Логопедический массаж для детей — решение проблем с речью

Логопедический массаж для детей 
решение проблем с речью

Ребёнок не выговаривает звуки или плохо развита речь, это повод обратиться к специалисту. Речь – основное средство связи человека с окружающим миром. Все малыши в разные сроки и по-разному овладевают правильной речью. Но с такой проблемой, как нарушение речи у ребенка, в последние годы сталкиваются многие родители. Существует множество причин, приводящих к возникновению данной проблемы. Самое главное в этом случае – своевременный поход к специалисту, который на логопедических занятиях для улучшения звукопроизношения детям предложит выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику. Но, к сожалению, случается так, что этого недостаточно, так как органические нарушения речевого аппарата более серьезные. Именно в таких случаях ребенку необходим нетрадиционный, но, тем не менее, очень эффективный метод логопедического воздействия – логопедический зондовый массаж. Техника массажа предусматривает воздействие зонда на область языка, губ, щек, неба. С помощью зонда логопеды воздействуют непосредственно на области, нуждающиеся в стимуляции. Массаж является достаточно простым, но весьма результативным способом устранения проблемы функционирования речевого аппарата у ребенка. Техника продумана таким образом, что каждый зонд обрабатывает определенные пораженные части, что и помогает их реанимировать.
С помощью массажа оказывается воздействие на мышцы лица и языка, корректируется неправильное произношение звуков. При регулярном проведении нормализуется произношение и речь. Будучи активным методом механического воздействия, он направлен на изменение состояния мышц и тканей, нервов и кровеносных сосудов, задействованных в речевом аппарате, благодаря чему нормализуются не только произносительные звуки, но и эмоциональное состояние ребёнка. Регулярно выполняя логопедический массаж и гимнастику можно постепенно нормализовать моторику и тонус артикуляционного аппарата, увеличить силу и длительность выдоха, выработать ритмичность движений конечностями и улучшить их координацию.
Но прежде чем приступить к сеансам зондового массажа, необходимо пройти обследование мышц всей артикуляционной системы. После этого определяется курс и интенсивность лечения, который периодически повторяется.
Учитывая специфику логопедической работы в результате применения специфических методов воздействия на организм ребёнка, а именно зондовый массаж, хочется заметить, что для проведения процедуры массажа необходимы специально организованные условия и психологическая готовность специалиста (терпение, нацеленность на динамику ) перед проведением курса массажа. От того, насколько грамотны и продуманы действия логопеда, насколько благоприятно и комфортно чувствует себя ребёнок в руках специалиста, зависит конечный результат.. В результате многолетней практики мною определены принципы, которых необходимо придерживаться в работе с логопедическими зондами в любом коррекционно-образовательном учреждении для достижения максимального результата и обеспечения безопасности мероприятия в процессе работы.






Инструкция
По охране труда при проведении логопедического массажа

Общие требования безопасности
1.1. Специалист при проведении логопедического массажа должен знать и выполнять:
-настоящую инструкцию;
-правила пожарной безопасности (знать план эвакуации детей на случай пожара, места расположения первичных средств пожаротушения; уметь обращаться с огнетушителем и т.д.);
-правила дезинфекции и предстерилизационной очистки зондовых инструментов
-инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
1.2. При организации занятий следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов:
- неправильного подбора детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости;
-неисправного электрооборудования, технических средств обучения, которое может привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием;
-неправильного хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами, которые могут стать причиной различных травм;
1.3. Деятельность должна быть тщательно подготовлена специалистом с учетом возрастных и физических возможностей получателей социальных услуг.


2. Требования безопасности перед началом работы
Проверить освещение рабочего места, при необходимости принять меры к его нормализации.
Убедиться в исправности электрооборудования для предстерилизационной обработки инструментов, в исправности и целостности подводящих кабелей.
Подготовить средства для проведения массажа: одноразовые медицинские перчатки, массажное масло(крем), не вызывающие признаков аллергии, присыпку, одноразовые салфетки из нетканого материала, стерилизованные инструменты для проведения массажа
Освободить руки массажиста от украшений (колец, браслетов) во избежание возможного травматизма кожных покровов ребёнка во время проведения процедуры.
Подготовить кушетку (кресло) для массажа и валик под изголовье, обеспечивающий удобную позу для расслабления ребёнка.
Перед началом массажа лицо ребёнка протирают одноразовыми антибактериальными салфетками или моют жидким мылом.
Руки логопеда в одноразовых перчатках смазывают массажным маслом либо посыпают присыпкой в зависимости от вида массажа.
Запрещается проводить массаж, если ребёнок болен:
- ОРЗ;
- вирусной инфекцией;
- соматическими заболеваниями;
- раздражения или гнойничковые заболевания кожных покровов или полости рта;
- плохое самочувствие ребёнка.

3. Требования безопасности во время работы
3.1 При проведении массажа необходимо в каждом конкретном случае учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его готовность к проведению процедуры массажа.
3.2 Соблюдать порядок и последовательность проведения массажа, учитывая специфику состояния мышечного тонуса и двигательной функции каждой мышцы.
3.2 Во время проведения массажа логопеду необходимо принять правильное положение по отношению к ребёнку, положением ладони зафиксировать область головы ребёнка для обеспечения её устойчивого положения во время проведения массажа.
3.3 Массаж производить при оптимальном положении тела ребёнка, обеспечивающем общее расслабление и снятие напряжения мышц речевого аппарата
3.4 Время проведения массажа не должно превышать 15-20 минут.
3.5 Не оставлять ребёнка одного в кабинете без присмотра, по окончании массажа передать ребёнка старшему воспитателю.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении пожара необходимо:
-немедленно эвакуировать получателей социальных услуг (согласно плану эвакуации) из помещения, закрыв все форточки, окна (с целью нераспространения быстрого огня);
-вызвать пожарную часть;
-сообщить о пожаре заведующему;
-при необходимости и возможности отключить электроэнергию;
-приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств
пожаротушения, соблюдая меры личной безопасности.
4.2. При получении травмы ребенком необходимо:
-немедленно оказать доврачебную помощь пострадавшему, устранить воздействие на него повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду, убрать травмирующий предмет и др.);
-выполнять мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение);
-поддерживать основные жизненные функции пострадавшего ребенка до прибытия медицинского работника;
4.3. При возникновении непредвиденных ситуаций следует:
-обеспечить безопасность детей;
-сообщить администрации о случившемся, при необходимости успеть оказать первую помощь при несчастном случае;
-при необходимости сообщить в службы спасения.

5. Требования безопасности по окончании работы
5.1Привести в порядок рабочее место, убрать инструменты и оборудование на место.
5.2 Проветрить кабинет, закрыть форточку, фрамугу.
5.3 Выключить электроосвещение.

























15