Мини — тренинг для родителей Как понять ребенка 2 — 3 лет


Как понять ребенка?
Цель: гармонизация отношений родитель – ребенок.
Задачи: - активно слушать, то есть уметь слышать, что ребенок хочет сказать родителям.
- осознание родителями психофизиологических особенностей детей 2 -3 лет.
Ход встречи:
Приветствие: Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть Вас сегодня в нашем зале. Сегодняшнюю встречу, мы проведем в виде игрового мини – тренинга. Тема нашей встречи – как понять ребенка 2 – 3 лет?
Уважаемые родители, предлагаю вам выйти на середину зала, встать в круг и с помощью этого мяча (показываю мяч), познакомиться.
Упражнение «Знакомство».
Участники встают в круг, представляются, говорят, как его зовут, как зовут его ребенка, какие трудности в понимании своего ребенка испытывают родители?
Ну вот вы и познакомились, а сейчас я предлагаю вам присесть на стулья и послушать меня.
Основная часть:
Вступительное слово педагога:
Первые годы жизни ребенка, очень интересный, познавательный, быстро меняющийся период в жизни ребенка. В эти годы малыш активно познает окружающий мир, людей, себя, отношения со взрослыми и детьми. Учиться пользоваться окружающими предметами. В эти годы маленький человек очень любопытен, открыт для общения, непосредственен. Именно сейчас закладывается отношения ребенка к людям. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Это начало всех его будущих качеств и способностей. В этот период наиболее близкие для ребенка люди – это его родители, но порой за суетой обыденной жизни они не замечают, как растет и развивается их ребенок, что нового, необычного происходит с ребенком в этот период и как понять ребенка в 2 -3 года. Что ему нужно, каковы его потребности и желания? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться.
Итак, начнем наш тренинг.
- Прошу встать всех родителей и подойти к середине зала.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Молекулы».
Игра «Молекулы» (активизация, настрой на деловой лад).
Принимают участие родители и педагоги.
Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории, ведущий произносит: - «Атомы» - объединяются в «молекулы» (по три, по два, по четыре), игроки объединяются в « молекулы». В конце игры все объединяются в одну большую молекулу.
- Посмотрите, какая получилась большая и крепкая молекула.
Педагог: Уважаемые родители, я желаю вам быть одним большим сплоченным, дружным коллективом, как наша «молекула». Ведь чем дружнее будете вы и мы, тем легче, веселее и спокойнее будет чувствовать себя в детском саду ваши дети.
Мы сегодня с вами будем проводить в различные упражнения, и игры. Одно из них я хочу предложить вам.
Упражнение « Знаете ли Вы своего ребенка?»
Участники делятся на две подгруппы.
Ведущий предлагает карточки с описанием конкретных знаний ребенка от года до трех лет. Родители выбирают от 2 – 3 лет. Обсуждение совместное. А теперь обоснуйте свой выбор, расскажите почему вы выбрали именно эту карточку.
Карточки:
№1.
Стремиться связать 2 слова в предложение.
Хороший словарный запас, задает много вопросов, может связно
рассказывать.
Называет пять изображений на рисунке, задает первые вопросы.
№2.
Выполняет два поручения.
Хочет сделать все самостоятельно.
Ищет помощи у взрослых.
№ 3.
Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
Чиркает карандашом в рамках листа.
Умеет чертить кривую замкнутую линию.
№ 4.
Умеет расстегивать три пуговицы.
Одеваться с помощью взрослого.
Стремиться одеваться сам, хотя не всегда это получается.
3.Слово педагога.- Мы сейчас поговорили о ваших детях, а сейчас я познакомлю вас с психологическими особенностями детей от двух до трех лет. Обратите внимание вот на эту таблицу.
Психологические особенности детей 2 -3 лет.
Показатели Характеристика
Ведущая потребность Потребность в общении со значимым взрослым. Индивидуальное внимание взрослого человека.
Ведущая функция Восприятие
Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками.
Отношение со взрослыми Взрослый – источник помощи и защиты
Отношение со сверстниками Сверстник малоинтересен
Эмоции Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Способ познания Действия с предметами; действия по подражанию приятному взрослому
Объект познания Окружающие предметы
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (все хочется потрогать)
Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5 – 10 мин.
Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная
Мышление Наглядно – действенное. Процесс познания мира происходит через реальные действия с предметами.
Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Условия успешности Разнообразие окружающей среды; индивидуальное общение со взрослыми
Новообразование возраста Сенсорное (с помощью органов чувств) познание мира
Уважаемые родители теперь Вы знаете особенности возраста 2-3 года и сможете пользоваться полученными знаниями в жизни.
А теперь давайте вспомним Ваших детей и Ваши запреты и замечания, которые Вы даете им.
Зачастую родители и воспитатели, делая замечания своим детям в опасных для их жизни и здоровья ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, теряется, не знает как поступить, ведь бездействовать он не может. И случается, что делается все наоборот.
