Разработка родительского собрания на тему Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения


Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
Петрова Т. Е. – педагог-психолог
МБОУ Саранпаульской СОШ
Здравствуйте, уважаемые родители!
В современном мире все острее стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости по отношению к детям, о потере семейных ценностей, о толерантности в семье, о влиянии средств массовой информации, мультпродукции на формирование ребенка.
Мы собрались сегодня обсудить с вами некоторые из этих проблем, познакомить с правовыми аспектами взаимодействия родителей и детей.
В последние годы в нашей стране детям стало уделяться большое внимание. Не секрет, что длительный период дети были защищены законодательством лишь на бумаге. Это привело к невероятным масштабам детского суицида, неврозам, травмам, наркомании, пьянству. Наша страна лидирует по многим из этих позиций.
Давайте вспомним, какие же существуют наказания для детей.
Во-первых, это физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя. Правда, часто при этом делают оговорку, но если только шлепнуть по мягкому месту или отвесить подзатыльник «любя», а изредка или по необходимости и ремень использовать.
Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение.
Следующее – это словесная агрессия (ругань, оскорбления, подобно физическому наказанию малоэффективно. Есть наказание которое называют лишение ребенка части родительской любви (его игнорируют, не общаются). Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботится о своем ребенке лишают его тепла и внимания.
Самым распространённым явлением - является наказание состоящее в лишении за проступок каких-то приятных моментов (похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями).
Предлагаем Вашему вниманию презентацию на тему Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
Слайд Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
Слайд При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Слайд Жестокое обращение с детьми: что это такое? Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 
Слайд Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Слайд
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Слайд
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Слайд
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
Слайд К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Слайд
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Слайд К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
Слайд наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, постоянные финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования;
негативные семейные традиции;
нежелательный ребенок;
умственные или физические недостатки ребенка;
«трудный» ребенок.
Слайд Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. 
Слайд Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне. Слайд Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.Слайд Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.  Слайд Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
Слайд низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
Слайд задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Слайд В своих действиях КДН, органы опеки и попечительства, управления внутренних дел и другие государственные органы и организации, занимающиеся защитой прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, руководствуются следующими нормативно-правовыми документами: 
Слайд Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.)  Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966гВсемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.)  Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.)  Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.)К чему приводит агрессивное поведение?Слайд Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.» Эрих Фромм
В последние годы учащиеся школы младших и средних классов проявляют все больше агрессии как по отношению к сверстникам, так и учителям. И первой причиной этого служит нестабильная ситуация в семье, где сами родители применяют агрессию к своему ребенку и друг другу. В результате агрессия становится нормой жизни для такого ребенка. Кроме того непоследовательность воспитания родителей (сегодня это можно, а завтра нельзя) приводит к тому, что дети чувствуют себя растерянными и озлобленными.
Слайд Агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”) и означает - “нападение, нападать”. Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что население становится все более и более агрессивным.
Слайд Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию.
Слайд Различают ряд мотивов агрессивного поведения.
Мотивы патологические – это психозы, бред, галлюцинации и прочее. Они являются следствием психических отклонений, заболеваний.
Мотивы враждебные – эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.
Мотивы гедонистические – здесь агрессия является инструментом получения удовольствия.
Слайд
Мотивы авторитарные (жажда власти) – человек, проявляющий агрессию авторитарную, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.
Мотивы отрицания – агрессия как способ нарушить установленные нормы и правила.
Мотивы психической саморегуляции – с помощью агрессии человек пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.
Слайд Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки:
врожденные побуждения или задатки;
потребности, активизируемые внешними стимулами;
познавательные и эмоциональные процессы;
актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Слайд Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются:
семья,
сверстники,
средства массовой информации и пр.
Слайд Формы агрессивного поведения
Вербальная форма – унижение и оскорбление человека при помощи слов. Этот вид агрессии бывает прямой и косвенной.
Физическая агрессия может быть также прямой (физическое унижение), косвенной (нанесения материального ущерба) и символической (угрозы и запугивания). Есть еще реальная форма агрессии, которая проявляется в нанесении физических травм.
Слайд Основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.
Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом.
Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится (часто приводит к суициду).
Слайд Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии . Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения.
Для них характерен постоянный внутри личностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения (может привести к депрессии, психическим расстройствам)
Слайд Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний (очень часто приводит к суициду).
Слайд Дети, склонные к проявлению негативизма.
Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста.
Критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление, не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение (может привести к суициду).
Слайд Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто
"Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).
Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью.
Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.
Слайд Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для человека и наказание, если:
оно следует немедленно за проступком;
объяснено ребенку;
оно суровое, но не жесткое;
оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
Слайд Что касается реакции на агрессию, то стоит помнить несколько простых правил.
Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст нужного эффекта: ребенок будет скрывать реакции от родителей, но начнет срывать злость на других.
При этом попустительство также недопустимо, ребенок всегда чувствует неуверенность и колебания родителей.
Профилактика агрессии – это постепенное и планомерное формирование доверительных отношений, теплых и искренних.
Слайд Для образного сравнения представьте, что коррекция запущенной агрессии напоминает приручение дикой лошадки – силу и слабость она не признает, а единственное, что может сработать – доверие.
Конкретные методы коррекции сводятся к следующим шагам:
1.Научить выражать ребенка гнев в приемлемой и адекватной форме.
2. Научить владеть собой в любой ситуации.
3. Отработать приемы и навыки общения в конфликте.
4. Помочь формированию эмпатии.
Слайд Здоровья и удачи Вам и вашим детям!