Конспект урока по музыке с применением ИКТ на тему Опера-сказка Снегурочка в синтезе искусств (5 класс)


ГБОУ СОШ с.КурумочИнтегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе с применением информационно – коммуникационных технологий.
учитель музыки: Сахарнова Н.А.
учитель изобразительного искусства: Зорькина О.В.
Тема урока: Опера-сказка «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова в синтезе искусств.
Цель урока: Формирование целостного восприятия учащимися художественных образов через синтез искусств на примере оперы-сказки «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи:
Обучающие: углублять и расширять знания по предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство»; уметь выявлять неразрывную связь музыки с изобразительным искусством и литературой; познакомить с основными музыкальными темами, декорациями и костюмами героев оперы.
Развивающие: развивать умения находить связи между художественными образами, созданными литературой, музыкой и изобразительным искусством; развивать умение анализировать, сравнивать; развивать творческие и исполнительские навыки и умения.
Воспитательные: прививать бережное отношение к культурным традициям народа, воспитывать любовь к Родине и народному творчеству; воспитывать культуру слушания музыкального произведения, зрительскую и исполнительскую культуру; воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке, изобразительному искусству, литературе; побуждать учащихся к творчеству.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Методы обучения: Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод, метод перспективы и ретроспективы, технология критического мышления, слушание, исполнение, инсценирование.Оборудование: СД-проигрыватель, записи музыкальных отрывков из оперы «Снегурочка», запись песни «Новый год», фортепиано или синтезатор, мультимедийная установка, презентация, листы бумаги, карандаши и фломастеры.
Оформление доски: портреты Н.А. Римского-Корсакова, драматурга А.Н. Островского, художника В.М. Васнецова; плакат «Средства музыкальной выразительности», плакаты с новыми терминами и понятиями; наглядные пособия с изображением образцов древнерусского зодчества, русских народных вышивок, набоек, резьбы и росписи по дереву.
ХОД УРОКА.
Дети входят в класс под музыку из Пролога оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Учитель музыки: Доброе утро.
Дети: Здравствуйте!
Учитель музыки: Встретились мы снова.
Дети: Встретились мы снова.
Учитель музыки: Слушать музыку и петь вы всегда готовы?
Дети: Слушать музыку и петь мы всегда готовы!
Учитель изобразительного искусства: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы уже видите, что перед вами два педагога и присутствуют гости. Молча поприветствуем их. Садитесь. Прежде чем мы озвучим тему нашего урока, давайте прочтем одно стихотворение.
СЛАЙД № 2. Строки стихотворения С.П. Шевырева.
Постановка проблемы.
Учитель изобразительного искусства: Скажите, о каких трёх видах искусства идёт речь в стихотворении?
Дети: изобразительное искусство, литература и музыка (ответы записываются на доске).
Учитель изобразительного искусства: Правильно. И тема нашего урока звучит… (один из учеников читает тему урока) - «Опера-сказка «Снегурочка» в синтезе искусств». СЛАЙД №3.
Учитель музыки: Рамен Роллан писал: «Постоянно наблюдается, что искусства влияют друг на друга, взаимно проникают друг в друга или же в результате своего естественного развития, иной раз выходят, так сказать, за свои пределы, в области смежного искусства. То музыка становится живописью, то живопись становится музыкой». Чтобы понять и разобраться в этом перед нами стоят такие цели и задачи…(читает СЛАЙД №4).
Актуализация знаний.
Учитель музыки: Автор этой замечательной оперы-сказки - Николай Андреевич Римский-Корсаков (СЛАЙД №5). Русский композитор, офицер морского флота. Родился в 1844 году в Новгородской губернии. Создатель 15 опер, симфонических произведений, романсов. Давайте вспомним, что мы знаем об опере вообще (СЛАЙД №6) (дети отвечают на вопросы). На какой сюжет написана опера «Снегурочка»?
Дети: На сюжет пьесы А.Н. Островского «Снегурочка».
