Рабочая программа факультативного курса История в лицах для учащихся 11 класса



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Старая Рачейка имени Героя Советского Союза С.Т. Теплова
муниципального района Сызранский Самарской области
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МО
Директор ГБОУ СОШ с. Ст. Рачейка Заместитель директора по УВРПротокол № от ________________ 2016 г.
_______________ /ФИО / _________________/ФИО/Руководитель ШМО_____________________
Приказ № _________________2016 г. ___________________ 2016 г.

Рабочая программа
факультативного курса «История в лицах»
для учащихся 11 класса
учителя Бабичевой Оксаны Анатольевны
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «История в лицах» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011), Методического конструктора внеурочной деятельности школьников: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения), справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России и всеобщей истории.
В школьном курсе истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов и мало времени отводится для изучения исторических персоналий, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно деятельностью этих личностей обусловлены изменения в политике, экономике, культуре, науке, искусстве.
Данный факультативный курс связан с содержанием основного курса истории России и мира ХХ – начала ХХI века, дополняет, расширяет и углубляет представления учащихся об исторических деятелях российской и всеобщей истории, которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории государств и мира в целом.
Программа ориентирована на учащихся старших классов и рассчитана на 1 год изучения (34 часа по 1 часу в неделю).
Направление курса: духовно-нравственное.
Цель курса: осмысление роли личности в судьбе государства в контексте исторической эпохи.
Задачи курса:
-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать им оценку;
- развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей;
- формирование чувства гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей определённого исторического периода;
- формирование у учащихся чувства гордости, уважения к нашим предкам, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся;
- стимулирование интереса к изучению истории, к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах;
- формирование коммуникативных навыков, способствующих развитию умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Данный курс играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
-дискуссия;
-исследование;
- круглый стол;
- видео–лекции, презентации;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- «мозговой штурм» и др.
Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения факультативного курса.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты: - сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
-  владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
-  сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
-  владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
-  сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
-  владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
-  сформированность умений оценивать различные исторические версии.
Предполагаемые результаты:
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей, будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России и других стран.
Предполагается, что в результате изучения факультативного курса учащиеся получат дополнительные возможности для овладения следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
– определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
– использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;
– находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени.
5. Анализ, объяснение: – различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; – определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
6. Работа с версиями, оценками:
– раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
– изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;
– объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Формы контроля знаний, умений и навыков.
Контроль знаний умений навыков производиться в зачетной системе оценивания в конце курса. Проверка знаний предполагает выявление знаний, умений ,навыков учащихся в двух направлениях: исследовательская работа и групповой творческий проект. Для определения уровня учебно-творческой деятельности учащихся, используются следующие критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств учебных и творческих работ:
активность,
умение работать в группе,
духовно-нравственная ценность творческого исследования или проекта;
эстетическая подача материала.
Педагог индивидуально отслеживает своих воспитанников, подбирая те задания и приемы, которые позволят достичь учащемуся максимального уровня мастерства по вышеперечисленным критериям:
Активность.
Воспитанник выполняет взятые на себя обязанности качественно и в срок, берет на себя дополнительные обязанности и добросовестно исполняет их.
Умение работать в группе.
Воспитанник умеет согласовывать интересы группы и свои собственные без ущерба для общего дела, понимает свою ответственность перед зрителями, органичен в работе с партнером, инициативен, способен убедить участников группы в выборе правильного решения, самостоятельно предложить помощь партнеру.
Духовно-нравственная ценность творческого исследования или проекта.
Учащиеся разрабатывают тему исследования или проекта, которая расширяет их кругозор, углубляет знания, является примером патриотизма и гуманизма.
Эстетическая подача материала.
Подготовленный для публичного представления материал должен соответствовать эстетическим нормам и представлять собой законченный продукт, в котором и форма и содержание и презентация являются единым целым художественно-творческого образа.
Основой курса – его логическим завершением, безусловно, является проект.
Содержание внеурочной деятельности «История в лицах» (34 часа)
Введение. Значение личности в истории (1час).
Раздел 1. Новейшая история (16 часов)
Индустриальное общество. Генри Форд и Джон Рокфеллер – путь к успеху. «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Кайзер Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». «Большая четверка»: Д. Ллойд Джордж, В.Э. Орландо, Ж. Клемансо, В. Вильсон. Английский экономист Джон М. Кейнс. Кейнсианство.
Бенито Муссолини – у истоков фашизма. Адольф Гитлер – фюрер Третьего рейха.
Мохандас Карамчан Ганди. Гандизм.
