Методическая разработка урока : «Уточняем смысл высказывания. Логическое ударение, смысловая пауза» Урок 14, Русский язык, 4 класс, Л.Я Желтовская, О.Б Калинина.


.Методическая разработка урока
ФИО Сабирова Дилором ДжураевнаМесто работы Мун ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево
Должность У
Учитель начальных классов
Класс 4
Тема и номер урока «Уточняем смысл высказывания. Логическое ударение, смысловая пауза»; Урок 14
Программа УМК «Планета Знаний»
Учебник Русский язык, 4 класс, Л.Я Желтовская, О.Б Калинина.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – сформировать представление об интонационных средствах (логическом ударении и смысловой паузе) выделении в предложении слов для подчеркивания их смысловой значимости
РАЗВИВАЮЩИЕ – развивать мыслительные операции, упражнять в выделении важных по смыслу слов с помощью логического ударения, при письме с помощью его графического обозначения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и т.д.
УУД
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Форма урока:
Методы: наглядный, словесный, проблемно-поисковый, практический.
Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная и дифференцированная работа, работа в парах
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, детали конструктора «Лего» трех цветов (красного, зелёного, жёлтого), тренажер для глаз, разноуровневые карточки для парной и групповой работы
Технологическая карта урока
Этап урока Используемые технологии, методы и приёмы, учебно-лабораторное оборудование Действия учителя Содержание урока Действия ученика
Организацион-ный момент. Приветствие учеников
Приветствует учащихся. Стимулирует собранность учащихся, готовность к изучению материала урока. Оценивает качество приветствия. Устное сообщение учителя Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Разминка руки, подготовка к письму На слайде - материал для отработки чёткости соединений букв ля, еяКонтролирует выполнение работы, определяет типичные недостатки. Чистописание. Осознают важность подготовки руки к письму, отработки соединения, которое при скорописи часть искажается
Организация самостоятель-
ной работы по проверке умения оформлять предложения в письменной речи
На слайде-отрывок из поэмы А.С.ПушкинаПроверяет умение определять речевую задачу, тип предложения по цели высказывания и правильно выбирать знак препинания в конце предложения.
Организует выступление групп, обмен мнениями. а) вставки знаков препинания в конце реплик отрывка из поэмы А.С.Пушкина;
б) взаимопроверка результатов (в парах);
в) предъявление результатов классу в процессе выразительного чтения отрывка и комментария по знакам препинания Выбирают знак в конце предложений на основе осознания цели (речевой задачи) высказываний (предложений)
В парах обсуждают варианты выбора знаков препинания, высказывают собственные точки зрения, убеждают партнёра.
Готовят «защиту» выбранных знаков препинания с помощью выразительного чтения отрывка.
Ввод в тему урока На слайде – тема урока: Уточняем смысл высказывания. Логическое ударение. Смысловая пауза. Ативизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Организует наблюдение над выделением голосом в репликах важных по смыслу слов.
Мотивирует важность точного выделения значимых слов для уточнения смысла фразы, высказывания. Уточняем смысл высказывания. Логическое ударение, Смысловая пауза - наблюдение, проблемная ситуация. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Наблюдают над вариантами выделения голосом важных слов в репликах, сравнивают варианты, обосновывают свои версии, обсуждают и находят оптимальный вариант.
Проявляют интерес к упражнениям такого характера.
Формирование представления о логическом ударении Документ-камера Построение проекта выхода из затруднения. Организует подводящий к теме диалог.
Организует самостоятельную работу с учебником.
Предлагает извлечь сведения из текста в рамке на с.28 учебника:
- голосовое (интонационное) средство,
- произнесение важного по смыслу (логике) в предложении слова с большей силой.
Текст в рамке на с. 28 учебника. Наблюдение, работа с текстом.
Сопоставление с ударением в слове.
Наблюдение над графическими средствами выделения важного слова: выделение шрифтом, жирностью букв, условное обозначение.
Запись второго примера с условным значком с предварительной лексико-орфографической работой со словом дельфин. Составляют план достижения цели и определяют средства.
Учатся добывать из текста информацию для определения логического ударения, сопоставляют её с графическими средствами выделения важного по значению слова, сравнивают, находят общее и различное с известным фонетическим явлением – ударением в слове.
Записывают образец в тетрадь, в словарь-слова дельфин, дельфинарий (обогащают словарный запас, предупреждают ошибки в написании слов).
Упражнения в использовании нового интонационного средства для уточнения смысла высказывания. Документ-камера, тренажер для глаз Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Побуждает найти правильные ответы из № 59 на вопросы из № 60 (логическое ударение подсказывается вопросительными словами в вопросах).
Организует работу в парах. Чтение вслух и запись ответов с указанием логического ударения условным значком.
Варианты прочтения одного и того же предложения (реплики) в зависимости от ответных реплик, запись предложений.
Работа в парах:
- по прогнозированию содержания текста по заголовку;
- по чтению текста с выделением голосом важных по смыслу слов;
-- по наблюдению над использованием смысловой
паузы при противопоставлении. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Записывают в словарь слово воскресенье, выделяют непроверяемые гласные.
Используют интонационные средства в репликах диалоговой формы речи.
Выявляют значение и норму произношения слова интервью.
Выдвигают версии по заголовку, проверяют их в ходе чтения текста, вслушиваются в варианты выделения важных слов при чтении предложений, выбирают более точные.
Организация наблюдения над средствами фиксации интонации в письменном тексте. Интерактивная таблица «Средства выделения важной информации в предложении» Организует деятельность по применению новых знаний. Наблюдает над использованием схем, отражающих ритмический рисунок, интонации высказывания Самостоятельная работа с учебником, «Ключик», использование схем, таблиц. Самостоятельная работа, осуществляют самопроверку. Уточняют значение термина пунктуация, систематизируют сведения о знаках препинания в конце предложений.
Самостоятельно добывают дополнительную информацию из материалов «Ключика» (для общего языкового развития) и готовят способы предъявления её всему классу. Учатся использовать схемы для уточнения ритмического рисунка интонации высказывания. Осуществляют самопроверку.
Инструктаж по выполнению домашнего задания Даёт комментарий к домашнему заданию (№82), обращает внимание на постановку знаков препинания в конце предложения. Работа с учебником
Самостоятельно вчитываются в задания, задают вопросы, уточняют детали, если что-то не понятно.
Рефлексия Детали конструктора «Лего»
(красные, зеленые, желтые). Организует рефлексию.
1.Задаёт вопросы о задачах урока.
2. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?
3. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке 1.Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
2.Фиксация нового знания во внешней речи. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Осмысливают, достаточно ли было упражнений для быстрого вычленения голосом важных по смыслу слов, определяют задачи на дальнейшее проведение упражнений во время чтения любых текстов по другим предметам.
Приложение