Описание опыта работы Самостоятельная работа как средство формирования прочных, устойчивых знаний учащихся.


Обобщение опыта
Самостоятельная работа как средство формирования прочных, устойчивых знаний учащихся.
Насковец Татьяна Александровна
Учитель математики
МБОУ«Хомутинская СШ»
СП «Киршовская ООШ»
Нижнеомского муниципального
Района Омской области
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке обучающихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению обучающихся определённой суммой знаний.
Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”, - сказал Л.Н.Толстой”. И с ним можно только согласиться, так как обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.
Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.
Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, его тайные смыслы?
Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать.
Результатом моей работы сказывается: научившись думать самостоятельно, мои ученики сами овладевают знаниями и анализируют проблемы. Я не смогу их всегда опекать, они оканчивают школу и уходят, но механизм работы мысли уже приведен в действие.
Вот тогда и будет реализовано назначение образования. Появятся новые вопросы. И мы будем жить дальше.
Размышляя, таким образом, я пришла к выводу, что в процессе обучения  математике  задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.
Гипотеза:
Если использовать в образовательном процессе данный опыт, то
у детей выработается навыки самостоятельности;
сформируются прочные и устойчивые знания;
обучающиеся будут самостоятельно приобретать, расширять и углублять, знания применяя их на практике;
 самостоятельные   работы  ускорят темпы формирования у школьников умений и навыков практического характера.
Поэтому целью моего опыта является создать условия, способствующие самостоятельному приобретению, закреплению знаний, умений и навыков на уроках математики и на практике.
Описание опыта
Цель своей педагогической деятельности определяю:
овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков;
планирования своей учебной деятельности и оценивания результатов;
формирование навыков  самостоятельной  деятельности; воспитание ответственности за результаты своего труда;
Задачи:
развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности;
развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов;
развитие внимания, воображения, настойчивости, ответственности;
формирование навыков  самостоятельной   деятельности;
воспитание ответственности за результаты своего труда;
развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных
действий и их результатов.
Началом моей  работы  по теме опыта стало проведение диагностики уровня самостоятельности учащихся в получении знаний и сформированности умений оценивать, контролировать свою учебную  деятельность.

