Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»

План-конспект открытого занятия по развитию речи

Дата «29»сентября, октября 2015 года, время: 10.10
Занятие №7,
Группа: № 4
Педагог дополнительного образования Сухнёва Оксана Александровна
Объединение: клуб «Радуга»:
Тема занятия: Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».
Цель: продолжать обучать детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план, всестороннее развитие ребёнка, развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи:
Образовательные:
– закрепить представления детей об осеннем времени года;
– обогащать словарный запас детей определениями, эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями;
Развивающие:
– развивать диалогическую речь, слуховое внимание, быстроту мышления;
– продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний;
– упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
– упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
– развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
Воспитательные:
– воспитывать любовь к родному краю.
– воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Тип занятия: комбинированный
Форма организации: коллективная
Оборудование: стихотворение А.С.Пушкина «Осень», грамзапись П.И.Чайковский «Времена года», репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», картинно-графический план.
Ход занятия:
Вступительная часть.
Дети под музыку входят в кабинет (Прокофьев «Времена года»).
Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.
Повторение: смысл басни. Л.Толстого «Два товарища», рассказывание детьми пословиц о дружбе и объяснение их смысла.
Основная часть.
Вступительная беседа.
Педагог:
- Ребята, с каким настроением вы приходите на занятия? (Ответы детей).
- А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).
- Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).
- Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

- О каком времени года рассказал нам поэт A.C. Пушкин? (об осени)
- С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)
- Какими словами он определил свое настроение? (очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса)
- Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.
Педагог предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
- Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?
- Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (грусть, печаль)
- Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (ответы детей).
- Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.
Педагог под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».
- Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.
- А вы хотели бы оказаться на этом лугу?
- Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).
- И.И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...
- Какие приметы осени вы видите на этой картине?
- Какое небо? (яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
- Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (ясный)
- Есть ли на небе облака? Какие они? (белое облачко)
- Как вы думаете, какое настроение у берез? (веселое, радостное, игривое)
- А вы заметили одинокий цветок? Вы думаете, какое настроение у цветка? (он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно).
- А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину? (с хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным).
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
- Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.
В помощь к заданию педагог читает примерный рассказ:
Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, кик это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Вопросы:
- По какому признаку можно определить осеннее время года?
- С каким настроением можно говорить об осени?
- Какую музыку вы прослушали на сегодняшнем занятии, кто является автором этого произведения?
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Что почувствовали?
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник мастер пейзажа И.И. Левитан.
Список использованной литературы:
Арушанова А. Г Речь и речевое общение. IТекстI/ А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – с. 272.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи – ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж, 2006.–112с.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста IТекстI : учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
Ушинский К.Д. Родное слово. IТекстI / К.Д. Ушинский. - М.: Изд.: Белый город, 2008. – 128с.









13PAGE 15


13PAGE 14315




15