Учитель музыки: Давайте вместе вспомним этот сюжет (дети по очереди рассказывают краткий сюжет пьесы «Снегурочка»).
Введение нового материала.
Учитель изобразительного искусства: Давайте немного узнаем об этом авторе и его пьесе? (СЛАЙД №7). Александр Николаевич Островский (1823-1886) - замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка». Драматург работал над созданием пьесы весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись, по крайней мере, четыре постановки пьесы. Но настоящий успех пьеса имела лишь на сцене Московского Художественного театра.
Учитель музыки: Обстоятельства создания оперы «Снегурочки» хорошо известны. Н.А.Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моей музыкальной жизни». Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным (СЛАЙД №8). «В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную и поэтическую красоту» Н.А. Римский-Корсаков. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли. Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.
Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он говорил: «…Я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества».
Он работал целыми днями. «Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. В 1881 году опера была завершена. Еще полгода композитор затратил на её инструментовку. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.
Учитель изобразительного искусства: (СЛАЙД №9) В 1886 г. постановка оперы-сказки «Снегурочка» была высоко оценена современниками. Их поразило то, что на сцене они увидели художественную правду, особенно лес, роскошные палаты Царя Берендея с затейливой росписью стен и потолков. А декорации и эскизы костюмов к опере были выполнены замечательным русским художником, знакомый нам по картинам “Алёнушка”, “Три богатыря”, “Три царевны подводного царства”. Кто это?
Дети: Виктор Михайлович Васнецов.
Учитель изобразительного искусства: Правильно! (СЛАЙД №10) Это – Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране. До Виктора Васнецова никто не создавал таких великолепных декораций, даже его недруги кричали: “Браво!”
(СЛАЙД №11) Поэтическое произведение А.Н.Островского «Снегурочка» воплотилось в музыке Н.А.Римского-Корсакова, в эскизах декораций и костюмов В.М.Васнецова и получило совершенную гармонию, где слова, звуки, краски – всё слилось воедино.
Учитель музыки: (СЛАЙД №12) «Снегурочка» — самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. Это именно «Весенняя сказка» - такое второе название имеет опера. Оркестровое вступление к прологу — красочный музыкальный пейзаж, живописно показывающий пробуждение природы от зимней спячки.
- Слушание – Оркестровое вступление к прологу.
Учитель музыки: Какая музыка? Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор? Воспользуйтесь плакатом «Средства музыкальной выразительности». (Ответы детей).
Учитель музыки: Суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны.
Учитель изобразительного искусства (на фоне музыки): (СЛАЙД №13) В пейзажных эскизах декораций, природа как бы имеет свой голос, словно живое существо, причастна к действию, исполнена притягательной волнующей тайны. (СЛАЙД №14)
Во всех эскизах декораций к опере-сказке «Снегурочка» В.М.Васнецов использовал мотивы древнерусского зодчества, русских народных вышивок, набойки, резьбы и росписи по дереву. Обратите внимание на плакаты на доске с их изображением.
- Слушание – Берендеева слободка (вступление к 1 действию).
(СЛАЙДЫ №15, 16) Берендей в сказке показан как искусный художник, он предстаёт перед зрителем в тот момент, когда расписывает свои палаты. Искусство Берендея вбирает в себя радостную красоту и символы древней народной традиции. Краски, которыми Берендей расписывает свой дворец, находятся в единстве с красками природы, что характерно и для народного декоративного творчества.
Учитель музыки: Во втором акте, наряду с хоровыми эпизодами, значительное место занимают сцены-диалоги. Вот, например, песня гусляров «Вещие, звонкие, струны рокочут».
- Слушание – Песня гусляров.
- Какая музыка? Что она напоминает?
Дети: Неторопливая, величаво-спокойная, напоминает старинные эпические напевы.
