Статья для библиотекарей на тему ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.


В одной книге, написанной человеком, значительную часть своей жизни проведшим на тюремных нарах, есть такие строчки:

С человеком случилось горе, И чтоб разум его не сгорел, Разрешите ему помечтать,
Разрешите мне книги читать.
Библиотеки в тюрьмах, действительно, выполняют важную гуманную миссию. Они помогают людям, оказавшимся в заключении, выдержать выпавшие на их долю испытания, содействуют исправлению и перевоспитанию осужденных к лишению свободы, их духовному возрождению.
Появление библиотек в тюрьмах вызвано к жизни волей людей, скрученных судьбиною, обстоятельствами и законами, переступивших через «нравственное нельзя», смешавших понятия добра и зла, заключенных в лабиринт из камня, металла и колючей проволоки.
В сознании ряда законопослушных граждан зэки – это изгои, звери, нелюди с низким лбом и считанными мозговыми извилинами. И в этом большая доля правды. Но все же многолетние наблюдения и собственный опыт позволяют заметить, что заключенные – не аморфные существа с застывшей психикой и окаменевшим сознанием. Процесс развития человеческой личности не останавливается даже в тюрьме. Впрочем, как и регресс – здесь и на воле тоже.
Общеобразовательные школы при исправительно-воспитательных колониях и тюрьмах составляли всегда - и сейчас тоже - специфическое звено системы вечернего образования взрослых. Ho, конечно, все они находятся под эгидой Федеральной службы исполнения наказаний Минюста РФ. Вместе с педагогами ее работники делают немало, чтобы выправить исковерканные судьбы осужденных. Главное - заронить в их души зерно разумного и доброго, помочь получить образование, чтобы после выхода на свободу они смогли найти свое место в обществе. 
Разумеется, это чрезвычайно тpyдно, но необходимо. И школьной библиотеке здесь принадлежит особая, ни с чем не сравнимая роль. 
Сегодня, ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире является личностно-ориентированное образование. Оно имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».
Применяя личностно-ориентированный подход к пользователям библиотеки обратим внимание на то, что он предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога (библиотекаря) - это базовая ценностная ориентация, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым учеником (пользователем). Личностный подход предполагает помощь в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в библиотечном деле.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса в рамках школьной предполагает специальное конструирование текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Для выявления личностно значимого отношения к учебному тексту, важно при его конструировании учитывать тип научной информации, заложенной в тексте, который может содержать:
1) Информацию справочного характера, ставшую общепринятой, излагающей аксиомы, положения, не требующие доказательств, аргументации (например: «сумма углов треугольника равна 180°»; «Волга впадает в Каспийское море» и т. п.). Эта информация не принадлежит «никому», она «обезличена», хотя усваивается всеми школьниками, как обязательная;
2) Информацию, выражающую результаты чужого опыта (хотя и общественно значимого).
Изложенная книгой (библиотекарем), она может соответствовать или не соответствовать результатам субъектного опыта ученика. К такой информации относятся фактологические (описательные) тексты (научные и художественные). Выраженные в них знания могут быть восприняты по-разному, т. е. они не обезличены. В них фиксируется точка зрения автора, которая может не совпадать с точкой зрения читателя - ученика. Даже одна и та же информация, изложенная в источнике, воспринимается учениками по-разному, в зависимости от характера и индивидуальной направленности их субъектного опыта.
Часто неприятие учеником информации воспринимается и оценивается как неусвоение материала. Но ведь в этом может проявляться своеобразная личностная позиция, опирающаяся на субъектный опыт. Неприятие учеником информации может быть связано с его попыткой защищать свой опыт, хотя и «отрицательный» по отношению к тексту. При контроле и оценке усвоения материала в личностно-ориентированном процессе необходимо пересмотреть существующие критерии усвоения. Следует заметить, что в содержании текстов может быть заложена противоречивость суждений, разное эмоциональное отношение к излагаемым фактам (событиям, фактам), авторская позиция. Приведем простой пример: «Наполеон заходил в бараки солдат, зараженных холерой». Очевидно, что отношение к описываемому факту не может быть однозначным. Организация личностно-ориентированного подхода к работе с текстом должна быть направлена в первую очередь на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. Этому должна способствовать проблематизация, внутренняя противоречивость, неоднозначность текста. Понимание сложный процесс, куда всегда включается личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта.
