Статья Растим патриотов нашей страны


Казахстан его прошлое и настоящее.
Как вырастить современных детей настоящими патриотами своей родины?
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Коренные преобразования начала XXI века, определившие крутой поворот в истории Казахстана, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Снизился воспитательный потенциал казахстанской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Но как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любых условиях. Этому учат подрастающее поколение все народы мира. В Законе об образовании подчеркивается: «…система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Казахстана, граждан правого демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость…». Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в Казахстане.
Из чистого родника народной мудрости, И. Алтынсарин создал «алтын бесік» («золотую колыбель») казахской педагогики, в которой впоследствии была взлелеяна славная плеяда наших земляков: Ахмет Байтурсынов, Беимбет Майлин, Спандияр Кубеев.
Психологическое наследие Алтынсарина можно сгруппировать вокруг следующих тем:
а) личность и ее воспитание;
б) психолого-педагогические основы методики
преподавания;
в) личность учителя;
г) вопросы общественной психологии.
Как педагога его больше всего, интересовала проблема личности и ее воспитания. Как и классики педагогики 19 века он рассматривает влияние на становление личности общества, семьи, условий жизни и т. д
По его мнению, окружающая среда - источник развития. Наблюдая действительность, человек черпает из нее знания, необходимые в общественно полезной деятельности.
Педагог - просветитель считал, что жизнь - не только источник опыта и знания, но и хороший наставник, который учит, предостерегает от ошибок. Никто не может научить лучше, чем сама жизнь.
Как известно, И. Алтынсарин неразрывно связывал в своем мировоззрении гуманизацию образования с нравственным воспитанием личности: «Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность...».
Он придавал первостепенное значение воспитанию с детских лет таких качеств, как гуманность, любовь и родине, честное отношение к труду.
Центральное место в учебно-воспитательной системе И. Алтынсарина занимало нравственно-эстетическое, духовное развитие «неиспорченного и способного казахского народа».
В отдельных высказываниях И. Алтынсарина четко сформулирована идея «человечности», глубоко проникнуты ею и его произведения.
Патриотическое чувство по природе своей многогранно, оно объединяет все стороны личности: моральную, трудовой, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.
При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент, обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет контрольно-диагностическую функцию.
Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений:
1) отношение к природе родного края, родной страны;
2) отношение к людям, которые живут в родной стране;
3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
4) отношение к государственному устройству.
Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.
Невозможно говорить о воспитании любви к Родине без получения детям определенных знаний о ней. Содержание занятий также можно определить в нескольких направлениях.
Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой родной город или село, какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции и обычаи страны.
Такая схема содержания знаний о родной стране, на основе которых возможно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней.
Сложилось мнение, что путь к воспитанию любви к Родине формируется по логике «от близкого к далекому» - от любви к родителям (точнее родному дому), к улице, городу, любви к родной стране. Необходимо задуматься, действительно ли этот «территориальный подход» эффективен в воспитании такого сложного и многогранного социального чувства, как любовь к Родине. Очевидно, дело не в расширении «территории», а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и составляющих итоге патриотизм: дружба, верность, чувство собственности и осознания того, что ты свой, что ты нужен.
У дошкольников постепенно формируется «образ собственного дома» с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия. Ребенок принимает свой дом таким, каким он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.
Известно, что дошкольники воспринимают окружающую их действительность, прежде всего, эмоционально. В результате патриотические чувства у них проявляются в восхищении тем местом, где они родились и живут. Как правило, для формирования таких чувств ребенку необходимо далеко не одно занятие.
Поэтому, для того, чтобы воспитать из малыша настоящего патриота своей родины, необходимо на каждом занятии систематически и целенаправленно на него воздействовать. Так, к примеру, на занятиях с малышами старших детсадовских групп можно провести на тему «Мой родной город (поселок, край)», на котором рассказать о его основным достопримечательностях. Занятия не должны быть продолжительными, и по возможности проведены в игровой форме. актуальность патриотического воспитания дошкольников. Так можно разложить или развесить фотографии каких-либо архитектурных, исторических объектов города, области или края, и спросить у малышей для начала, кто что-нибудь знает о том, что изображено на картинках.
Таким образом, любые занятия с ребенком, будь то игра, либо познавательный урок в детском саду, должны способствовать формированию патриотизма у малыша. Только таким способом возможно воспитать из ребенка настоящего патриота своей Родины, который будет не только гордится тем местом, где он родился и вырос, но и будет знать о культурных достопримечательностях своего края, передавая знания своим детям в будущем. Для этого одних только занятий в детском саду будет недостаточно.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие - то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.