Учитель изобразительного искусства: (СЛАЙД №17) Обратимся теперь к декорациям и эскизам костюмов В.М.Васнецова, которые повлияли на восприятие русских мотивов в обществе. И.Э. Грабарь так писал об этом в 1914 г. «Васнецов своей постановкой «Снегурочки» во второй половине 80-х гг. 19 в. произвёл огромное впечатление на всех, так что многие только и бредили русскими мотивами. В моду стал входить русский узор, молодые художники целые дни просиживали в историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки». (СЛАЙД №18) Обратите внимание на костюм Деда Мороза. Он выполнен в народных мотивах: простая крестьянская рубаха с узорами, кушак, широкие штаны, лапти.
- Слушание – Ария Деда Мороза – «По богатым посадским домам…»
Учитель музыки: Определите характер музыки, основные её интонации (дети отвечают). Из лесу выходит Дед-Мороз — разузнав о прилете Весны, он сам пожаловал ей навстречу. В оркестре звучит его суровая угрюмая мелодия. Дед-Мороз заводит свою разудалую песню, в которой похваляется своими зимними подвигами. (СЛАЙД №19) Обратите внимание на костюм Весны - Красны. Костюм выполнен в народных традициях. Мы видим изображение птиц, животных. Весна держит молодую веточку дерева – как символ просыпающейся природы.
- Слушание – Пение и пляска птиц.
Какие инструменты звучат? Что мы слышим в музыке?
Дети: Духовые инструменты. Щебет птиц. Детский хор.
Учитель музыки: Правильно. Молодцы. Оркестр имитирует голоса птиц. Это подлинная игровая народная песня.
Физкультминутка. Распевание. Разыгрывание (инсценирование) русской народной песни «Как у наших у ворот».Учитель изобразительного искусства: (СЛАЙД №20) Народные интонации насквозь пронизывают оперу. Обратите внимание на костюмы жителей Берендеевки. Традиционно-русская одежда.
- Слушание – Хоровод и песня берендеев из вступления к 3 действию.
Учитель музыки: Оркестровое вступление к третьему действию — это мелодия старинной народной песни «Липеньки» («Ай во поле, ай во поле, ай во поле липенька, ай во поле липенька»).
Учитель изобразительного искусства: (СЛАЙД №21) Снегурочка – молодая девушка, одетая в рубаху, русский сарафан, с лентой на голове. Лель – пастушок, который играл на дудочке и пел свои песни. Он одет в русскую народную рубаху, подпоясанную кушаком, на плечах кафтан, на ногах лапти.
- Слушание – Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».
Ариетта «Слыхала я, слыхала».
Учитель музыки: Пользуясь таблицей выразительных средств, проанализируйте два этих музыкальных отрывка. Что можно услышать в музыке? Какие инструменты вы слышите? (Ответы детей) В арии Снегурочки легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. В лирически-проникновенной ариетте ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя.
Следующий музыкальный момент, который мы прослушаем - это песня пастушка Леля. Лель - любимец всех девушек Берендеева царства, нравится он и Снегурочке, именно его песнями заслушивалась Снегурочка, когда жила в лесу.
- Слушание – Песня Леля «Туча со громом сговаривалась».
Учитель музыки: Может быть, что-то удивило вас в звучании песни?
Дети: Звучит женский голос.
Учитель музыки: Римский-Корсаков так и задумал, что в опере партию Леля исполняет певица с самым низким женским голосом – контральто. В операх певицы с таким голосом исполняют партии молодых юношей. Ответьте на вопросы: Какая музыка? Какой музыкальный инструмент сопровождает песню Леля? (Ответы детей)
Учитель музыки: Правильно. Появление Леля сопровождается переливами соло кларнета, воспроизводящего напев пастушьего рожка. Римский-Корсаков использовал подлинные пастушеские наигрыши. В какой музыкальной форме написана песня?
Дети: В куплетно-вариационной.
Учитель музыки (ведет диалог с детьми, дети отвечают на поставленные вопросы): 1-й раздел "Туча со громом" - мелодия медленная, протяжная, речитативного характера. 2-й раздел "То-то цветики возрадуются" - мелодия грациозная с оттенками танцевальности. 3-й раздел "Лель мой" - мелодия задорная и веселая.