Обращение к ребенку должно быть позитивным, предполагать ответное действие, а не бездействие.
- Сейчас мы с вами попробуем поставить себя на место ребенка и ощутить на себе все влияния запретов.
Упражнение «Запреты».
Выбирается один участник, и садиться на стул в центре зала ( он исполняет роль ребенка). Все остальные подходят и говорят, что они запрещают ему делать, завязывают при этом лентой, ту часть тела которой касался этот запрет ( Например: « Не кричи!» - завязывают рот, « Не бегай» - завязывают ноги и т.д.). После того, как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как ему встать очень трудно, то его нужно развязать. Каждый участник подходит и развязывает свою ленту, при этом снимая запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, чтобы суть запрета осталась ( Например «Говори тише», «Иди шагом» ).
- Мы с вами хорошо поиграли, а теперь давайте поговорим об ощущениях.
Вопросы для обсуждения:
1.Участнику, игравшему роль ребенка.
- Что Вы чувствовали, когда родителя сковывали, ограничивали Вашу свободу?
- Ограничение, какой части тела Вы ощущали наиболее остро?
- Какие у Вас были чувства, когда вам предложили встать?
- Что Вы чувствуете сейчас?
Вот так чувствует себя ребенок, когда слышит запрет.
А теперь ответьте Вы родители .1. Вопросы для игроков, исполняющих роль родителей.
- Что Вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
- Что Вам хотелось сделать?
- Легко ли найти слова, чтобы переформулировать запрет?
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
- Вот так, непросто быть родителем.
Педагог:
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует, у каждого из вас свой ребенок, со своими особенностями. Как действовать в той или иной ситуации, решать только вам, но всегда важно понимать своего ребенка и слышать, что он хочет вам сказать. Вот сейчас, мы с вами попробуем научиться услышать своего ребенка в потоке огромной каждодневной информации.
Предлагаю вам поиграть в игру.
5.Игра «Зайку бросила хозяйка».
Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.
Материалы: Карточки со строчками из четверостиший ( на каждого участника). По одной строчке из четверостишья .Педагог. – Я попрошу вас ответить на следующие вопросы.
Уважаемые родители, а часто ли вы читаете своим детям книжки?
Вспомните, пожалуйста, стишки А.Барто. ( Родители вспоминают, произносят вслух).
- Хорошо, я вижу, вы читаете своим детям стишки, и знаете их. А сейчас мы с вами поиграем.
Затем педагог раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто.
Зайку бросила хозяйка.
Качается
Под дождем остался зайка.
Ходу.
Со скамейки слезть не смог,
Кончается.
Весь до ниточки промок.
Упаду.
По сигналу воспитателя все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку.
Задача участников – объединиться в подгруппы, после чего педагог дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.
- Хорошо, вы поиграли, а теперь давайте обсудим игру:
Вопросы для обсуждения:
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Легко ли было отыскать участников своей команды?
- Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения?
- Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно?
- Итак, к какому выводу можно прийти?
В конце упражнения родители делают вывод, что в потоке разнообразной повседневной информации, нужно уметь услышать своего ребенка.
Педагог.
Наши маленькие дети очень умные, наблюдательные. И нам взрослым нужны определенные качества для успешного, доверительного и плодотворного взаимодействия с детьми раннего возраста. Какие это качества мы с вами попытаемся сейчас определить.
6.Упражнение «Качество взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста».
Цель: дать возможность участникам поразмыслить над проблемами волнующими многих родителей.
Участники делятся на две подгруппы. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2 – 3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры – без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводиться обсуждение в кругу. Выводом становиться то, что большую часть информации дети получают с помощью невербальных средств общения.
- А сейчас я предлагаю вам слегка расслабиться взять в руки лист бумаги, фломастеры и нарисовать своего ребенка в виде солнышка.
7. Упражнение «Солнце любви»
Включается легкая музыка. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишется имя своего ребенка. На каждом лучике нужно написать все самые лучшие качества своего ребенка. Участники показывают всем свое солнце и рассказывают о своем рисунке. Родители берут свои рисунки домой, и дополняют его новыми лучиками и новыми качествами.
- Уважаемые родители, спасибо вам что выделили время, для того, чтобы побывать на нашем тренинге. Я надеюсь, что вам понравилось и вы узнали что - то нового, о возрасте ваших детей, и эта информация поможет вам в воспитании Вашего ребенка. Я попрошу вас ответить на вопросы данные в этой анкете.
8. Подведение итогов. Обратная связь
Каждому участнику выдается бланк с вопросами, ответы анонимны. Что понравилось в нашей работе. Что оказалось для Вас наиболее важной информацией. Какие недочеты Вы видели в нашей работе. На какую тему Вы хотели бы поговорить на следующей встречи.