Отзыв О работе педагога – гумманиста Ш.А.Амонашвили «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света»


Отзыв
О работе педагога – гумманиста Ш.А.Амонашвили
«Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света»
Учитель: А.О.Ошакбаев
КГУ ОШ №184
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет любовь к ученику,
как отец, мать, - он будет лучше того учителя,
который прочел все книги, но не имел любви
ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он совершенный учитель.»
Л.Н.Толстой
Слова великого русского писателя, мыслителя и просветителя не зря вынесенный мною в качестве эпиграфа к отзыву о данной работе Ш.А.Амонашвили. В данной работе она проходит красной нитью.
Еще будучи студентами педагогических вузов нам приходилось сталкиваться с работами многих авторов, но они, в основном, касались теоретической части и никто из них не затрагивал, а если затрагивал, то в малой степени, духовную составляющую выбранной нами профессии.
И одним из тех, кто посвятил жизнь данной стороне педагогики является выдающийся педагог – гумманист Ш.А.Амонашвили. Перебирая и изучая его произведения я остановил свой выбор на данной работе.
Уже с первых строк Шалва Александрович начинает говорить о великой роли учителя в жизни человека, ставя его над обществом. Он таки говорит: «Учителя есть надобщественное явление. Мы не работаем, мы несем великое служение – ибо мы есть соратники у бога.» И в каждом из нас, кто хочет посвятить себя этому делу, должно поместиться столько Света, насколько будет наша воля и насколько мощно мы устремимся к нему. Он так и говорит: «Мы – дарители Света.» К великому сожалению многие наши молодые коллеги считают, что они учителя, имея диплом педагогического ВУЗа. Не хочу умалять их достоинства как педагога, но случайных людей среди них очень много. Ведь многие из них идут в данные ВУЗы только из - за того, что на данную специальность выделяется много грантов. И в последствии они становятся только носителями знаний и урокодателями, о которой говорится в данном произведении. Я бы ее порекомендовал всем руководителям школ, чтобы они дали изучить данную книгу тем, кто хочет отдать себя великому делу – дарить Свет. Ибо если нету Света в тебе, то как же ты зажжешь его у других? «Чтобы дарить Свет, надо его иметь. Свет нельзя купить на базаре, его надо впитывать и умножать неутомимым трудом души»: - говорит автор. Далее он считает, что не надо вооружать подрастающее поколение знаниями, умениями и навыками. Надо вооружать духовно. И здесь он приводит в пример свою учительницу Варвару Вардиашвили, уроки которой он называет уроками человечности.
Все мы, кто в детстве, кто в юности читали книги о жизни замечательных людей, примеры которых помогали нам строить свой жизненный путь. «Было бы неплохо, если бы мы написали книгу о том, как каждый из нас пришел к учительской жизни. Получилась бы Великая книга жизни,» - пишет автор. Далее он приводит пример, как он начинал свою педагогическую деятельность в качестве вожатого.
Далее, в качестве рекомендации педагогам, автор предлагает изучить «Рецепты» К.Д.Ушинского и «Правила жизни» Л.Н.Толстого. Эти авторы говорят о довольно таких простых вещах, которые могут быть руководством для наших коллег, и молодых, и старых. Вот одно из них: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светить вечный Свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очистить себя.» (Л.Н.Толстой)
В нашей ежедневной школьной жизни мы замечаем, что на уроки некоторых учителей, дети ходят с удовольствием, а к другим... увы, не рвутся в качестве рекомендации в книге дается совет задать детям вопрос: «Ребята, что мне делать, чтобы вы шли ко мне с радостью?» И выслушать все ответы детей, принимая критику абсолютно спокойно. И если через определенное время дети скажут: «Уважаемый(-ая).........., Вы изменились!» Вот оценка вашего труда, вашего отношения к делу – дарить Свет!!!
Много в этой книге приводится примеров из высказываний Аристотеля, Леонардо да Винчи, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского. Эти высказывания произносились в разное время, но по истечении лет они не потеряли актуальность. Не потеряли ее они и сейчас и могут быть той звездой, которая будет указывать путь нашим коллегам в мире знаний и Света.
Своим же коллегам я порекомендовал бы честно ответить на «Прямые вопросы» П.П.Блонского и прочитать притчу Григория Саввича Сковороды. Честно говоря, отвечая на «Прямые вопросы», я и сам испытывал неудобства и в некоторых случаях хотел солгать. Но считал, что лга автору, я буду лгать себе. Но, честно ответив на них, я открыл для себя многое!
В конце своего отзыва я хочу отметить, что высказывания, вынесенное как название произведения, изначально принадлежало В.А.Сухомлинскому. Но Шалва Александрович заменил слово «дать» на «дарить» и слова «Ребенок», «Учитель», «Свет» он написал с заглавной буквы, тем самым он хотел показать величие того дела, которому мы посвятили свою жизнь.
И я об этом нисколько не жалею! Чего и вам всем желаю!