Технологическая карта урока по математике на тему: КРУГ. ОКРУЖНОСТЬ (ЦЕНТР, РАДИУС, ДИАМЕТР)


Урок 57 Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)(учебник, с. 94–95; рабочая тетрадь, с. 68–69; диск)
Цель деятельности учителя Способствовать ознакомлению с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; содействовать развитию умений вычерчивать окружность с использованием циркуля, решать выражения, соблюдая порядок выполнения действий, задачи на нахождение четвертого пропорционального, называть и сравнивать доли
Тип урока Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; научатся вычерчивать окружность с использованием циркуля, решать выражения, соблюдая порядок выполнения действий, задачи на нахождение четвертого пропорционального, называть и сравнивать доли.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека
методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия и термины Круг; окружность (центр, радиус, диаметр); циркуль
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыоргани-
зации совзаимодей-
ствияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место Фронтальная, индивидуальная К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами.
Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Наблюдение учителя за организацией рабо-чего места
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. Показывают выполненную домашнюю работу. Фронтальная, индивидуальная П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (геометрическая фигура); используют математические знания в расширенной области применения.
Р – планируют свои действия в соответст- Устные ответы,наблюдения учителя, выполненные задания
2. Устный счет. – Расставьте скобки в выражениях.
4 + 2 · 3 = 18
31 – 10 – 3 = 24
54 – 12 + 8 = 34 Выполняют задания. «Цепочка» (устно) (на полях учебника). Садятся прямо, и те, кто сосчитал, подни- Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
мают руку и говорят ответ.
– 55. вии с поставленной учебной задачей; выполняют учебные действия в устной и письменной форме.
К – строят речевое высказывание в устной форме; используют математическую терминологию; принимают участие в обсуждении математических фактов.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Игра «День и ночь».
Произносит слово «ночь». В это время читает пример из табличных случаев умножения и деления:
2 · 9 : 6 · 8 : 4 · 5
20 : 5 · 4 : 2 · 5
8 · 3 : 4 · 2 : 3 · 8
Говорит: «День». Подводится итог, какой ряд назвал больше правильных ответов. Производят вычисления. 3. Целеполагание – Наступил день, снова светит солнце!
Посмотрите внимательно на форму солнышка. Какую геометрическую фигуру она напоминает? – Круг. – Определите тему, цель сегодняшнего урока.
Корректирует ответы Озвучивают свои ва-риантыIII. Изучение но-
вого ма-териала1. Знакомство с окружностью и кругом Показывает вырезанный из бумагиголубой круг, ограниченный красной окружностью. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
(практичес-кое упраж-нение). – Как называется эта геометрическая фигура?
– Красная линия, которая ограничивает круг, называется окружностью. Окружность – это граница круга. Назовите предметы из окружающей обстановки, которые напоминают окружность и круг (можно воспользоваться рисунками на полях учебника на с. 94). – Круг.
Называют предметы. 2. Игра «Круг и окружность». Затем поочередно вызывает к доске 2–3 ученика, изображающих «точки», и дает задание: «побегать вдоль окружности», «побегать по кругу». В первом случае ученик бежит вдоль линии, образованной детьми, а во втором случае – бегает внутри этой линии в разных направлениях.
После этого вызывается еще одна «точка».
Учитель ставит ее в центр круга. К доске выходят 10–12 учеников и встают в кружок. – Если кружок выстроится ровно, от какой точки окружности центр будет дальше всего? Ближе всего?
– Запомните: центр окружности равно-удален (находится на одинаковом рас-стоянии) от всех ее точек. – На одинаковом расстоянии от всех точек. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
3. Знакомство с цир-кулем. Учитель знакомит учащихся с циркулем и объясняет, как им пользоваться.
Учитель чертит на доске с помощью циркуля окружность, затем показывает на чертеже центр окружности (круга), радиусы. 4. Работа по учебнику: чтение вводной статьи. – Откройте учебник на с. 94, прочитайте вводную статью. Читают и разбирают вводную статью. 5. Выполнение заданий. – Выполните задания № 1–3. Выполняют устно. Физкультминутка Организует проведение физкультминутки Выполняют упражнения согласно инструкции учителя IV. Практическая деятельность 1. Решение задач. № 4.
На 1 кг масла Кол-во масла Всего кг семян
Одинаковое 6 кг 30 кг
? 25 кг
Решение:
1) 30 : 6 = 5 (кг) – семян на 1 кг масла.
2) 25 : 5 = 5 (кг) – масла. Выполняют самостоятельно с последующей проверкой, записывают условия задачи с помощью таблички. Фронтальная, индивидуальная П – осуществляют анализ, синтез, моде-лирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство. Устные ответы,записи в тет-ради
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Ответ: 5 килограммов масла из 25 килограммов семян. Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.
К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения.
Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело № 5.
На 1 кг масла Кол-во масла Всего кг орехов
Одинаковое 5 кг 20 кг
20 кг ?
Решение:
1) 20 : 5 = 4 (кг) – орехов на 1 кг масла.
2) 4 · 20 = 80 (кг) – орехов на 20 кг масла.
Ответ: 80 килограммов орехов надо взять, чтобы получить 20 килограммов масла. Выполняют самостоятельно с последующей проверкой, записывают условия задачи с помощью таблички. 2. Работа в тетради на печатной основе. – В рабочей тетради выполните задания № 185–187, с. 68–69 Выполняют задания 3*. Задания из электронного при-ложения к учебнику Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
V. Итоги урока. Рефлексия деятель-ностиОбобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок – Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Что осталось непонятным?
– Для чего нужен циркуль?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения Фронтальная, индивидуальная П – ориентируются
в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету Устные ответы
VI. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 95, № 6.
Рабочая тетрадь, с. 69, № 188, 190 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Р – принимают и сохраняют учебные задачи