Презентация Рекомендуемая документация в деятельности педагога-психолога


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Афанасьева Т.М., методист, педагог-психолог ЦПМСС Красносельского районаСанкт-Петербург25 марта 2016 г. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы:законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация. Законодательно-правовые акты и нормативные документы Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации. В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:Международные документы:Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятые резолюцией специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г.;Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей, принятые Всемирной конференцией по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд, март 1990 года);«Образование для всех: выполнение наших общих обязательств». Материалы Всемирного форума по образованию (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.) Нормативные документы Российской Федерации и Санкт-Петербурга:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497; Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей» на 2012-2017 годы;Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726р;Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года № ИР-352/09; План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности в сфере образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013 - 2018 годов», утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 №32-рп (в редакции Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2014 №378 и 04.06.2014 №453);Программа "Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы", утвержденная Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10 сентября 2013 года № 66-рп;Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие образования" на 2015-2020 гг. в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2015 №296; Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 2 апреля 2014 года);Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690;Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204);Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций Федеральные стандарты:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413);Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н Специальная документацияЭто особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний Три вида закрытой документации:заключения,коррекционные карты, протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. Виды охраняемой законом информацииНормы федерального законодательства, устанавливающие запреты и требования при работе с информацией о гражданах и их семьях, основаны на Конституции Российской Федерации: "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ст. 23 Конституции РФ).Конфиденциальность – обязательное для соблюдения получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.Персональными данными является "любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация" (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных";Виды сведений, подлежащие правовой охране и защите и имеющие непосредственное отношение к работе педагога-психолога - это полученные в связи с выполнением трудовых обязанностей сведения о личной и семейной жизни, персональные данные о клиентах и членах их семей, а также информация об их психическом состоянии. Общие правила работы с конфиденциальной информацией содержит Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон № 149-ФЗ). Этим законом устанавливается недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. "Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами" (п. 8 ст. 9 Закона № 149-ФЗ).Значимым для работы педагога-психолога являются требования Закона № 152-ФЗ об обезличивании персональных данных, под которым понимаются "действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных". Условие об обезличивании является обязательным при использования персональных данных для статистических и научных целей без согласия их обладателей (п. 2 ст. 6 Закона № 152-ФЗ), поскольку при обезличивании данные утрачивают свою конфиденциальность (ст. 7 Закона № 152-ФЗ), а их обработка более не требует получения согласия от обладателей;правила о соответствии объема и характера персональных данных целям их обработки и полномочиям оператора, о недопустимости обработки персональных данных, "избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе". Персональные данные должны храниться не "дольше, чем этого требуют цели их обработки", и подлежат уничтожению по достижении этих целей или в случае утраты необходимости в их достижении (ст. 5 и 6 Закона № 152-ФЗ). Согласия не требуется: если обработка персональных данных осуществляется с целью исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;если персональные данные "относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно". Под иными жизненно важными интересами может пониматься и право на образование;если данные являются общедоступными, т. е. размещены в справочниках, адресных книгах и т. п. В соответствии с законодательством о здравоохранении, допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (его законного представителя) при оказании помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей, а также при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий, в т. ч. со стороны родителей (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).Лица, виновные в нарушении требований этих законов несут административную, уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую и иную ответственность. Организационно-методическая документацияВ организационно-методическую документацию входят:Хронометраж рабочего времени психолога.График работы.Годовой план работыДифференцированный план работы на месяц.Бланки психологических запросов. Журналы учета видов работы. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:  Журналы учета видов работы:   Профилактика.Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).Консультирование (индивидуальное и групповое).Развивающая работа (индивидуальная и групповая).Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).  диагностика;консультирование; развивающая и коррекционная работа (индивидуальная); развивающая и коррекционная работа (групповая); просветительская работа; организационно-методическая работа; экспертная работа В организационно-методическую документацию входят:Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.Альбом диагностических методик.Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.Отчет и аналитическая справка психолога о проделанной работе по итогам года. Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Планирование работы определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования РФ, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения.Необходимо учитывать приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Министерства образования России.количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, согласно инструктивному письму от 24.12.2001г. № 29/1886-6 и приказу МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».Годовой план работы педагога-психолога согласовывается с районным методистом-психологом и утверждается руководителем образовательного учреждения.Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности. Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.Проектная деятельность включает в себя проектирование образовательной программы совместно педагогом - психологом и учителями на основе возрастно-нормативной модели развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:анализ и планирование деятельности;курсы повышения квалификации;анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинарах, конференциях;супервизорство;посещение совещаний и методических объединений; оформление кабинета и др. Дифференцированный план работы представляет собой конкретизированный по видам деятельности объем работы практического психолога в условиях образовательного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц. Виды профессиональной деятельности  Срок прове­дения  Участники(возрастная группа)  Формы и средства проф. деятельности Ожидаемые результаты  1. Диагностика адаптации первоклассни­ков к школе. 1-10октября  Учащиеся 1-х классов.   Комплекс методик: «Предпосылки развития учебной деятельности» Определение уровня адапта­ции детей к школе. Выявление группы риска Дифференцированный план работы______________________________педагога-психолога ______________________________ ФИО учреждениена ___________________месяц ________года План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю Рекомендации по оформлению журналов учета видов работыЖурналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение годаНаличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данныеЖурналы являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа.Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки педагога-психолога образовательного учрежденияВ аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности педагога-психолога в соответствии с годовым планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.Учитывая новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы.При написании отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.)В качестве промежуточной и итоговой отчетности необходимо составлять статистическую справку Аналитический отчет за учебный годПримерная структура отчета1. Общие задачи и направления в деятельности в ______ уч. г.2. Анализ профессиональной деятельности по направлениям.2.1. Диагностическая работа.2.2. Коррекционная и развивающая работа.2.3. Консультативная работа с детьми, родителями, педагогами.2.4. Профилактическая работа.3. Методическая работа.3.1. Участие в работе методического объединения.3.2. Разработка диагностических, коррекционных и развивающих программ.3.3. Состояние кабинета, пожелания к его совершенствованию.4. Повышение квалификации.4.1. В текущем учебном году.4.2. Потребность в повышении квалификации на будущий учебный год …5. Анализ актуальных проблем профессиональной деятельности.6. Перспективные направления работы на следующий учебный год.7. Мероприятия в общешкольный план работы … СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!МАТЕРИАЛЫ СМ. НА САЙТЕ ЦПМСС КРАСНОСЕЛЬСКОГО Р-НА: pms 32@yandex.ru