Консультация Игры на формирование грамматического строя речи учащихся 1-2-х классов


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Игры на формирование грамматического строя речи учащихся 1 - 2 - х классов Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола. Учитель - логопед Скворцова Т.В. «Нижневартовская общеобразовательная санаторн ая школа» Серия «По совету логопеда» Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи. Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные. Кошка — кошачий , кошачье, кошачья, кошачьи. Игра «Домики» Цель — упражнение в определении рода слов - предметов. Педагог объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором - «она моя», в третьем - «оно мое», в четвертом - «он и мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов. Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Читаем ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака: Даю вам честное слово, вчера в половине шестого Я видел двух свинок без шляп и ботинок. Даю вам честное слово! Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста: - Кого видел поэт? В каком виде они были? - Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.) - Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты продолжай. Ребенок отвечает : «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, ра зыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто - нибудь из детей вынимает залоги по - одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое - то задание (назвать слово с каким - то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.) Игровое упражнение «Чье все это?» Цель — упражнение в согласовании слов - предметов и слов - признаков в нужном числе и падеже. Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза? Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи. Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи. Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без ... (ботинок) и ... (чулок) И щенков без ... (рукавичек) Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое. Игра на развитие речи «Кузовок» Цель — образовать уменьшительно - ласкательные наимено вания; соотносить действие с его названием. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку +дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на - ок. Обмолвишься — о тдашь залог. Игровое упражнение « Подбираем рифмы »