Консультация для воспитателей Создание экологически развивающей среды в ДОУ

Консультация для воспитателей
Создание экологически развивающей среды
в детском саду
Татанова О.В., воспитатель
МДОУ «Детский сад №81»
г.Ярославль

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Организация уголка природы в группе:
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.
В процессе наблюдений за обитателями уголка природы в сочетании с трудом по уходу за ними у детей формируются представления о растениях и животных как живых существах, их потребностях, о росте, развитии, изменении жизни в зависимости от сезона.
К постоянным обитателям относятся комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие, некоторые земноводные (шпорцевые лягушки) и пресмыкающиеся (например, черепаха). Пополнять уголки природы надо постепенно по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся за ними ухаживать.




Подбор комнатных растений.
Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Они должны быть представлены различными экологическими группами:
растения засушливых мест – алоэ, сансевьера, кактусы;
влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус;
умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская, хлорофитум.
Размещать комнатные растения необходимо в соответствии с их отношением к свету, теплу, влаге.
Какие растения необходимы для каждой группы:
В уголок природы младших групп помещаются обильно и долго цветущие растения (бальзамин, бегония вечноцветущая, герань, примула, фуксия), у которых хорошо представлены такие части, как цветок, лист, стебель; контрастные по величине (фикус), с крупными плотными листьями (аспидистра).
В средней группе где дети могут узнавать и называть 4-5 растения в уголок природы вносят новые растения, чтобы дошкольники могли устанавливать сходства и различия их морфологических особенностей (похожие на кустик; растения с пестрой окраской и разной формой листьев (колеус, бегония крапчатая и др.). Хорошо размещать в группе растения одного семейства: гераниевых, бегониевых. Можно содержать растения, требующие большого количества воды, и те, которые поливают редко (алоэ, сансевьера или др.).
В уголок старшей группы подбираются растения, интересные для наблюдений. Лучше брать молодые, выращенные из черенков отводов (дети смогут следить за их ростом и развитием), разноообразные по внешнему виду: форме, величине, окраске, расположению листьев, цветов; по строению стебля: вьющийся, прямостоячий и др. Это могут быть традесканция, циссус, цикламен, бегония-рекс, аспарагус, камнеломка, кливия и др. Подбираются растения с разными способами размножения: стеблевыми (фуксия, традесканция, циссус, вечноцветущая бегония и др.) и листовыми (сансевьера. Узамбарская фиалка, камнеломка и др.).
В разные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени.


Декоративное оформление участка ДОУ:
Участок также украсят красивая зелень трав, яркие цветы. Растения надо подбирать таким образом, чтобы цвели они с ранней весны и до поздней осени. Для этой цели используют:
многолетники (примула, нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, люпины и др), обладающие большой декоративностью;
двулетники. Используемые для создания весеннего наряда цветника (виола, маргаритки, турецкая гвоздика, мальва, колокольчик и др.);
однолетники, обладающие богатым разнообразием красок и форм цветка, быстротой размножения (календула, бархатцы, космея, петуния, левкои и др.).
Цветники необходимы на участке каждой возрастной группы. Это могут быть клумбы разной формы, различные вазоны и т.д.




Мини-огород на окне:
Без особых хлопот на окне можно выращивать:
- зеленые лук из головок репчатого лука;
- зелень петрушки из посаженных в грунт корешков и др.


Размещение животных в уголке природы.
В уголке природы целесообразно содержать животных, которые безопасны для детей. В нашем детском саду животных не держим, кроме аквариумных рыбок.
В уголках природы разных возрастных групп необходимо оборудовать аквариумы разной емкости и формы (кроме круглых, искажающих реальное изображение; их используют в декоративных целях).
В уголок природы младшей группы помещают золотую рыбку, золотистого или серебристого карася – ярко окрашенных рыб, не крупных, неприхотливых, типичных представителей класса.
В средней группе детей знакомят с рыбками наших водоемов, отличающимися по внешнему виду, повадкам (медлительный карась и подвижная верхоплавка, карпик), разновидностями золотой рыбки (телескоп, комета, вуалехвост). В аквариуме дети рассматривают улиток: различают раковину и ногу, наблюдают движения улиток по стеклу, растениям, как они кормятся нитчатыми водорослями.
В уголок природы старших групп помещают разнообразных рыб наших местных водоемов, неприхотливых к уходу (КРАСНОПЕРКУ, ПЛОТВУ И ДР), ИЗ ТРОПИЧЕСКИХ – ТЕПЛОЛЮБИВЫХ, ЖИВОРОДЯЩИХ И ИКРОМЕЧУЩИХ РЫБ (красный меченосец, гурами, петушок, сомик, барбус и др.).
В подготовительной группе при подборе рыб в уголок природы учитывается их приспособленность к разным условиям водной среды – разным нишам воды.
Экологически развивающая среда в старших группах:
Уголок природы:
Календарь погоды и фенологический календарь.
Схемы с изображением погодных явлений природы.
Модели эколого-систематических групп.
Модели функций органов живого в природе.
Дидактические игры о природе.
Схемы экосистем и различных сред обитания (наземной, воздушной, водной).
Картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы».
Книги об обитателях уголка природы.
Дневники для наблюдений за живой природой.
Природоохранительные и запрещающие знаки.
Материалы для ухода за растениями.
Природный материал.
Экологические сказки и рассказы, составленные детьми.
Схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека.
Выставки овощей, фруктов, осенних цветов
Схемы способов ухода и способов размножения растений.

Экспериментальный уголок
Емкости для экспериментирования.
Подносы на каждого ребенка.
Лупы
Полочка с материалами и предметами для экспериментирования.
Материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др.
Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной:
- притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы.
- «попрыгунчики» (колечки, мячики, фигурки и т.п.).
- увеличительные стекла.
- стекла разного цвета.
Материалы для игр-экспериментов с бумагой: «вертушки», «гармошка», «печатки» из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества.
Земля, глина, песок.
Схема для посадки и проращивания в разных условиях.
Карточки-схемы для фиксации опытов.
Халаты.
Песочные часы и др.












Литература:

Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.


Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.

Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.:  АРКТИ, 2005.

Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.

Материалы интернетсайтов
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.












Рисунок 215