Учитель музыки: Какие изобразительные моменты, указывающие на связь Леля с природой, появляются в песне?
Дети: Подражание раскатам грома в тремоло литавр и каплям дождя в пиццикато скрипок.
Учитель музыки: Почему песня Леля в опере называется песня, а не ария? В чем отличие арии от песни? (Ответы детей).
Учитель изобразительного искусства: (СЛАЙД №22) Мы продолжаем просмотр галереи образов оперы «Снегурочка». (СЛАЙДЫ № 23,24 - комментарии к эскизам костюмов Васнецова) (СЛАЙД №25) Это образы героев более поздних постановок оперы – Мизгирь, Весна, Снегурочка (СЛАЙД №26).
Учитель музыки: А вот вы видите сцены из оперы, поставленной в наше время (СЛАЙДЫ № 27, 28, 29, 30). (На фоне показа слайдов звучит 2-я Песня Леля «Как по лесу лес шумит»). Обратите внимание: костюмы героев современной постановки оперы отличаются от костюмов, сделанных по эскизам Васнецова.
Вся музыка в опере сочетается с красотой природы. И вы знаете, чем заканчивается опера. Что происходит со Снегурочкой в конце оперы? (ответы детей)
Мы послушаем еще одну Арию Снегурочки. Эта ария звучит в конце оперы в сцене таяния Снегурочки.
- Слушание - Сцена таяния. Ария Снегурочки.
Что вы можете сказать о музыке? Как изменился характер Снегурочки? Снегурочка изменилась? (ответы детей)
Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог - Ярило».
Первичное закрепление.
(Самостоятельная работа индивидуально и в малых группах).
Разгадайте кроссворд (раздается 1 на парту) (СЛАЙД №31). Если вы правильно решите кроссворд по вертикали, то в горизонтальной строке можно прочесть название оперы Н.А.Римского-Корсакова. Дети разгадывают. Проверка правильности (СЛАЙД № 32).
Учитель изобразительного искусства: Более ста лет уже живет опера «Снегурочка» ее слушают и смотрят миллионы людей. Опера учит нас любоваться природой, красотой человеческих чувств. Современные молодые драматурги, режиссеры используют в своих постановках современные средства, материалы декораций и костюмов. Они по-своему интерпретируют сюжет этой сказки. Посмотрите, пожалуйста, как выглядят сцены из этой оперы в современной постановке (СЛАЙД № 33). Весенними красками наполнены декорации, в костюмах присутствует современный узор.
Учитель музыки: У нас сейчас в разгаре зима. А совсем скоро мы с вами встретимся на весеннем празднике… На каком? (СЛАЙД №34). Правильно – Масленица. Проводы Зимы (СЛАЙД № 35). Именно этот обряд показан в опере «Снегурочка».
- Слушание – Хор «Прощай, Масленица».
Как звучит музыка? Какие интонации мы слышим? (Ответы детей).
Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения.
Учитель изобразительного искусства: Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.
Учитель музыки: Мы привыкли видеть Снегурочку как героиню Новогодних праздников. Ей поют новогодние песни, водят с ней хороводы вокруг елки. Вчера мы встретили Новый год по старому стилю (14 января – Старый Новый год). Давайте же исполним известную нам песню – Новый год.
- Исполняется песня – Новый год (гр. Родники)(СЛАЙД №36)
7. Домашнее задание.
Учитель изобразительного искусства: А домашнее задание для вас будет таким: Выполните эскиз декораций к любой сцене из оперы «Снегурочка». Этот эскиз послужит вам в создании макета этой сцены на следующем уроке изобразительного искусства.
Итог урока.
- Опрос: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие мелодии музыкальных отрывков вы можете напеть? Что вам понравилось больше всего?
- Выставление оценок за работу на уроке. (СЛАЙД № 37).
Спасибо за внимание.