Статья Средства социализации детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.


Средства социализации детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Важнейшее условие обучения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью – это постепенное расширение социальных связей. «Социальное воспитание умственно отсталых детей является единственно состоятельным научным путём их развития», - писал Л.С. Выготский.
Основное место занимает выработка у учащихся социальных норм поведения. Поэтому важнейшими формами учебно – воспитательного и коррекционного процесса в спецшколах для умственно отсталых детей является экскурсии, прогулки, сюжетно – ролевые игры, в ходе которых дети учатся соблюдать и выполнять правила дорожного движения, распознавать световые и другие дорожные сигналы, пользоваться различными видами транспорта, подземными и наземными переходами, составлять маршруты движения по городу и так далее.Надо учить детей вести себя в разных ситуациях, как в обычных, повседневных (например, на дне рождения родственника или товарища, в магазине, на рынке, в медицинском учреждении и так далее), так в экстремальных ситуациях – при пожаре, нападении преступников, при необходимости оказать первую помощь пострадавшему и тому подобное.
В работе с детьми младшего школьного возраста главными задачами являются привитие санитарно – гигиенических навыков, развитие моторики, в том числе моторики мелких мышц, что особенно важно для обучения письму, рисованию, навыкам самообслуживания; координация движений, воспитание адекватного поведения в наиболее типичных ситуациях – в столовой, спальне, туалете, умывальной комнате, в классе, в рекреации, на прогулке и так далее. Постоянное большое внимание должно уделяться развитию речи, познавательной деятельности, обучение хозяйственно – бытовому труду. Основными формами этой работы являются игры, конкурсы, всевозможные соревнования.
Решая проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед школой общего назначения и специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы, которые выработаны в нашей стране. Учитывается и то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка (интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития). Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.
При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению.В школе для умственно отсталых детей, шаг за шагом руководит мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется.
В школе для умственно отсталых детей при использовании принципа наглядности обычно акцентируются приемы, объединяющих чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих учеников. Учащиеся постоянно побуждаются к речевым высказываниям, основаниями для которых служат в начальных классах преимущественно реальные объекты, их объемные или плоскостные изображения. В современной специальной школе используют такие технические средства, как кино, телевидение, диапроекторы, компьютеры и другие, которые могут передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости и прочее. Все большее место в учебном процессе занимают кино и телевидение, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутренним, близком и далеком, знакомом и неизвестном. Учителю нужно уметь использовать эти технические средства. При работе с наглядными пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных умственно отсталым детям, таких как замедленность, узость, недостаточная активность. Позднее все большее значение приобретает схематическая наглядность, способствующая обобщению учебного материала, установлению определённых закономерностей.
Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует чёткого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями учеников. Для специальной школы подбирается учебный материал определенного содержания и соответственным образом планируется работа над ним, своеобразно построены программы и учебники для специальных школ. В школе для умственно отсталых детей вся система предлагаемых ученикам знаний значительно упрощена. Объем учебного материала резко сокращен за счет исключения теоретических предпосылок и сложных правил. В программы не включены химия, физика, иностранный язык и ряд других предметов. Учащиеся этой школы получают образование, которое не может быть приравнено к цензовому. Вместе с тем принципы научности, систематичности и доступности приобретаемых ими знаний сохраняются, хотя и реализуются на сниженном уровне.
Принцип прочности предполагает работу, направленную преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания. Широко применяется принцип сравнения. Конечно, во всех случаях и во всех специальных шкалах применяется вербализация учебного материала и способов деятельности.
При обучении детей с отклонениями в развитии исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы со школьниками от первого класса до последнего. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об особенностях, присущих каждому ученику. Применение данного принципа несколько облегчается за счет малой наполняемости классов, наличием индивидуальных занятий коррекционного плана (лечебная физкультура, слуховая и логопедическая работа, упражнения на тренажерах и др.).Принцип индивидуального подхода к ученикам — один из основных принципов коррекционной педагогики. Без его соблюдения немыслима работа специальной школы.
Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающимся в одном и том же классе, объединенным на основе типологических особенностей познавательной деятельности, учета уровня и темпа обучаемости детей. Так, например, для умственно отсталых учеников в начальных классах есть учащиеся, которые могут пересказывать простые тексты, опираясь на серию соответствующих картинок. Наглядные опоры помогают детям самостоятельно восстановить в памяти изложенный материал в данном порядке. Другие дети более продуктивно работают, отвечая на вопросы, которые задает учитель. Серия картинок помогает им пересказывать текст лишь очень незначительно. Естественно, что с учениками этих двух групп следует по-разному организовывать работу.
Следует специально подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.
Таким образом, можно заключить, что воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта основывается на общих принципах педагогики и осуществляются в то же время специалистами олигофренопедагогики выделяют специальные методы и приёмы обучению умственно отсталых школьников с целью их дальнейшей успешной адаптации.
Литература:
Дембо М.А. Социально – педагогическая работа в специальных (коррекционных) школах – интернатах/Науч. ред. М.Н. Акимова.- Самара: ГОУ СИПКРО, 2006. – 281 с.
Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.