Доклад «Как повысить интерес младших школьников к учёбе?»

Формирование и актуализация познавательного интереса учащихся начальных классов.
Как повысить интерес младших школьников к учёбе?
Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью.
Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности”.
Я. А. Каменский.
Спросите любого первоклассника, который собирается идти в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что учиться он будет хорошо и получать будет только одни пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив зачастую недолго сохраняет свою силу.
Почему же это происходит? Зачастую ребёнку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые научат всему. На стандартных уроках доминирует учитель – информатор, в свою очередь, ученик является копилкой, в которую можно складывать тщательно отобранные знания. Ученик тем лучше, чем больше можно вложить в него знаний. От ученика не ожидают никакой активности, но требуют максимально точного воспроизведения того, что было в него вложено. И, неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечников» или «двоечников». Собственное бессилие, унижение, постоянная насмешка угнетают, подавляют ученика, приводят к нервным срывам.
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Ни для кого нет секрета в том, что учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому нелегкий учебный труд должен приносить удовлетворение, радость школьникам, желание вновь и вновь познавать. От этого зависит, потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонек.
Учительская задача заключается не в том, чтобы ребят постоянно толкать, бесконечно пугать двойками; а в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого и равнодушного к знаниям, в мир, богатый интеллектуальной жизнью. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе, к школе вообще, а не повторять, что учёба – это его священная обязанность.
Практика показывает, что нестандартные формы уроков, использование в учебном процессе новых технологий, созданная учителем атмосфера непринуждённости способна заинтересовать всех детей и позволит включить в работу даже самых робких и застенчивых детей.
Активизировать и повышать интерес к учению помогают различные методы, формы и виды работы. (Музыка – урок-концерт, позволяет раскрыть таланты учеников и использовать их в последующей работе; познание – деловая игра, позволяет проверить не только теоретический материал, но и его применение на практике.)
Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения – главные помощники в работе учителя. Они вызывают чувство новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребёнку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он ещё не готов, с которыми справиться не может. Поэтому большое значение в учебном процессе отводится дифференциации предлагаемых учебных заданий.
Любой человек выполняет с удовольствием ту работу, которая ему интересна. Ребёнок с интересом играет. Значит, надо использовать игру, как самый важный инструмент активизации познавательных способностей ребёнка.
Правильно подобранная и организованная игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. (Математика – “Битые числа”, “Круговые примеры”, “Меткий стрелок”. Русский – “Договори словечко”, “Найди пару”, ”Волшебные слова”. )
Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:
обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.
Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала.
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы. Помня об этом, каждый успех ученика необходимо делать достоянием всего класса, поддерживать начинания и инициативу школьника, указывать на удачные, рациональные моменты их деятельности, создавать положительную мотивацию перспективы последующей деятельности. Учителю важно воспитывать в каждом ребёнке гордость за себя. Пусть каждый из ваших воспитанников почаще говорит: “Я существую в этом мире, я – гений, я – ценность.”
Ребёнку необходима ваша психологическая поддержка, ведь улыбка и тёплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Считанные секунды нужны учителю для того, чтобы улыбнуться, сказать одобряющее ласковое слово. А какой положительный настрой придадут они детям и уроку в целом!
Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.
Закончить своё выступление мне хотелось бы словами В. Сухомлинского: “Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, фантазию и неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка”.


15