Проектная деятельность, как условие социализации детей инвалидов.


Проектная деятельность, как условие социализации детей инвалидов.
Петрова Л. А. учитель начальных классов
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
В МОУ «Турунтаевская районная гимназия» обучается около 500 детей, 2% от числа школьников - это дети инвалиды, находящиеся на домашнем обучении. Как и в любой школе, есть дети с хроническими заболеваниями. Как школа удовлетворяет потребности в обучении всех без исключения учащихся? Как позволяет им реализовать себя, чувствовать уверенность и собственную значимость?
Организованный учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении помогает раскрывать каждого такого ученика.Школа обязана заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь ребятам реализовать себя, свои способности. У них есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
Одна из форм социализации ребёнка инвалида, участие в коллективной проектной деятельности. Первый уровень - в знакомой среде, в классе, затем в школе и уж потом в социуме.
281559035306000 Во 2 классе где я работаю, есть ребёнок- инвалид Викулин Кирилл. Школу он не посещает, но принимает активное участие в жизни класса. Вместе с учащимися класса мы разработали проект «Научи другого». Ребята учат детей своего класса делать поделки из разного материала: бумаги, пенопласта, пластиковых бутылок и т.д. Свою поделку «Самолёт» предложил и Кирилл к празднику 23 февраля. Сам изготовил поделку, приготовил всё необходимое для ребят и провёл мастер-класс.


Кроме Кирилла, в классе учится девочка с ослабленным здоровьем, у неё плохое зрение, которая также провела мастер-класс к новогоднему празднику.

20250152857500 Саша является призёром районного конкурса «Поделки к Новому году».
Второй уровень социализации ребёнка - школа. Не секрет, что за последнее время в школе стало больше детей с избыточным весом, малой подвижностью. В 2011году, на педагогическом совете классных руководителей предложила идею провезти в школе, среди учеников 1- 6 классов праздник богатырей. Участниками спортивных соревнований были дети не посещавшие секции, мальчики с избыточным весом. Мероприятие в школе стало традиционным уже в течение трёх лет. Одноклассники «богатырей» являются активными болельщиками, поддерживают ребят и тем самым дают уверенность детям, которые считали себя «ненужными» в классе.
Третий уровень социализации ребёнка – социум, то есть участие детей в социальных акциях. Совместно с детьми реализовали социальный проект «Подари мне праздник», который был разработан учащимися 4 класса для детей с ограниченными возможностями ГКОУ «Турунтаевская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида». В ходе 24917406096000реализации проекта дети в тесном общении мастерят новогодние елочки из салфеток. Это формирует у школьников чувства милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения друг к другу. Ведь общение со сверстниками позволит не чувствовать себя «изгоями общества», позволит повысить самооценку детей из школы - интерната.
Для «благополучных детей» совместное дело стирает грань недопонимания между детьми разного социального статуса, воспитывает чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения друг к другу.
Совместная работа школьников в участии в данном проекте объединяет детский коллектив и  приучает их к работе в команде, учит помогать и поддерживать тех, кто сегодня оказался в трудной жизненной ситуации.

Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам, обучающимся в условиях массовой общеобразовательной школы, обеспечивает возвращение ребенка, получившего инвалидность, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений.
По результатам работы, был проведён мониторинг активности детей, который показал, что с каждым годом растёт количество детей, желающих быть непосредственными помощниками и организаторами проектов, нежели наблюдателями, способствует индивидуальному развитию личности ученика, способного самостоятельно оценивать происходящее. А это возможно если ребёнок-инвалид активно общается со сверстниками, чувствует их и уверен в своих силах. Тогда и он будет строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.