Уинстон Черчилль – премьер-министр Великобритании.
Мэри Пикфорд и Чарлз Чаплин – звезды кинематографа. Волшебный мир Уолта Диснея. Э.Хемингуэй, Э.М. Ремарк – «потерянное поколение».
Вклад православного зарубежья в борьбу с фашизмом. Мать Мария (Скобцова). Священник Дмитрий Клепинин. Вера Оболенская. Легенда французского Сопротивления по имени Вики.
Президенты США. Франклин Рузвельт. Гарри Трумэн. Джон Кеннеди. Р. Никсон. Р. Рейган и рейганомика. Билл Клинтон. «Третий путь». Джордж Буш – старший и младший. Барак Обама.
Маргарет Тэтчер – «»железная леди».
Эрнесто Гевара – ЧЕловек-легенда. Фидель Кастро.
Защита проектов по теме: «Новейшая история»
Раздел 2. История России ХХ – начало ХХI века (17 часов).
Последний российский император – Николай II. Биография. Семья. Деятельность. С. Ю. Витте – министр финансов, дипломат, реформатор. П. А. Столыпин. Биография. Экономические реформы. Серебряный век культуры России. Л. Н. Толстой. А. П.Чехов. М. Горький. С.А. Есенин. А.А.Блок. А.А.Ахматова и др. Григорий Распутин – авантюрист или святой.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Лев Давидович Бронштейн (Троцкий).
Белое движение. Л.Г. Корнилов. А.И. Деникин. Адмирал А.В. Колчак. П. Н. Врангель.
Красные полководцы. М.Н.Тухачевский. М.В. Фрунзе. С.В. Буденный. В. И. Чапаев.
Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин)
Полководцы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, И.С. Конев, А.М. Василевский. К.К. Рокоссовский.
Вклад духовенства и верующих РПЦ в Победу над фашистскими захватчиками. Патриарх Сергий (Страгородский). Хирург и епископ Лука (Войно-Ясенецкий). Батюшка-партизан Федор Пузанов. Молитвы о Победе. Подвижники благочестия в годы ВОВ. Серафим Вырицкий. Старец Андрей (Андрей Кузьмич Логинов).
Молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова и др. Пионеры-герои: Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова и др. Зоя Космодемьянская. Лиза Чайкина.
Н.С. Хрущев. Л.И.Брежнев. Ю.А. Гагарин – первый человек в космосе.
Ю.В.Андропов. К.У. Черненко. М.С. Горбачев.
Президенты России. Б.Н.Ельцин. В.В.Путин. Д.А. Медведев.
Защита проектов по теме: «История России ХХ – начало ХХI века».
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «История в лицах» (34 часа по 1 часу в неделю)
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Дата Формы и виды деятельности
1 Введение. Значение личности в истории. 1 Коллективные формы работы. Эвристическая беседа.
Раздел 1. Новейшая история (16 часов)
2 Индустриальное общество. Генри Форд и Джон Рокфеллер – путь к успеху. 1 Индивидуальные формы работы. Работа с интернет - ресурсами. Сообщения.
3 «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Кайзер Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». 1 Коллективные формы работы. Лекция-беседа.
4 «Большая четверка»: Д. Ллойд Джордж, В.Э. Орландо, Ж. Клемансо, В. Вильсон. 1 Коллективные формы работы. Лекция с использованием ИКТ.
5 Английский экономист Джон М. Кейнс. Кейнсианство. 1 Групповые формы работы. Работа с фрагментами исторических источников, исторической литературой, интернет – ресурсами.
6 Бенито Муссолини – у истоков фашизма. Адольф Гитлер – фюрер Третьего рейха. 1 Коллективные формы работы. Просмотр фрагментов документальных фильмов. Сюжетная игра: «Нюрнбергский процесс»
7 Мохандас Карамчан Ганди. Гандизм. 1 Коллективные формы работы. Презентация.
8 Мэри Пикфорд и Чарлз Чаплин – звезды кинематографа. Волшебный мир Уолта Диснея. Э.Хемингуэй, Э.М. Ремарк – «потерянное поколение». 1 Индивидуальные формы работы. Работа с интернет - ресурсами. Сообщения. Презентации.
9 Уинстон Черчилль – премьер-министр Великобритании. 1 Групповые формы работы. Работа с фрагментами исторических источников, исторической литературой, интернет – ресурсами.
