Урок по теме «В мире профессий, профессия следователь

Урок по теме «В мире профессий, профессия «Следователь»»
Тема урока: В мире профессий, профессия «Следователь».
Предмет: Уроки психологического развития
Класс: 5 класс.
Тип урока: Знакомство с новыми понятиями.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные,
развивающие, здоровьесберегающие.
Цели урока: развивающие: развитие концентрации внимания, операций мышления (сравнения, обобщения), информационных общеучебных умений (работа со словарем), умения работать в группах;
воспитательные: воспитание интереса к урокам психологического развития;
образовательные: расширение представлений о профессии следователь.
Знания, умения, навыки, которые приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока: знакомство с новой профессией – следователь; определение и развитие качеств, связанных с функциями внимания и необходимых для работы следователя.
Необходимое оборудование и материалы: мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, толковые словари, карточки с ролями для групповой работы.

Организационно-мотивационный момент
- Добрый день, мы начинаем. Улыбнитесь! Скажем добрые слова о сегодняшнем дне, какой он? (ответы детей)
-Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении).
Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните, одновременно напрягая правую ногу. Бедра держите «собранными». Это поможет укрепить бедра и стабилизировать спину. Повторите упражнение 3 раза. Затем сделайте то же самое левой ногой.
- В нашей школе проводится большая работа по профориентации, т.е. по формированию умения ориентироваться в мире профессии, потому что всем вам в будущем предстоит выбрать одну единственную для себя профессию. Я предлагаю вам начать эту работу сегодня.
- На уроке мы с вами познакомимся с профессией, а с какой, вы попытаетесь угадать по 5-ти подсказкам.
На слайде появляются по очереди подсказки. После каждой подсказки дети строят предположение о предполагаемой профессии.

1.Только высоко образованный человек может быть представителем этой профессии. (Учащиеся предполагают)
2. Эта профессия требует высокий уровень развития внимания и логического мышления. (Учащиеся предполагают)
3. Это престижная и достаточно хорошо оплачиваемая работа. (Учащиеся предполагают)
4. Для хороших результатов в этой работе важен сбор информации и проверка доказательств. (Учащиеся предполагают)
5. В настоящее время люди этой профессии работают в ОВД и в прокуратуре. (Учащиеся предполагают)

Шерлок Холмс – представитель этой профессии.
- Вы правильно догадались, это профессия «следователь».

Постановка темы, целей урока
Тема урока: Профессия «Следователь».
Цель: сегодня мы будем знакомиться с новой профессией
- Исходя из темы и цели, учитывая, как вы сидите, поставьте перед собой задачи на урок. (Ответы детей)
– Правильно, мы:
познакомимся с особенностями профессии и качествами, которыми должен обладать следователь;
будем развивать качества, необходимые для работы следователя;
попробуем работать в группах.

3. Работа со словарем - Кто из вас может дать определение этой профессии, кто такой следователь? (ответы детей)

- Самую точную формулировку можем найти где? (ответы детей) Обратимся к словарям и Интернету.
– Ваши определения
4. Основная часть - Вернемся к подсказкам, в них уже есть качества, которыми должен обладать следователь, какие они? (ответы детей)

Работа по группам на интерактивной доске – заполнение ассоциограммы «Качества следователя» (одно качество от группы).
- Обсудите в течение двух минут самое важное качество следователя и запишите его на доске. (В результате этой работы будет заполнена ассоциограмма, в которой либо дети, либо учитель записывают качество – внимательный.)

- Вы молодцы, хорошо поработали, у нас есть представление, кто такой следователь. Хотите побывать
в роли следователя? Каждой группе предстоит раскрыть свое дело. На раскрытие вам дается 5 мин., хранитель времени в каждой группе за этим следит.

Работа по группам – выполнение заданий, которые предложены на карточках.

В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденного. (Сравнение двух картинок и нахождение недостающих предметов.)

В доме, где была совершена кража, задержан человек, который утверждал, что он просто ошибся дверью и никакого отношения к краже не имеет. Следователь, обыскав этого человека, ничего у него не нашел, кроме зашифрованной записки. Это вызвало подозрение. После долгих усилий удалось разгадать шифр записки и прочесть ее содержание. Она указывала, где спрятано награбленное. (По приведенному шифру необходимо прочесть текст записки.)

Полицейский достал грабителя на месте преступления, когда тот, пытаясь вскрыть сейф, взорвал его. Необходимо отыскать осколок сейфа, так как он является уликой, доказывающей преступление. (Необходимо соотнести все осколки с формой отверстия в сейфе.)

(Зачитывается один раз)
После завершенного ограбления следствие зашло в тупик: слишком много подозреваемых. Свидетелей трое. Один из них смог припомнить только, что у преступника была лысина, второй заметил, что он был усатый, а третий – что у него на лице был пластырь. Пожалуй, этого достаточно, чтобы определить виновного. (Нахождение фотографии по приметам.)

Ораторы представляют результаты раскрытия дел.
- Скажите, пожалуйста, какие дела на ваш взгляд были легкими, а какие вызывали затруднения и почему?
(высказывания учащихся)
По высказываниям детей учитель делает вывод о необходимости развития внимания и логического мышления, нужных не только этой профессии.

5. Физкультминутка Игра «Вопрос-ответ» (на внимание, эмоциональное раскрепощение)

Дети встают в круг. Учитель в центре круга очень быстро задает вопросы, отвечает на них не тот, кого спрашивают, а тот, кто стоит слева (справа).
Примерные вопросы:
- какой сегодня день недели?
- какой идет по счету урок?
- какой цвет моих глаз? и т.д.

- Ребята, что развивала эта игра, то, что нужно следователю? (высказывания детей)

Продолжение основной части
- Сегодня мы убедились, что следователь работает с разной информацией. Ее собирают, проверяют, доказывают и, конечно же, записывают.
Один из способов записывания - стенография. (Определение дает учитель)

- И сейчас мы с вами попробуем этот способ.
Я в течение 1 минуты буду читать текст, ваша задача -указать, сколько в рассказе слов, отмечая во время чтения каждое слово одним штрихом.
(Учитель читает отрывок из книги Э. Успенского «О знаменитом сыщике Колобке»
- Когда-то он был вредным мальчишкой – он от бабушки ушел, от дедушки ушел, немного бродяжничал. Но потом он взялся за голову. Окончил милицейское училище и стал главным расследователем мелких и крупных преступлений и нарушений дисциплины. В парке города Москвы.
Там, где дружинники бессильны, а милиции вступать в дело еще рано, там, в дело вступает Колобок.)

Ответы детей сравниваются, побеждает тот, кто безошибочно определил количество слов, им выдаются сертификаты «Самый внимательный».

7. Подведение итогов
- Мы много говорили о профессии следователя и выявляли качества.
Сделаем выводы, кто же такой следователь?
- Вернемся к нашим поставленным целям в начале урока, достигнуты ли они? (высказывания ребят)

Каждая группа подводит итоги урока по упражнению «Незаконченное предложение»

- Вы сегодня работали замечательно и справились со всеми заданиями! Качество – внимательность, которое мы развивали, нужно не только следователю, но и .
Благодарю за урок!













15