Анализ контрольных  работ  и опроса школьников показал, что владея математическими понятиями, многие не могут применить их для решения учебных задач.
Выявив уровень самостоятельности учащихся, я приступила к организации педагогического опыта. Рассматривая  самостоятельную   работу, как средство развития навыков самообучения, самоконтроля, я провела теоретический анализ соответствующей педагогической литературы. Изучала технологии: личностно – ориентированного обучения И.С.Якимовой, критического мышления М.Липмана, проблемного обучения М.И. Махмутовой. Для решения поставленных задач определила условия и формы организации  самостоятельной   деятельности  обучающихся, провела отбор видов  самостоятельной   работы, а также педагогических методов и приёмов. В целях положительного результата опыта, я планомерно и систематически включала  самостоятельную   работу  в учебный процесс на разных этапах урока, в том числе и в ходе усвоения нового материала. Самостоятельные   работы  составляла с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому  ученику, создавала условия для их активной, сознательной,  самостоятельной, продуктивной  деятельности, учитывая склонности, интересы, способностей детей. В ходе индивидуальной формы обучения, решала проблему полной самостоятельности несознательных  учеников  и  учеников  с математическими способностями. Эти группы детей, в зависимости от целей урока, выполняли свое, отличное от других, задание. Дифференциацию  самостоятельных   работ  проводила следующим образом: Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной). Приложение 1Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного  выполнения. Индивидуально-групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся. (Приложение 1).
Общие для всего класса задания с возрастающей степенью трудности.
Так, например, для сильных обучающихся можно предложить задание - решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других обучающихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью предлагаю одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, а другим — карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием объяснить каждое действие задачи. Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся позволило строить процесс обучения так, что он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным  ученикам  и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных обучающихся.Большое внимание на уроках уделяю развитию у обучающихся простейших навыков  самостоятельной   работы  (выполнение  схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.), используя обучающие, тренировочные  самостоятельные   работы.   Такая  работа  учит школьников анализировать свои знания, выявляя при этом пробелы, непонятные моменты по теме, мешающие прочному усвоению изучаемого материала. (Приложение2). На первых порах учила обучающихся понимать и принимать контроль учителя. Для этого знакомила обучающихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков. Нацеливала детей на то, что контролировать себя нужно сразу же, как только решили  самостоятельно  хотя бы один пример. Учила детей наблюдать и анализировать свою учебную  деятельность. Предлагала обучающимся оценить  деятельность  товарища, опираясь на указанные критерии.
Продуктивным приемом на этом этапе были математические тесты. При составлении тестов обычно использовала 10 заданий, что давало возможность самооценки детьми своей  работы. Нет ошибок -«5»; 1-2 ошибки -«4»; 3 -4 ошибки -«3». Знакомила обучающихся с различными видами проверки: решение задачи разными способами, сверку с образцом, проверку по условию и смыслу задачи. Главная цель заключалась в формировании у школьников навыков самоконтроля и самооценки как элементов учебной  деятельности. В результате обучающиеся стали адекватней анализировать свою  работу  и лучше готовиться к занятиям. Целесообразность данной  работы  заключается ещё в реализации учебно-познавательной компетенции, так как в ходе  работы   ученики  приобретают умения и навыки, которые им будут полезны в будущем при итоговой аттестации. Особая роль на уроках  математике  отвожу письменным  работам, так как они способствуют наиболее эффективному приобретению навыков самообучения и самоконтроля. 1. Самостоятельные   работы  развивающего, творческого характера, к которым можно отнести решение задач несколькими способами, задачи из олимпиад.  Самостоятельные   работы  на составление задач с данными числами или составление аналогичной задачи. 2.Задачи с практическим содержанием. Например:  самостоятельно  вычислить длину, ширину и высоту класса, вычислить объём; найти расстояние между городами с помощью карты. 3.  Самостоятельная   работа  над ошибками, с целью формирования у обучающихся умений  самостоятельно  контролировать свою  деятельность  по результату. При допущении ошибок, школьники учились обнаруживать свои затруднения, искали пути повышения своего уровня образования. Обучающийся приучались исследовать свою  деятельность, тем самым приучались постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?», т. е. создавались мотивы для  самостоятельной  учебной  деятельности  и развития рефлексивной компетентности.  Работа  над ошибками проводилась по следующему плану:
План действий по устранению моих ошибок. Задача, в которой была сделана ошибка. Причины ошибки: Как избежать ошибки? Решение похожей задачи. Как действовал я? Как надо было действовать. Почему я ошибся?
 Выполнение  заданий, аналогичные тем, в которых допущены ошибки, проводились для того, чтобы обучающиеся поняли, в чём заключается правильное решение. 3. Самостоятельные  письменные  работы  на повторение, актуализацию знаний, необходимые перед изучением нового материала или его закреплением. Например: перед изучением темы “Проценты ” провела математический диктант, позволяющий определить, как  ученики  помнят обыкновенные дроби, десятичную запись дробных чисел, правила умножения и деления десятичных дробей на 100, 10. 4. Самостоятельные   работы  для выявления степени усвоения знаний. С этой целью применяю тесты, контрольные  работы.
 В качестве рефлексии, я провожу тесты с самооценкой результата, опрос по теме урока. (Приложение 3)
Научить школьников проводить рефлексивный анализ - это значит вооружить их следующими умениями: - оценивать собственную  деятельность  на уроке; -выявлять затруднения, пробелы в знаниях, как направления будущей учебной  деятельности . Составляющими  самостоятельной   деятельности   ученика  являются умения ставить цель  работы , актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы  деятельности ; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Чтобы развить у школьников выше перечисленные качества, необходима продолжительная  работа.
Результативность опыта.
Подводя итоги моего опыта, я сделала вывод, что  самостоятельная   работа  обладает большим потенциалом для развития различных умений и навыков школьников. А так же мотивирует обучающихся на углубление и расширение знаний, требует от них самодисциплины, ответственности, в результате чего снижается процент обучающихся желающих списать и получить только оценку.
Данный опыт имеет следующие преимущества:
- дети работают самостоятельно, что позволяет устранить пробелы в знаниях;
- сами добывают знания в учебнике, в дополнительной литературе, сети- Интернет.
Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач;
Систематическое проведение самостоятельных работ в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников:
80 % обучающихся участвуют в международном конкурсе-игре «Кенгуру для всех», где в 2009, 2010 годах результаты двух выпускников признаны «очень хорошими»,
в 2009, в 2010 годах подготовила двух призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике.
Регулярное использование разнообразных самостоятельных работ позволило добиться высокой успеваемости (100%) по математике и за последние три года роста качества знаний с 57% до 62%
В 2011 учебном году я повторно провела диагностику «Как вы владеете интеллектуальными и исследовательскими умениями?»

1-выделение главного
2-владение приёмом сравнения
3-владение приёмом обобщения
4-умение применять теоретический материал
5-умение работать самостоятельно
Из диаграммы видно, что по таким показателям, как умение работать самостоятельно результаты увеличились от 60% до 65%,применять теоретический материал от 59% до 62%, выделять главное от 57% до 60%. А вот умения сравнивать и обобщать у ребят остались на прежнем уровне.
Используя виды самостоятельной работы, мною замечена положительная динамика. Сейчас, работая в сдвоенных классах, без самостоятельной работы просто не обойтись. Значит, есть над чем работать, поэтому я продолжаю работу в данном направлении: анализирую области применения самостоятельных  работ, изучаю виды и методику их использования в учебном процессе, чтобы в процессе образования школьников получать положительные результаты по итоговой аттестации по математике.