3) Информация, помогающая самообразованию. Это имеющиеся в источнике текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, облегчающие субъектную обработку текста, его понимание.
Любой текст есть своеобразная объективация «чужой» и «моей» мысли. Его усвоение не может быть обезличено так же как и требования к усвоению. В этом смысле весьма значимым для нас является различение программного и образовательного материала.
Конечно, личностно-ориентированный подход касается прежде всего системы образования, но очевидны и параллели между педагогическими процессами и процессом библиотечного обслуживания.
Библиотекарь и читатель являются главными действующими лицами библиотечного обслуживания, его субъектами. Деятельность читателя единоличная, деятельность библиотекаря - общественная, необходимая другому, обществу, она становится лично ему необходимой через оплату его труда. Услуга - не только выданная библиотекарем и полученная читателем книга или справка, в услугу включен и диалог читателя и библиотекаря.
Обратим внимание и на то, что личностный и индивидуальный подходы в педагогике отвечают на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Очевидно, что схожая цель и в библиотечном обслуживании. «Модель читателя», как и «модель выпускника» должны соответствовать как социальному так и личностному идеалу.
Индивидуальный подход к конкретной личности предполагает подразделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению на три периода:
Изучение и адаптация осужденного к условиям лишения свободы в исправительном учреждении;
Воспитательное воздействие по исправлению осужденного;
Подготовка к освобождению, адаптации и условиям жизни на свободе и закрепление результатов исправительного воздействия после освобождения от отбывания наказания.
Формы воспитательной работы – это способы организации конкретного педагогического явления в пространстве и времени.
Воспитательное воздействие библиотекаря может осуществляться в следующих формах:
Индивидуальные беседы (ознакомительная, тематическая, о самовоспитании и т.д.);
Индивидуальное шефство.
Включение осужденного в учебную, общественную и другую полезную деятельность.
Личные поручения - дача отдельных поручений с учетом индивидуальных особенностей личности. Например: подготовить выступление на библиотечном занятии по теме социально-правовой подготовки. Личные поручения библиотекаря обычно, выражают доверие к осужденному, признание его сил и способностей. Чем разнообразнее личные поручения, тем больше учитывается при этом возможности, тем эффективнее воспитательное воздействие. Поручения помогают человеку поверить в себя, укрепляют его волю, воспитывают чувство ответственности за порученное дело как перед библиотекарем, так и перед коллективом осужденных.
Контроль за поведением осужденного, в том числе наблюдение за изменениями в отношении к труду, учебе, другим сферам жизнедеятельности, совершенному преступлению и противоправному поведению, желанию исправиться, жизненным планам и т.д.
Обучение в условиях пенитенциарнаго учреждения (от латинского слова poenitentia - раскаяние) имеет свою специфику. Для того, чтобы добиться положительных результатов, библиотекарь должен заранее проектировать ожидаемую реакцию осужденных на учебно-воспитательные требования; уметь мобилизовывать на достижение цели; мотивировать предстоящую деятельность; знать особенности осужденных из различных групп. 
Необходимо отметить, уровень образования, жизненная и личностная позиция, возраст и социальное положение осужденных существенно отличается от стандарта учащегося общеобразовательного учреждения. Чаще всего этот уровень очень низок. Конечно, здесь имеет место быть множество объективных причин: изолированность от общества, ограничение в выборе источников информации, отсутствие навыков отбора, иное построение жизненных приоритетов и пр. Особую сложность представляет категория малообразованных учащихся. Им особенно важно повысить уровень мотивации. Именно здесь необходимо применение личностно-ориентированного подхода! Так, например, если у ученика изначально твердая позиция «Выкурил букварь в первом классе! Последнее, что читал – приговор!», то необходима большая работа для достижения уровня позиции «Мне интересна эта книга! Я хочу знать больше о мире и себе!».
