Коммуникативная направленность речевого развития слабослышащих и глухих детей на уроках математики


КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Одной из центральных задач реабилитационной работы со слабослышащими детьми является всестороннее развитие речи и достижение конечной цели – формирование умения полноценно общаться.Система по развитию речи предполагает несколько направлений: произношение, лексика, синтаксический уровень (словосочетание и предложение), связная речь (текст). Все эти направления взаимосвязаны, развиваются параллельно, хотя и взаимообусловлены.Так, усвоение терминологии даёт материал для конструирования словосочетаний и предложений, а результаты того и другого направлений используются при составлении связных рассказов, монологических ответов, способствуют обогащению лексики, совершенствованию навыков построения предложений, использованию разнообразных синтаксических конструкций.Речевое общение представляет собой особый вид деятельности, цель которой – обмен мыслями, установление взаимопонимания. При речевом общении люди передают разнообразную информацию (сообщают определённые сведения), запрашивают информацию, побуждают друг друга к действию, выражают своё отношение к высказыванию.Овладение коммуникативной деятельностью происходит посредством усвоения языка по всем вышеуказанным направлениям. Владение языком предполагает возможность свободного пользования им в различных условиях общения. Речевое общение разнообразно по видам:
---разговор двух людей и чтение текста,
---связное устное изложение мыслей на определённую тему,-
---краткое сообщение о выполнении задания в виде деловой записки,
---подробное описание событий в письме.
Все эти разновидности речевого общения выступают в различных формах:
--устной и письменной;
--диалога;
-монолога;
--беседы.
Общие черты выражаются в их целевом назначении – передаче и получении информации, разница – в разнообразии мотивов. Для общения необходима мотивация. Немаловажную роль играет ситуация общения как исходный момент речевой активности.Важность обучения диалогу для развития речи детей в целом освещена достаточно широко в педагогической и психологической литературе у Л.С.Выгодского, А.А. Леонтьева, Л.В. Щербы, в сурдопедагогике – у А.Г. Зикеева, С.А. Зыкова, М.В. Колтуненко. Своеобразие разговорной речи слабослышащих школьников проявляется не только в трудности восприятия устной речи и овладении её фонетической структурой, но и в понимании смысловой стороны речи, а также умении грамматически правильно строить свои высказывания. Большинство детей понимают смысловое значение реплик в диалоге в том случае, если эти реплики следуют друг за другом в форме вопросов и ответов. Реплики, высказанные собеседником в форме повествовательных предложений, восклицаний, встречных вопросов, вызывают затруднения. Диалоги отличаются бедностью лексики, часто используются предложения полного состава.
Эти и другие особенности обусловливают коррекционную направленность содержания уроков общеобразовательных циклов. В единстве с обучением наукам педагог учит слабослышащих детей видам речевой коммуникации:
-понимать обращение и выполнять приказания, выражать просьбу, желание;
-обращаться к другому лицу по заданию учителя или по собственному побуждению;
--отвечать на вопросы и задавать их;
--сообщать о выполненной и предстоящей работе;
--участвовать в диалоге.
Работа над устной речью предусматривает развитие всех компонентов разговорной речи и обеспечивает активизацию словаря, мыслительных операций, навыков слушания, чтения с лица, побуждает каждого из собеседников говорить четко, внятно, выразительно. Эти и другие стороны и составляют коррекционно - развивающую суть работы над формированием речи детей.
На общеобразовательных уроках упражнениям по развитию речевых умений уделяется примерно 15% общего времени.
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУРОКА МАТЕМАТИКИ
Алгебра
Тема: «Решение двойных неравенств двумя способами» 9 класс
ЦЕЛЬ: формирование умений и навыков при решении двойных неравенств с помощью системы неравенств, использованием свойств неравенств.
Задачи:познавательные: научить решать двойные неравенства двумя способами;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность;
Развивающие: развивать умение применять знания в новой ситуации;
Коррекционные: развивать речь посредством обогащения словарного запаса, организации речевой деятельности.
Задание 1.
Лексико-грамматические упражнения.
Прочитайте слова, связанные с изучением темы урока, необходимые для речевых высказываний:
линейное неравенство, свойства, система неравенств, отрицательное число.
Придумайте предложение со словосочетанием отрицательное число.
Задание 2.
Назовите свойства, применяемые при решении неравенств.
Что значит решить систему неравенств?
Опора для ответа:
При решении ... можно:
---перенести … из одной части … в другую с … знаком;
---обе части … умножить или разделить на одно и то ж е … число;
---обе части … умножить или разделить на одно и то же … число, изменив при этом ….
Задание 3.
Прочитайте двойные неравенства, пользуясь опорой.
а ) -6 < 2х < 12; б ) 0 < у < 10.
Опора для ответа
… икс … … шести и … двенадцати
… больше … и … десяти
Задание 4.
Расскажите о способах решения двойных неравенств.
Опора для ответа
1) составить … неравенств;
2) … двойное неравенство, применяя … неравенств.
Решите двойное неравенство, используя оба способа.
-1<3 + 2х <3
Задание 5.
Составьте вопросы и задайте их друг другу.
Опора для ответа
… свойства применяются …решении…?
… значит, решить систему …?
Задание 6.
Попроси товарища помочь тебе решить двойное неравенство:
-3 < 2х - 1< 3
ЛИТЕРАТУРА
Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку. Методическое пособие для учителей школ глухих. – М.: Просвещение,1977. - 374 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст], М: Просвещение, 1975. - 279 с.
Леонтьев, Ф.Н. Проблема развития психики. [Текст], М: Просвещение, - 1981, - 378 с.
Малафеев, Н.Н Проблемы интеграции. [Текст], // Дефектология. – 2006. – № 4 С. 15 - 21
Носкова, Л.П. Методические пути формирования у глухих школьников представлений о модели предложения. //Вопросы обучения и воспитания глухих детей. – Свердловск, 1975, 16 с.
Озёрская, В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. [Текст], М: Просвещение, - 1980. – 101 с..
Зикеев, А.Г. Повышение эффективности обучения глухих детей. [Текст], // Дефектология. – 1998. - №1 С. 5- 11
Назарова, Н.М. Специальная педагогика. Учеб.для студ. высш. учеб. заведений // Н.М. Назарова, И.Г. Багрова, Е.Г. Речицкая. - М: Дрофа, 2000. 360 с.