Конспект урока русского языка на тему Морфологический разбор имени прилагательного (5 класс)


Мыльникова Марина Владимировна,
учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1» г. Исилькуля Омской области
План- конспект урока по русскому языку
УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. М.: Просвещение, 2014
Класс 5в
Тема. Морфологический разбор имени прилагательного
Тип урока: урок рефлексии
Цели:
- создать условия для развития УУД, творческих способностей;
- познакомить с планом морфологического разбора имени прилагательного;
- учить характеризовать имя прилагательное как часть речи;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать интерес к изучению родного языка.
Результаты деятельности:
Личностные (ЛР): ценностное отношение к умению воспринимать задание, самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения, предполагать свои действия, строить алгоритм деятельности; вносить дополнения, уточнять алгоритм, выполнять задания на закрепление знаний и способов действий, анализировать и осмысливать свои достижения.Метапредметные (МПР): организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Предметные: понимание предметного содержания задания, представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения. Представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Определение области «незнания». Прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее.
Оценка результатов:
Оценочные суждения на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности:
- воспринимать задание на самостоятельную практическую деятельность и оценивать результаты своей деятельности;
- сравнивать, оценивать и признавать ошибочность способов действий по его достижению;
- самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели;
- умение строить алгоритм деятельности.
Технологии достижения цели:
-ИКТ-технологии;
- технология развития исследовательских навыков;
-технология проблемно-диалогического обучения на основе деятельностного метода работы.
Ход урока
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Самоопределение к деятельности Формирование у учащихся положительной мотивации к обучению.
Актуализировать знания учащихся о лингвистических понятиях.
1. Целеполагание:
- Прочитайте высказывание А.И.Куприна.
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
- Как вы понимаете эти слова?
-Какие задачи стоят перед нами на уроке?
2. Терминологический диктант
Морфемика
Орфография
Реплика
Фонетика
Орфоэпия
Лексика
Основа
Графика
Изложение
Языкознание
- Обведите первые буквы в словах. Определите ключевое слово урока.
Дети объясняют смысл высказывания.
Учащиеся называют термины, записывают слова в столбик, определяют ключевое слово урока.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
Постановка учебной задачи (Проблематизация)
Формулирование темы урока Формирование у учащихся деятельностных способностей, способностей формулировать тему и цели урока. - Что изучает морфология?
- Прочитать предложение.
Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна.
- Какие задания можно предложить выполнить ученикам?
- Какое задание надо выполнить, если над словом зимнего поставить цифру 3?
- Попробуйте выполнить разбор?
- Сформулировать цели урока.
- Чему же мы сегодня будем учиться? Учащиеся формулируют грамматические задания.
Учащиеся определяют тему и цели урока.
Будем учиться выполнять морфологический разбор имени прилагательного. Регулятивные УУД
1. Формулировать тему (цель) урока.
2. Делать предположения на основе наблюдений.
Познавательные УУД
Анализировать, группировать, выстраивать последовательность, делать выводы.
Актуализация знаний Формирование у учащихся способностей к систематизации изучаемого материала. Блиц-опрос
- Имя прилагательное - …
-Имена прилагательные изменяются по …
- Прилагательные согласуются с … и ставятся в том же …
- Имена прилагательные в предложении бывают …
- Краткие прилагательные изменяются …
- Краткие прилагательные в предложении бывают … Учащиеся отвечают на вопросы. Решение учебной задачи Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа в парах, составление плана, фиксирование собственных затруднений в деятельности. Выполните разбор существительного «после сна».
Используя знания о морфологическом разборе имени существительного, попробуйте составить план разбора прилагательного.
Обсуждение плана разбора
Чтение плана морфологического разбора имени прилагательного стр.94
Сравнить с планом, составленным самостоятельно.
Чтение образца разбора. Коллективная работа (Вспоминаем то, что знаем)
Учащиеся выполняют задание в парах.
Учащиеся участвуют в коллективном диалоге.
Чтение теоретического материала. Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
3.Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, изучающим)
4. Отбирать и систематизировать материал, задавать вопросы.
Коммуникативные УУД
1. Владеть разными видами диалога.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: обучение морфологическому разбору прилагательного, отработка новых знаний. - Выделите имена прилагательные в предложении. Выполнить морфологический разбор по вариантам.
Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна.
- Взаимопроверка Учащиеся выполняют работу самостоятельно.
Учащиеся работают в парах, проводят взаимопроверку.
Комментируют ответы одноклассников. Коммуникативные УУД
1.Взаимодействовать в группе, паре.
2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Формирование у учащихся деятельностных способностей: работа в группе, комментирование выставленных оценок. Творческая работа в группах (Юные писатели)
- Прочитайте текст. Какой части речи не хватает? Какова роль имен прилагательных в речи?
- Добавить в текст имена прилагательные.
- Прочитать полученный текст.
- Чтение оригинала.
Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины высокого дерева упала белой пылью и рассыпалась снежная шапка.
С тихим свистом прилетели, закачались на шишках хлопотливые клесты. Пестрым платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на высокую сухую вершину и пустил весеннюю звонкую трель лесной барабанщик дятел.
Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся весенние прозрачные облака.
(По И.Соколову-Микитову)
- Выполнить морфологический разбор любого прилагательного.
Учащиеся работают в группах, учатся подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные, определяют роль прилагательных.
Выполняют устный морфологический разбор.
(Коллективная работа)
Оценивают работу одноклассника. Коммуникативные УУД
1. Владеть разными видами диалога.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
3.Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Итог урока – Назовите ключевые слова темы. (Прилагательное, постоянный морфологический признак, непостоянные признаки, синтаксическая роль.)
– Что они отражают? (Порядок морфологического разбора.)
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Рефлексия деятельности Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Закончить фразы:
Я знаю что…
Я знаю как…
Я знаю зачем… Учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Дом.заданиеСтр.94-95 упр.601