В отношении учащихся, конечно, существует множество ограничений. Прежде всего, они связаны со спецификой нахождения в колонии строгого режима. Так, например, если ученику предложена тема по истории родного края, он может выбрать сам бумажный источник информации, воспользоваться помощью библиотекаря, учителя-предметника, самостоятельно выбрать путь выбора, отбора и комплектования информации. Но, конечно, у него нет возможности покинуть учреждение, самостоятельно воспользоваться современными информационными технологиями, миновать цензурные фильтры.
В работе особое внимание необходимо уделять основным формам индивидуального обслуживания: беседе при записи в библиотеку, беседе при выдаче документов, беседе о прочитанном; экспресс-консультациям, анализу читательских формуляров, диагностическому анкетированию, творческим работам и т. д.
Данные направления работы наиболее приоритетны при работе с учащимися. Как было сказано выше, общий уровень информационной культуры у многих осужденный весьма низок. Навыки пользования и обработки информации фактически отсутствуют. Иногда даже возникают казусы. В начале учебного года приходит в библиотеку вновьприбывший ученик. Долго наблюдает за действиями других учащихся и библиотекарем. Затем вполне уверенно подходит к книжной полке и начинает перебирать книги. Библиотекарь понимает, что человек просто не знает, что и где искать, однако показать остальным свою эту «слабость» не может. На предложение помощи с совершенно невозмутимым видом он спрашивает: «Дайте книгу позабористей, чтоб в руки взял и уши отпали. А вообще, книжки-то хорошие есть? Колобок в трех томах? Спартак без головы? Униженные и опущенные?». Конечно, библиотекарю просто необходимо многие вещи подробно объяснять, ведь взрослому достаточно трудно признать, что не знает чего-то. Многие осужденные просто стесняются показать, что уровень образования их достаточно низок.
Особое внимание необходимо уделять обсуждению прочитанного. Здесь библиотекарь становится своего рода «навигатором». Так, например, сначала осужденный с уверенностью может сказать «Да, ну!!! История – скукотища и глупость полная!!!» Однако, в беседе выясняется, что некоторые исторические личности и события очень даже интересны, просто в научных книгах они описаны весьма «сухим» и непонятным для него языком. Поэтому, если библиотекарь предложит ученику сначала популярные журналы («Караван историй», «Биография» и т.д.), а потом со временем в беседах будет направлять ученика, заинтересовывать его более «сложными» книгами (подбирая и художественные и в итоге научные), результат – очевиден.
Испытание тюрьмой заставляет человека измениться коренным образом, и через некоторое время это вовсе не тот человек, которого осудило общество. Его сущность переходит в другое качество, и это качество зависит от содержания его мыслей, от работы ума и сердца, напрямую зависящей от подпитывающей эту работу информации. Отсутствие информации здесь подобно кружению белки в колесе – мысли вращаются в замкнутом пространстве, сжигая сами себя.
Логично предположить, что от качества «подпитки», от содержания «духовной пищи» (как называют книги сами заключенные) зависит умонастрой и в конечном счете дальнейшие поступки людей оступившихся.


Список использованной литературы:

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 2012.
Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ.-М., 2010.
Дворкина М. Я. Об изменении библиотечного обслуживания и о библиотечной философии // Библиотековедение. 1997. №5/6.
Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания. -Николаев, 2012.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена. 2008.
 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 45.
 Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания. -Николаев, 1994. С.98.
 Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена. 2008. С.77.
 Там же. С. 83.
 Дворкина М. Я. Об изменении библиотечного обслуживания и о библиотечной философии // Библиотековедение. 1997. №5/6. С.21.
 Высотина Л.А. Педагогические основы процесса испраления и перевоспитания осужденных в ИТУ.-М., 2007. С.98.
 Там же. С102.











15