10 Вклад православного зарубежья в борьбу с фашизмом. Мать Мария (Скобцова). Священник Дмитрий Клепинин. 1 Групповые формы работы. Исследование. Работа с интернет – ресурсами.
http://www.yadvashem.org/yv/ru/righteous/stories_skobtzov.asphttp://zarubezhje.narod.ru/rs/s_113.htmhttp://lib.pravmir.ru/library/readbook/297http://mere-marie.com
11 Вера Оболенская. Легенда французского Сопротивления по имени Вики. 1 Коллективные формы работы. Просмотр видеофильма. Этическая беседа.
12 Президенты США. Франклин Рузвельт. Гарри Трумэн. 1 Коллективные формы работы. Эвристическая беседа.
13 Президенты США. Джон Кеннеди. Р. Никсон. Р. Рейган и рейганомика. Билл Клинтон. «Третий путь». 1 Предварительная индивидуальная работа с историческими источниками и интернет-ресурсами.
Коллективные формы работы. Круглый стол.
14 Президенты США. Джордж Буш – старший и младший. Барак Обама. 1 Предварительная групповая работа с историческими источниками и интернет-ресурсами.
Коллективные формы работы. Дискуссия.
15 Маргарет Тэтчер – «железная леди». 1 Коллективные формы работы. Лекция-беседа.
16 Эрнесто Гевара – ЧЕловек-легенда. Фидель Кастро. 1 Коллективная форма работы. Мозговой штурм.
17 Защита проектов по теме: «Новейшая история» 1 Групповая работа. Защита творческих проектов.
Раздел 2. История России ХХ – начало ХХI века (17 часов).
18 Последний российский император – Николай II. Биография. Семья. Деятельность. 1 Коллективные формы работы. Проблемная лекция.
19 С. Ю. Витте – министр финансов, дипломат, реформатор. П. А. Столыпин. Биография. Экономические реформы. 1 Групповые формы работы. Работа с фрагментами исторических источников, исторической литературой, интернет – ресурсами.
20 Серебряный век культуры России. Л. Н. Толстой. А. П.Чехов. М. Горький. С.А. Есенин. А.А.Блок. А.А.Ахматова и др. 1 Индивидуальные формы работы. Историческое эссе.
21 Григорий Распутин – авантюрист или святой. 1 Групповые формы работы. Исследование.
Коллективные формы работы. Дебаты.
22 Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Лев Давидович Бронштейн (Троцкий). 1 Предварительная индивидуальная работа с историческими источниками и интернет-ресурсами.
Коллективные формы работы. Круглый стол.
23 Белое движение. Л.Г. Корнилов. А.И. Деникин. Адмирал А.В. Колчак. П. Н. Врангель. 1 Индивидуальные формы работы. Рефераты.
24 Красные полководцы. М.Н.Тухачевский. М.В. Фрунзе. С.В. Буденный. В. И. Чапаев. 1 Групповые формы работы. Работа с исторической литературой, интернет – ресурсами. Исследование.
25 Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) 1 Коллективная форма работы. Мозговой штурм.
26 Полководцы Великой Отечественной войны:
Г.К. Жуков, И.С. Конев, А.М. Василевский. К.К. Рокоссовский. 1 Коллективные формы работы. Просмотр видеофильма. Обсуждение.
27 Вклад духовенства и верующих РПЦ в Победу над фашистскими захватчиками. Патриарх Сергий (Страгородский). Хирург и епископ Лука (Войно-Ясенецкий). Батюшка-партизан Федор Пузанов. 1 Групповые формы работы. Работа с фрагментами исторических источников, исторической литературой, интернет – ресурсами. Исследование.
28 Молитвы о Победе. Подвижники благочестия в годы ВОВ. Серафим Вырицкий. Старец Андрей (Андрей Кузьмич Логинов). 1 Коллективные формы работы. Экскурсия в школьный музей.
Индивидуальные формы работы с экскурсоводами (проводят школьники).
29 Молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова и др. Пионеры-герои: Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова и др. Зоя Космодемьянская. Лиза Чайкина. 1 Индивидуальные формы работы. Доклады. Обсуждение.
30 Н.С. Хрущев. Л.И.Брежнев. 1 Коллективные формы работы. Эвристическая беседа.
31 Ю.А. Гагарин – первый человек в космосе. 1 Коллективная форма работы. Просмотр видеофильма.
Индивидуальная форма работы.Эссе.
32 Ю.В.Андропов. К.У. Черненко. М.С. Горбачев. 1 Коллективные формы работы. Эвристическая беседа.
33 Президенты России. Б.Н.Ельцин. В.В.Путин. Д.А. Медведев. 1 Коллективные формы работы. Проблемная лекция.
34 Защита проектов по теме: «История России ХХ – начало ХХI века». 1 Индивидуальная работа. Защита творческих проектов.