Обобщающий урок-игра по окружающему миру на тему Как нам жить? (4 класс)


Тема: Как нам жить? Технология проблемно-диалогического обучения
Обоснование к применению технологии
Основная задача обучения в начальной школе заключается не в сообщении ученику более или менее значительной информации, а в обучении его свободно оперировать приобретёнными знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающего мира, воспитывать наблюдательность и любознательность. Этому способствует технология проблемно-диалогического обучения.
Учебный результат. В беседу вовлечены все дети класса, они учатся делиться своим опытом, впечатлениями и объясняют чужие поступки. Учащиеся приучаются к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта.
Методы обучения: проблемный, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося, игровой (деловая обучающая игра)
Форма урока: урок – учебная дискуссия, с элементами деловой игры
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Воспитательная: воспитывать наблюдательность и любознательность; учить детей делиться своим жизненным опытом, впечатлениями и умению объяснять чужие поступки; прививать толерантное отношение к окружающим людям
Обучающая: познакомить с проблемами, стоящими перед человечеством и путями решения этих проблем

Развивающая: развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить; развивать способность ученика сознательно ориентироваться в экономических и политических понятиях и их связях с жизнью человека

– Сегодня мы заканчиваем знакомство с современным человечеством. Давайте оглянемся на его путь. Отправимся на «машине времени» ещё раз в прошлое.
Деловая игра «Пресс-конференция».
На конференцию приглашены ученые-историки, знатоки истории развития человечества разных эпох и журналисты-корреспонденты разных периодических изданий.
– Представим, что мы оказались в первобытном мире. Как вы думаете, какие самые главные проблемы были у людей того времени? Какие были самые главные достижения, изобретения? (Самое главное было – спастись от голода и холода, поэтому самые главные достижения – овладение огнём, появление земледелия, скотоводства и т.д.)
Аналогично выясняем, какие проблемы волновали людей в каждую из эпох. Ответы детей могут быть самые разные, в каждой эпохе можно найти как сходные, так и свои, особенные проблемы. Что именно вспомнят дети, не так важно, главное, чтобы прозвучало название каждой эпохи, были выделены хоть какие-нибудь проблемы людей этого времени и ребята назвали 2–3 достижения и изобретения..
– И вот наконец мы вернулись в день сегодняшний. Как вы думаете, какой будет основной вопрос нашего урока?
Работа в группах
Работая в группах, должны выявить одну или несколько глобальных проблем и найти путь решения этой проблемы. В помощники возьмем наш учебник.
1группа – стр.111-112 (насилие и организованная преступность, войны
между государствами, терроризм)
группа – стр.113-114 (бедность, перенаселённость)
3.группа – набор иллюстраций (экология)
Комментирование своих правил
Выводы
- Что такое глобальные проблемы? Почему необходимость их решения объединяет всё человечество?
Мы можем решить эти глобальные проблемы и сохранить нашу планету только тогда, когда всё человечество объединится, и будет относиться к человеку других взглядов, другой национальности, другой страны не как к врагу, а как помощнику.