобы получилось слово: ДОВА (вода).
Замени гласную, чтобы согласный стал мягким: МАЛ-МЯЛ, ВЫЛ-ВИЛ, ВАЛ-ВЯЛ и др.
Складывание слов из половинок.
Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова: автобус, автомобиль, горячий, коллектив, костер, молоток, рисунок, север, телефон, трактор.Скажи по образцу: Черепаха и улитка (какие?) МЕДЛЕННЫЕ.
Гепард и заяц …, вода и молоко…, арбуз и клубок…, река и василек…, лимон и банан…, лимон и вишня…, камень и орех…, стол и шкаф…
Угадай словечко: …ты, …ция, …рты, …аз, про…, подр…, ош…
Восстанови текст:
Приходит долгожданная зима.
Дует студеный…
Крепчает…
На стеклах морозные…
Кружатся легкие…
На реках и озерах толстый…
Зябнут и голодают…
Стали короткими…
Вставь пропущенную букву, прочитай слово, составь с ним предложение:
МА…ИНА, КО…А,М…ШКА и др.
Подбери признак по конструкции:
Эта гора высокая, а та высочайшая.
Эта картина красивая, а та…
Нева широкая, а Волга…
Папа добрый, а дедушка…Вчера творог был нежный, а сегодня…
Крупинки гречки мелкие, а манки…
Отработка приема «Чтение целым словом»
Перед учащимися ставится задача «Смотри в середину слова»:
а) лес, мох б) Шура, куры в) кусты, куклы.
Красный кружок дает акцент зрению. Дети очень быстро понимают, что от них требуется: не смотреть на первый слог, тренировать зрение, видеть все слово!
Чтение предложений со словами в два слога:
БЫЛО ЛЕТО. МАМА УШЛА. САНИ НОВЫ. КАТЕ ДАЛИ МЫЛО. ОНА МЫЛА РУКИ, ЛИЦО И ШЕЮ. и др.
Чтение предложений со словами в 3-4 слога:
НАТАША УРОНИЛА ТАРЕЛКУ. МАЛЫШИ ПОЛУЧИЛИ ИГРУШКИ. СЕРЕЖА НАРИСОВАЛ САМОЛЕТ. ДЕВОЧКИ ВОДИЛИ ХОРОВОДЫ.
и др.
Если даже этот минимум учитель будет использовать в своей работе, то результат несомненно будет. Только работа должна быть целенаправленная и систематическая.
Большое внимание в своей работе уделяла техническим умениям и навыкам, которые должен был приобрести каждый ученик. Для этого использовала различные упражнения – индивидуальные и коллективные.
Многократное чтение. Учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей. Однако более трех раз не следует этого делать.
Чтение в темпе скороговорки.Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Большую помощь учителю окажет книга Тарабариной Т.И. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».
Упражнение для развития угла зрения.
Чтение первого и последнего слогов на строке.
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
от жадности…
К.Паустовский
Использование таблиц Шульте.
Учитель засекает время. Ребенок в течение одной минуты начинает поиск цифр от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, а счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1.

Игра для развития оперативного поля чтения и памяти «Глаз-алмаз».
На несколько секунд вниманию детей предлагается 10 слов. Затем учитель спрашивает: «Было ли среди них слово…….?»
Для развития оперативной памяти необходимо проводить зрительные диктанты, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать с перерывами – это уже ничего не дает.
Для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
Упражнение «Буксир»
а) Учитель читает громко текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя». Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его.
Или учитель заменяет какое-либо слово другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.
б) Другой вариант заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает «про себя» и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
в) Третий вариант заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, а дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать «про себя», дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно «уловили» темп чтения, должны «встретиться» с ним на одном слове.
Упражнение «Бросок – засечка»
По команде «Бросок» дети начинают читать текст. Когда раздается команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение длится 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
Чтобы сделать урок литературного чтения интересным, развивающим, обучающим, можно использовать разнообразные виды работы с текстом:
Чтение – ябеда, чтение – угроза, чтение – пение (только гласные), чтение - шифровка (только согласные), чтение – паровоз и др.Найти и прочитать отрывок или предложение, которое мог бы прочитать этот человечек:



Найти отрывок (или предложение), который нужно прочитать презрительно, строго, радостно, печально, с мольбой, с возмущением и т.д.Чтение предложений с ?, ! знаками, с …
Найти самое длинное слово, слово из 2-х (3-х, 4-х) слогов.
Чтобы проверка домашнего задания не состояла из скучных пересказов и прочтений текстов, ее можно разнообразить:
Учитель читает текст, заданный на дом, и специально делает замены слов. У учащихся книги закрыты. Дети должны на слух уловить эту замену и исправить учителя.
Учитель зачитывает текст его начало, середину или конец, а дети должны отыскать его в тексте и полностью зачитать.
Учитель заранее пишет на доске измененное предложение. Дети отыскивают его в тексте и правильно зачитывают.
«Экспресс-опрос». К тексту дается ряд предложений, которые частью согласуются, частью – нет с содержанием текста. Учитель зачитывает утверждения, а ученики записывают номера фраз и рядом отмечают знаками «+», «-» соответствие данной фразы содержанию текста. Затем ребята обмениваются работами, и осуществляется взаимопроверка.
Если к тексту в классе составлялся коллективный план, учитель может зачитать предложение из текста, а дети определяют, к какому пункту плана относится это предложение и другие задания.
Корректировка деформированных предложений:
Ребенок любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.
- стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
- дали каши Маше манной нашей
- летом одним и зимой цветом
-рыбу на ловят рыбаки рыбалке
- ко мне друзья пришли мои на праздник
-у деда Мороза красивые легкие сани были и.др.
Работа над пониманием текста.
В практике обучения чтению акцент долгое время делался на наращивании темпа, а эффективность работы учителя проверялась и оценивалась по тому, насколько быстро читают его ученики. При проверке умения читать ребенка нацеливали на беглое, «порхающее» чтение. Результат часто соответствовал известной русской пословице: «Читает – летает, да ничего не понимает». Учитывая этот факт, в своей работе я опиралась на пособие Г.Г.Граник и О.В.Соболевой «Путешествие в страну книги» (М.:НПО «Образование», 1998). Считаю, что даже самый лучший учебник не может помочь в реализации обучающих задач в полной мере, если ребенок не владеет навыками работы с книгой. А данное пособие позволит выработать у ученика за время обучения в начальной школе, приемы, помогающие пониманию художественного текста. Советую всем учителям начальной школы ознакомиться с этим пособием. Ведь новое – это хорошо забытое старое.
В заключение хочется сказать, что литература – не книга рецептов, как жить, как поступать. По-моему, это нечто большее: она учит быть человеком, пробуждает мысли.
Пусть у наших детей учение будет с увлечением, а не учение ради оценки, чтобы всегда светилось радостью лицо каждого ребенка от встречи с новой книгой, с новыми знаниями.
Литература
1.Беспалова Я.В., Беспалов В.С.Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения.//Начальная школа-1994.-№6.-с.46-47
2.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.- М.: Творческая педагогика, 1993. – с.96
3.Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в страну книги.- М., НПО «Образование».- 1998
4.Зайцев В.Н.Резервы обучения чтению.- М., Просвещение, 1991.- с.32
5.Костромина С.Н., нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М., Ось-89, 1999.- с.239
6.Макарова В.И. использование игровых моментов при обучении грамоте.//Начальная школа-1986.-№6.-с.13
7.Нечаева Н.В. Изучение результативности речевой деятельности младших школьников.-М.,1996.